Особенности присадок для добавки в антифриз
Чтобы этиленгликоль не оказывал коррозионные действия на металл, необходимо применить добавку присадки в антифриз. А для того, чтобы такое вещество не вспенивалось — антипенные препараты.
Традиционные антифризы
Традиционные охлаждающие жидкости, к которым относится и Тосол, для предотвращения коррозии имеют в своём составе: силикаты, нитриты, бораты и др. Бывает, в них присутствуют ингибиторы, не имеющие силикатных веществ, которые хорошо защищают алюминий. А, случается, добавляют меркаптобензтиазол натрия для лучшей защиты латуни и меди.
Некоторые содержат фосфаты или бораты для выравнивания рН, а бывает, имеют в своём составе амины, которые заменяют собой парофазный ингибитор коррозии.
Многие применяют метасиликат натрия, который показывает хорошую эффективность ингибитора, однако для условий, в которых работает современный двигатель такое вещество не очень подходит. Даже если добавить в присадки для антифриза стабилизаторы силиката, то проблема образования геля так и остаётся нерешённой. А ведь он приводит к образованию пробок в радиаторах современных автомобилей.
Однако никто из отечественных производителей ОЖ не использует присадки в тосол на основе стабилизатора силиката. В этом случае обычно применяют нитрит. Однако он, взаимодействуя с аминами, образует канцерогенные вещества и даже способствует быстрому расходованию ингибитора. Выполнив раз свою защитную реакцию, он становится неактивным.
А увеличение концентрации нитрита создаёт коррозию алюминиевых припоев и сплавов. Поэтому он выпадает в осадок и наслаивается на внутренних поверхностях системы охлаждения.
В связи с этим понижается пропускные свойства каналов. Выход из ситуации существует только в частой замене ОЖ, а это всегда накладно.
Как решить проблему?
Значительно улучшают качество ОЖ пакеты ингибиторов, которые состоят из композиций солей дикарбоновых кислот. Состав таких ОЖ различных производителей, конечно, действует эффективно. Они на много превосходят своими свойствами традиционные вещества.
Такие виды антифризов в своём составе содержат ещё и:
- присадку против вспенивания;
- ингибитор, препятствующий коррозии меди;
- краситель.
Они не имеют в своём составе нитритов, фосфатов, аминов, силикатов, нитратов и боратов. Отличие новых ингибиторов заключается в создании тонкой защитной плёнки на поверхностях системы охлаждения. Такое вещество способно экономно расходовать ингибиторы. То есть только при возникновении коррозионных очагов.
Поэтому новые ОЖ могут выдерживать эксплуатацию до 250 000 км пробега на легковом автомобиле и 650 000 км для грузовиков. В связи с этим можно сделать вывод, что две эти разновидности ОЖ содержат в своём составе этиленгликоль. Стоит сказать, что силикатный антифриз защищает от коррозии, покрывая всю поверхность тонким слоем “вредной” накипи и ухудшает, таким образом, работу системы.
Однако карбосилатный антифриз убирает коррозию только в том месте, где она образовалась.
Стоит отметить, что ОЖ на основе карбоновых кислот всё же имеют некоторое количество традиционных ингибиторов, таких как, например, толитриазол. Но служат они меньший срок, чем карбосиликаты.
Ведь ингибиторы карбосиликатной основы в определённых условиях сами могут спокойно распадаться на вещества, которые вступают во взаимодействие с традиционными антифризами (когда их смешивают). В результате этого мы получаем вещества, которые не способны выступать в роли ингибиторов коррозии.
Карбоксилатные антифризы способны также разрушать прокладочные материалы, что негативно отражается на работе двигателя. Поэтому их нельзя применять в дизелях.
Антифризы, основу которых составляют органические кислоты, имеют меньшую вязкость, чем традиционные ОЖ. С другой стороны такая их характеристика способствует меньшему образованию накипи. Однако, по мнению большинства специалистов, именно карбоксилатная технология на настоящее время является самой совершенной.
Присадки для изготовления охлаждающих жидкостей в России можно встретить таких крупных фирм, как: Hi-Gear, Arteco, BASF. Но большую часть (около 90%) на российском рынке всё-таки продуктов концерна BASF. Он поставляет различные виды пакетов присадок Glysantin.
Большинство пакетов поставляют на рынок в виде раствора этиленгликоля. Химические составляющие присадок находятся в секрете, однако характеристики имеются.
Поэтому, приступая к вопросу, какую присадку выбрать, обязательно стоит проанализировать все имеющиеся данные, перед тем, как сделать свой выбор. А вы применяете в своём автомобиле присадки для охлаждающей жидкости?