Полезные советы для автолюбителей

Как бороться с перегревом двигателя

Перегрев автомобильного мотора — это одна из серьезнейших проблем при эксплуатации, зачастую возникающая из-за халатности автовладельцев, реже из-за неисправностей систем и механизмов самого мотора. Рассмотрим возможные причины перегрева мотора, их диагностирование (выявление). А так же методы устранения перегрева двигателя.

Перегрев двигателя - серьезная проблема для автовладельцев

Перегрев двигателя — серьезная проблема для автовладельцев

Основные причины перегрева двигателей

Итак, рассмотрим основные причины, которые могут привести к перегреву двигателя.

Перегрев по недосмотру

Начнем с самых простых. При повышении температуры выше рабочего диапазона следует сначала обратить внимание, нет ли посторонних предметов перед радиатором. Иногда бывает, что автовладельцы после зимнего режима эксплуатации забывают снять утеплитель.

Второй наиболее распространенной причиной, которая приводит к перегреву, является недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, которая может быть вызвана банальным испарением жидкости из системы.

«НО ПОМНИТЕ, ЧТО ОТКРЫВАТЬ ПРОБКУ РАДИАТОРА НА НЕОСТЫВШЕМ МОТОРЕ ЗАПРЕЩЕНО!»

Категорически не советуется открывать пробку на неостывшем радиаторе

Категорически не советуется открывать пробку на неостывшем радиаторе

Если уровень низкий, то просто долейте охлаждающую жидкость. Даже если вы заметили подтекания из патрубков системы, лучше всего понемногу доливать жидкость в систему и таким образом добраться до ближайшей СТО. Где уже и выяснять причину протечки. Для долива можно использовать тосол любой марки (вода используется в крайних случаях).

Технические причины

Вентилятор

Так же убедитесь, что при работе двигателя вентилятор крутится. Если нет, то это свидетельствует о неисправности муфты привода вентилятора (для современных автомобилей) или провисания и следовательно проскальзывания приводного ремня вентилятора (для старых моделей авто). Иногда бывает так, что лопасти вентилятора от старости или в силу других обстоятельств частично обломаны. Это также негативно сказывается на охлаждении радиатора и блока двигателя. В таком случае вентилятор следует заменить.

Протечки жидкости

Теперь рассмотрим более существенные причины перегрева мотора на автомобиле. Вернемся к низкому уровню жидкости и подтеканиям в системе. Очень часто протечки охлаждающей жидкости наблюдаются в местах соединения патрубков и радиаторе. Очень часто причиной понижения уровня тосола в системе является протечки в радиаторе печки. В таком случае в салоне появится соответствующий специфический запах, и потеки на обивке под передней панелью. Иногда это сопровождается и запотеванием переднего стекла.

Причины перегрева двигателя:

Как показывает опыт эксплуатации многих автомобилистов для устранения таких протечек, если они не большие можно использовать так называемые герметики типа «антиутечки». Но следует помнить, что в таком случае в системе должна быть охлаждающая жидкость типа тосол, а не вода. Так как вода может образовывать солевые отложения на стенках системы. И в узком месте такие отложения в совокупности с герметиком могут спровоцировать закупорку канала. Поэтому, если вы уверены в чистоте всех внутренних поверхностей системы охлаждения, тогда используйте герметик. Если нет, тогда можно использовать герметик, но, приехав домой в гараж или на вашу СТО, следует почистить систему и устранить все подтекания путем замены или ремонта неисправных элементов.

Пробка радиатора

Теперь рассмотрим еще один вариант перегрева современных моторов. Суть состоит в том, что большинство автомобилей с форсированными моторами заграничного производства допускают нагрев отдельных частей двигателя свыше 100 градусов. Вплоть до 120. Но жидкости в таких устройствах содержатся под небольшим давлением, что не позволяет им закипать при этих температурах. Даже при местном или локальном перегреве охлаждающей жидкости, она не начнет кипеть и превращается в пар. Это в случае если конструкция герметична (а это обязательное условие для таких систем охлаждения), перегретая жидкость будет отведена и охлаждена. А вот если система разгерметизирована, то перегрев, даже локальный, спровоцирует выброс пара в расширительный бачок, а затем и в атмосферу и как следствие перегрев двигателя.

