Какую жидкость для охлаждения двигателя выбрать
Силовые агрегаты современных авто зачастую работают при повышенных нагрузках, поэтому нуждаются в эффективном охлаждении. Антифриз или тосол просто обязаны трудиться в системе двигателя внутреннего сгорания (ДВС), чтобы отводить генерируемое в нём тепло, способное пагубно воздействовать на детали мотора и его работу в целом. Большинство автовладельцев недооценивают степень влияния смазочно-охлаждающей жидкости на силовые установки их машин или не придают этому важному вопросу должного значения.
По статистике около 40% неисправностей моторов прямо или косвенно связаны с их системой охлаждения. Процесс сжигания топливной смеси в работающем двигателе происходит при средней температуре в 2200 градусов. Без системы охлаждения ни один ДВС долго работать не сможет, поэтому к выбору охлаждающей жидкости подходить надо ответственно. Однако, как выбрать и какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя – это вопросы, ставящие многих автолюбителей в тупик. Конечно, хорошо бы устроить тестирование охлаждающих жидкостей для двигателя и таким опытным путём определить, что же лучше. Вряд ли такая возможность есть у кого-то из рядовых автовладельцев, поэтому далее мы попробуем ответить на эти вопросы.
Характеристики охлаждающих жидкостей
Чтобы ответить на вопрос «А какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя вашего авто», нужно знать, какими характеристикам должна соответствовать хорошая ОЖ. Наиболее эффективным будет тот антифриз, который будет соответствовать следующим условиям:
- ОЖ не должна закипать и замерзать;
- должна обладать свойствами, предотвращающими образование коррозии;
- не должна взаимодействовать с резиновыми и пластиковыми элементами системы охлаждения и разрушать их;
- не должна вспениваться;
- должна обладать небольшой вязкостью;
- на протяжении срока эксплуатации не должны меняться ни характеристики, ни качество.
Бытует такое мнение, что отличить хороший антифриз от плохого можно по цвету. Нужно понимать, что разновидности охлаждающих жидкостей цветом не определяется. К примеру, пресловутые индексы G11, G12, G12+ и G12++ являются собственными разработками концерна Volkswagen, которые характеризуют ОЖ сугубо этого автопроизводителя, а не антифриз в целом. Некоторые производители антифризов с целью привлечь покупателей умышленно окрашивают свои жидкости в цвета, предложенные этим немецким автоконцерном. Цвет охлаждающей жидкости может оказаться лишь маркетинговым ходом.
Состав охлаждающих жидкостей
В состав смазочно-охлаждающих жидкостей входит смесь из этиленгликоля (иногда пропиленгликоля), пакета присадок, препятствующих коррозии, и воды. Все ОЖ, в основном, различаются между собой лишь присадками. Так что же выбрать, антифриз или тосол, для своего авто? Выбирая ОЖ, в первую очередь следует заглянуть в руководство по эксплуатации машины. Производителю каждой конкретной модели авто должны быть известны все эти нюансы. В руководстве может быть указано, каким именно производителям и маркам ОЖ, прошедшим все тесты данного автопроизводителя, можно отдать предпочтение. Также руководство может проинформировать о необходимом классе этого продукта. Такие охлаждающие жидкости могут производиться по следующим технологиям:
- Традиционная. В таком производстве ОЖ присутствуют пакеты присадок, основанных на солях неорганических кислот: силикатах, фосфатах, нитратах, нитритах, боратах и аминах.
- Карбоксилатная. Данная технология построена с использованием солей органических кислот.
- Гибридная. Это одна из разновидностей карбоксилатной, при которой используются пакеты присадок, основанных на солях карбоновых кислот, с добавлением некоторого количества фосфатов и/или силикатов.
В основном, на рынке РФ превалируют охлаждающие жидкости традиционной и гибридной (карбоксилатной) технологий.
Антифриз и тосол – в чём разница
Следует начать с понятия определений. Антифризами называют абсолютно все разновидности охлаждающих жидкостей в мире. ТОСОЛ – это не вид ОЖ, а название антифриза, произведённого по ГОСТ-овским стандартам РФ. Все российские и зарубежные антифризы разнятся по химическому составу и сроку эксплуатации. Отличие ТОСОЛа от остальных антифризов в том, что он произведён по традиционной технологии, остальные же антифризы, в основном, по карбоксилатной.
Несколько преимуществ антифриза перед тосолом
Надеемся, дальнейший рассказ прояснит ситуацию и поможет определиться в том, какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя вашего автомобиля.
Антифризы, произведённые с использованием традиционных технологий, приводят к образованию на поверхности металла защитного слоя, порой достигающего 0,5 мм. За счёт низкой теплопроводности, наряду с защитой металла от возникновения коррозии, этот слой заметно снижает теплоотвод. Выходит, ТОСОЛ служит, как некий изолятор, снижающий теплопередачу, что приводит к постоянной работе силового агрегата при немного более высокой температуре, чем это заложил автопроизводитель. Такое обстоятельство ведёт к потере мощности двигателя, повышению расхода топлива и к более быстрому износу мотора.