При этом все симптомы неисправности будут сигнализировать нам о пробитии прокладки под головкой блока цилиндров (появление пузырьков, образование пены, вытеснение жидкости в расширительный бачок). Зачастую негерметичность системы в первую очередь вызвана неисправным клапаном на пробке радиатора. Если он не способен поддерживать необходимое давление в системе, то работать она правильно в таком случае не будет. Проверить работоспособность таких систем охлаждения, можно просто пощупав патрубки системы перед прогревом мотора и после. Если на прогретом двигателе патрубки будут тверже, значит, жидкость за счет расширения повысила давление в системе, а клапан держит его.

Проверьте исправность клапана на пробке радиатора

Проверьте исправность клапана на пробке радиатора

Загрязнения радиатора

Следующей причиной, по которой двигатель может перерваться – это неэффективность системы. Зачастую это может спровоцировать забитый отложениями и загрязнениями радиатор. Такая неисправность своими силами практически не устранима. Для ее устранения придется снимать радиатор и везти его к специалисту, который распаяет его. Произведет очистку. А затем снова спаяет все обратно.

Неисправность водяного насоса (помпы)

Частенько на внешний вид все кажется идеально. Уровень в системе соответствует норме, протеканий и заметных дефектов нет. А почему греется двигатель не ясно. В таком случае причиной может стать как помпа (водяной насос), или термостат, а точнее его клапан.

Рассмотрим сначала неисправности связанные с помпой. Первое из-за чего водяной насос может работать неправильно — это ослабление приводного ремня. Для устранения данной поломки необходимо подтянуть или заменить приводной ремень. Второй причиной, по которой помпа может работать не эффективно, являются дефекты лопастей. Эти дефекты могут выглядеть как появление отверстий, сгнивание краев лопастей, или наоборот обрастание продуктами коррозии и загрязнений. В таком случае ток жидкости через помпу будет затруднен, а значит, насос не обеспечит эффективную прокачку охлаждающей жидкости через всю систему. Что естественно приведет к перегреву мотора. Для устранения данного дефекта необходима полная замена помпы. Мыть или очищать крыльчатку нет смысла, так как она уже подверглась коррозии. И через небольшой промежуток времени все повторится.

Что делать если перегревается двигатель:

Теперь немного о термостате

Данный элемент системы предназначен для переключения тока жидкости по малому и большому кругу. Иногда в процессе эксплуатации клапан, отвечающий за переключение, отказывает или попросту зависает (заклинивает). Причин этому может быть много от банального заводского брака до отложений на стенках термостата. Однако выход в любом случае лишь один – немедленная замена термостата целиком.

Прорыв прокладки ГБЦ

Но бывают и другие более серьезные причины, из-за которых двигатель может перегреваться. Одной из их является прорыв прокладки под головкой цилиндров и блоком двигателя. Если это произошло, то отработанные газы из выпускного коллектора могут попадать в систему охлаждения и вызывать еще больший нагрев жидкости. Кроме этого теряется герметичность системы, что приводит к падению давления и соответственно кипению жидкости. В итоге на работающем моторе под крышкой радиатора можно наблюдать появление большого количества пузырей и вспенивания. Это как пузыри кипящей жидкости, так и пузырьки отработанных газов которые попали в систему. Естественно, что в итоге получаем перегрев мотора.

Также, причиной перегрева может быть прорыв прокладки ГБЦ

Также, причиной перегрева может быть прорыв прокладки ГБЦ

Для того чтобы убедиться пробита головка или нет, можно использовать следующую методику. Она особенно эффективна для автомобилей с закрытым типом радиатора, где все манипуляции по доливу и проверке уровня жидкости выполняются через расширительный бачок:

  1. Даем двигателю остыть;
  2. После отсоединяем от расширительного бачка резиновую трубку, которая вторым концом крепится у пробки радиатора. Опускаем ее в емкость с чистой водой;
  3. Заводим двигатель;
  4. Уже через пару минут после заводки мотора, из трубки будут выходить пузырьки, это выходит воздух из самой трубки. Далее может начать выливаться тосол. В прозрачной воде его отлично видно. Ждем в таком положении минут десять. Если кроме тосола из трубки не появляются пузырьки воздуха, значит, прокладка головки цилиндров целая и не требует замены. Если пузырьки пошли значит, прокладку необходимо менять.

Что делать водителю в случае перегрева двигателя

Алгоритм поведения водителя, если по датчику температуры он увидел, что двигатель перегрелся:

  • Необходимо немедленно включить печку на полную мощность;
  • Остановиться на обочине, не создав для других участников движения затруднений или аварийных ситуаций;
  • Не глуша мотор, открыть капот и убедиться в том, что вентилятор работает, и шкив водяного насоса так же вращается;
  • После этого заглушить двигатель и пощупать рукой радиатор сверху вниз. Если он нагрелся, неравномерно или вообще холодный, значит либо забитые соты или же не работает термостат, если нагрев есть, но небольшой, значит однозначно проблемы с помпой;
  • После этого даем двигателю остыть. И лишь после этого открыв крышку радиатора, проверяем уровень охлаждающей жидкости. Если он недостаточен, то доливаем до нормы. При этом важно помнить, что долив тосола или воды производиться только на остывшем моторе. Иначе из-за резкой разницы температуры головка блока цилиндров или даже блок могут треснуть.

К чему может привести не своевременное выявление перегрева двигателя

Перегрев двигателя значительно уменьшает ресурс деталей

Перегрев двигателя значительно уменьшает ресурс деталей

Как ни странно, но именно горячий мотор работает эффективно. Но, как и для каждого механизма, всему есть свой предел и ограничения. Для автомобильных моторов принято, что их рабочая температура может колебаться от +80 градусов до +120 градусов Цельсия. Если мотор нагревается выше данных значений, отдельные его узлы и механизмы начинают терять эффективность и прочность. В первую очередь это касается шатунно-поршневой и гильзовой группы. Не забываем, что современный поршень это алюминиевая деталь, а значит и подвержен быстрому нагреву и деформации.

Чугун, несмотря на большую плотность, обладает высокой хрупкостью. И при перегреве этот порог хрупкости увеличивается, что приводит к растрескиваниям гильз. Алогичная ситуация и с головкой блока цилиндров, при перегреве она легко деформируется вызывая разгерметизацию не только системы охлаждения, но и системы смазки двигателя, системы выпуска отработанных газов, и т.д. В итоге получаем не просто перегрев мотора, а выход его из строя. В лучшем случае получаем смешивание масла и охлаждающей жидкости в системе смазки. В худшем заклинивание поршней в цилиндрах. В первом случае проблемы с двигателем устраняются средним ремонтом (снятие и шлифовка ГБЦ, замена прокладки). А во втором варианте это уже капитальный ремонт мотора, который и стоит соответственно.

Как предупредить перегрев двигателя

Не стоит считать, что перегрев двигателя происходит мгновенно. Нет, быстро, может, нагреется лишь какая-то небольшая локальная часть мотора. А потом этот перегрев может повлечь и повышение температуры по всей системе. Это как в чайнике. Сначала закипает вода на днище, а потом спустя время закипает и весь чайник. Поэтому самый простой и эффективный способ предупреждения перегрева это постоянный контроль температуры воды по датчику. Желательно обращать внимание на приборы хотя бы раз в пять минут. Таким образом, вы сможете увидеть повышение температуры воды в моторе и своевременно отреагировать, без печальных последствий.

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Самые популярные автомобили на вторичном рынке: рейтинг
Читать далее...
Водитель оспорил штраф ГИБДД с помощью законов физики
Читать далее...
У нового кроссовера Skoda будет версия купе
Читать далее...
Бизнесмен заплатил 9 миллионов долларов за красивый номер
Читать далее...
Будущее электромобилей: с Tesla потягается и Ford
Читать далее...
Премьер-министра Казахстана оштрафовали за нарушение ПДД
Читать далее...
Новый кроссовер Skoda: выпуск стартовал
Читать далее...
Под маркой Haval кроссоверы Blue Label и Red Label
Читать далее...
В этом году трассу М7 снова парализуют пробки
Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
Рейтинг надежных машин 2015-2016 года
0 Читать далее...
Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2016 года
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...
ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте
  • Борис

    ВАЗ 2106 после капремонта двигателя греется.Специалисты и сочувствующие успокаивали,что через 3-4 тыс. км пробега дефект исчезнет.За это время испробовал все рекомендуемые советы.Ни что не помогло.А причина была найдена недавно.Ни один автор не указывает на причину перегрева в связи с забитым радиатором снаружи!Поехал на автомойку,пробили забитый напрочь радиатор с 2-х сторон.И теперь в самых тяжелых режимах температура не поднимается выше 80 град.Думаю не помешает информация автолюбителям.

    • Аноним

      Спасибо)