Народное тестирование охлаждающих жидкостей для двигателя выявило, что карбоксилатные антифризы обладают лучшей степенью эффективности. Данные ОЖ способны образовывать защитный слой лишь в тех местах, где зарождается коррозия, а толщина защиты составляет 0,0006 мм. Вся остальная внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается защитным слоем, снижающим теплоотдачу.
Срок службы антифриза и ТОСОЛа
Пакеты присадок традиционных охлаждающих жидкостей включают в себя композиции из силикатов, нитритов, фосфатов, нитратов и прочих солей неорганических кислот. Около 90% всех отечественных антифризов производятся с добавлением силикатов и нитритов, как ингибиторов коррозии. Силикаты, в основном, призваны предотвращать коррозию алюминия, а нитриты стоят на защите от кавитационной эрозии. Пакеты присадок в ОЖ традиционных технологий сбалансированы, поэтому, в случае преждевременного расхода одного из компонентов, такой антифриз утрачивает свои полезные свойства. Силикаты и нитриты приходят к быстрому истощению, и уже через год или 30-40 тысяч километров пробега машины охлаждающая жидкость почти полностью утрачивает свою эффективность.
Антифризы карбоксилатной технологии остаются эффективными на протяжении всего регламентированного периода службы ОЖ. Благодаря защите присадок, действующей избирательно только в нужных местах, истощение их (присадок) происходит медленнее, отсюда и эксплуатационный ресурс этих охлаждающих жидкостей, в отдельных случаях доходящий до 5 лет или 250 тысяч километров пробега для легковых авто и 650 тысяч км – для грузовых. У стандартных антифризов, произведённых по карбоксилатной технологии, ресурс составляет 2 года эксплуатации или 100 тысяч км пробега.
Защитные свойства охлаждающей жидкости
В современном автомобилестроении всё чаще используется алюминий в качестве основного материала конструкции двигателя и его систем. Главным минусом ОЖ, производимых по традиционной технологии, выступает неспособность их присадок обеспечивать защиту алюминию при температурах свыше 105 градусов, а также при прохождении высоких тепловых потоков. Именно по этой причине большинство автопроизводителей отказались от применения данных антифризов в системах своих машин. А вот карбоксилатные охлаждающие жидкости обеспечивают прекрасную защиту алюминию и его производным металлам.
Главной причиной выхода из строя водяного насоса становится процесс, называемый гидродинамической кавитацией. Он представляет собой появление пузырьков в системе охлаждения и их схлопывание у поверхности лопастей насоса. При таком схлопывании газовых пузырьков случаются гидродинамические микроудары о поверхности движущихся лопастей, которые вырывают молекулы. Такое постоянное воздействие приводит к образованию небольших раковин, что влечёт разрушение лопастей.
На сегодняшний день ни одна из смазочно-охлаждающих жидкостей не в состоянии полностью исключить это физическое явление. Но, в отличии от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные ОЖ, благодаря своей избирательной защите, заметно снижают воздействие гидравлической кавитации и тем самым приводят к увеличению эксплуатационного срока водяного насоса. Составляющие силового агрегата тоже подвержены воздействию гидродинамической, а также высокотемпературной кавитации. Например, гильзы цилиндров двигателя также защищают антифризы карбоксилатной технологии.
Другие факты преимущества антифриза перед тосолом
Надеемся, вам уже стали ясны многие моменты свойств охлаждающих жидкостей и вы уже знаете что лучше – антифриз или тосол для охлаждения и защиты двигателя и его систем. Но это ещё не всё.
Традиционные антифризы с добавлением в свой состав силикатов обладают неприятным свойством – образованием гелей. ОЖ с содержанием фосфатов могут приводить к появлению нерастворимых осадков. Гели и осадок со временем препятствуют работе термостата, забивают радиатор, а это влечёт за собой нарушение в процессе охлаждения двигателя. Очередной плюс в действии карбоксилатных охлаждающих жидкостей в том, что они имеют высокую стабильность своих качеств и не способствуют образованию осадка и гелей в процессе применения ОЖ.
Практические советы по использованию антифриза
Вывод о том, какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя, вы уже наверняка сделали. Главное помнить: какой бы антифриз вы не выбрали, нужно соблюдать главные правила его применения:
- Используйте ту охлаждающую жидкость, которая соответствует требованиям автопроизводителя.
- При покупке подержанного авто необходимо производить замену всех технических жидкостей и антифриза в том числе.
- Добавляя недостающую ОЖ, используйте антифриз точно такой же серии. Разные производители используют свои технологии в разработке присадок, которые могут оказаться несовместимыми.
- Антифриз следует периодически проверять по уровню отметки в расширительном бачке.
- Любую, даже самую совершенную, охлаждающую жидкость необходимо менять в срок, указанный производителем.
Видео выпуск Главной дороги, посвященный системе охлаждения двигателя
http://www.youtube.com/watch?v=DSnpgOodyn8
Вот и всё, что мы хотели рассказать вам об охлаждающей жидкости. Свои личные факты использования антифриза или тосола вы можете описывать в комментариях к этой статье.