Как можно препятствовать перегреву двигателя машины
Иногда при эксплуатации автомобиля двигатель начинает перегреваться. Это приводит к неприятным последствиям, особенно если перегрев произошел в дальней дороге, и до ближайшей СТО, или своего гаража еще долго ехать. Для того что бы двигаться дальше важно знать по каким причинам двигатель может перегреваться. Это позволит по возможности устранить причину перегрева и продолжить движение.
Низкий уровень жидкости причины и последствия
Одной из первых и наиболее распространенных причин перегрева двигателя является низкий уровень жидкости в системе охлаждения. Если уровень жидкости в расширительном бачке меньше нормы или он и вовсе пуст, значит объем жидкости меньше необходимого.
Однако не следует открывать крышку расширительного бачка или радиатора непосредственно на перегретом моторе. Ведь перегретая жидкость может брызнуть из под пробки и привести к ожогам рук, лица, и других участков тела. Для проверки жидкости необходимо подождать пока двигатель немного остынет, и после этого соблюдая меры предосторожности открывать крышку.
После того как вы выяснили что уровень жидкости низкий следует искать причину, и выяснить куда же делась жидкость. В первую очередь обратите внимание на все соединительные трубки и патрубки системы охлаждения. Если они разгерметизировались, то на них будут видны подтекания охлаждающей жидкости. Аналогичные подтекания следует искать и на поверхности радиатора, и жидкостного насоса – помпы, крана на систему отопления, радиатора печки. В случае нахождения места утечки необходимо принять меры по ее устранению – заделка герметиками, обтяжка хомутом и т.д. После чего добавить охлаждающую жидкость (при ее отсутствии допускается, долив воды) в систему, завести двигатель и понаблюдать за местом утечки. Если больше утечек нет можно двигаться дальше при этом не оставляя без внимания датчик перегрева двигателя.
Если же вы не обнаружили утечек жидкости в системе, но ее уровень низкий следует вынуть щуп для проверки уровня масла и посмотреть на состояние масла. Иногда бывает, что от тепловой деформации головки блока цилиндров, прокладка под ней прорывается, и жидкость из системы охлаждения попадает в систему смазки, тем самым образуя эмульсию. Двигаться на такой эмульсии длительное время нельзя, но доехать до СТО можно, если расстояние небольшое.
Кроме этого зачастую при перегреве бывает, что под крышкой радиатора видны потеки жидкости и ее уровень низкий. Это свидетельствует о том, что прокладка под головкой цилиндров пробита, и газы из системы выпуска отработанных газов попадают в систему охлаждения, нагревая дополнительно жидкость, и создавая в системе избыточное давление которое сбрасывается через предохранительный клапан, установленный на крышке радиатора. Это можно проверить, открыв крышку радиатора и долив в него жидкость. После чего необходимо завести мотор и несколько раз резко нажать на педаль газа. Если жидкость будет пузыриться и выплескиваться, значит, есть пробой прокладки. И ее необходимо менять.
Так же выплескивание жидкости через горловину при резком нажатии на педаль газа может сигнализировать о том, что система где-то забита. И повышение тока жидкости приводит к закупориванию данного участка и повышению уровня в радиаторе, и как следствие выплескиванию. Зачастую причины перегрева двигателя в данном случае связаны либо с эксплуатацией авто на воде, а не на тосоле, либо же ранее вами применялись какие-то герметики для устранения течи жидкости. В таком случае выход один полная разборка системы охлаждения и ее очистка от накипи.
Обрыв и проскальзывание приводного ремня
Следующая причина, по которой происходит перегрев мотора на автомобиле это обрыв приводного ремня водяного насоса (помпы), и вентилятора (если не предусмотрена специальная муфта). В таком случае устранить причину перегрева можно заменив ремень на новый. Иногда бывает, что натяжение ремня ослабевает, что вызывает его проскальзывание по шкивам. Это провоцирует уменьшение тока жидкости на высоких оборотах, и естественно перегрев. Для того что бы выявить это необходимо нажать на приводной ремень большим пальцем. Если ремень прогнется под вашим усилием больше чем на 1,5 — 2 см (в зависимости от модели авто), то его следует натянуть. Однако если ремень натянут, но проскальзывание все равно наблюдается, возьмите смоченную в бензине ветошь и протрите ремень (внутреннюю его поверхность). Иногда на старых автомобилях, у которых из разных деталей мотора капает масло, оно может попасть на ремень или шкивы. Это естественно заметно снижает степень трения и вызывает проскальзывания.
После того как протрете ремень необходимо протереть и шкивы насоса, вентилятора, коленчатого вала и т.д. Кстати на отечественных авто на исправном двигателе, натяжение и проскальзывание можно проверить народным способом. Для этого заглушите мотор и попробуйте провернуть вентилятор руками. Если он провернется, и все шкивы провернутся вместе с ним, значит с ремнем все нормально.
Неисправный вентилятор
Если же ваш вентилятор имеет привод от специальной муфты или реле весьма вероятно, что именно привод вентилятора является причиной перегрева мотора. Проверить это можно очень просто. Подождите, когда двигатель остынет, и запустите его. На холодном моторе вентилятор будет либо совсем не крутиться, либо крутится с небольшой частотой оборотов (в зависимости от конструкции привода). По мере возрастания температуры в двигателе частота вращения вентилятора будет возрастать, либо он просто из положения выключено – включится. Если этого не происходит, значит, привод вентилятора сломался и его необходимо ремонтировать.
Термостат скрытая причина перегрева
Еще одной причиной, которая влияет на перегрев мотора, является работоспособность термостат. Данная запчасть служит для регулирования подачи жидкости в малый или большой круг в зависимости от температуры двигателя. По сути это своеобразная защита от перегрева двигателя. При пуске холодного мотора и до момента набора рабочей температуры жидкость циркулирует лишь по малому кругу: блок цилиндров, ГБЦ, помпа. После того как двигатель прогревается клапан термостата открывается и охлаждающая жидкость начинает поступать в радиатор, где ее охлаждение происходит более интенсивно. Однако по разным причинам клапан термостата иногда либо не открывается, либо открывается не до конца. Это естественно приводит к перегреву мотора. Такой термостат подлежит замене. А для того что бы добраться до ближайшей станции техобслуживания или автомагазина можно включить печку на максимум и таким образом двигаться дальше.
Подтекания жидкостного насоса
После определенного периода эксплуатации сальник на жидкостном насосе (помпа) изнашивается настолько, что уже не удерживает жидкость от протекания. В случае появления потеков и падения уровня жидкости следует немедленно заменить сальник. Для этого насос необходимо демонтировать и разобрать. Кстати если уж вам пришлось разобрать насос, не забудьте посмотреть на состояние крыльчатки и корпуса насоса. Нередко даже при эксплуатации автомобиля на тосоле дорогих марок на элементах системы охлаждения могут возникнуть отложения, что затрудняет ток жидкости за счет сужения проточных полостей и возникновения турбулентных потоков.
Засорение радиатора
Следующая причина, которая приводит к перегреву двигателя – засорение радиатора. Чуть выше мы уже писали о том, что в первую очередь засорения полостей системы охлаждения возникает вследствие эксплуатации двигателя на воде. Однако кроме этого радиатор может еще и засорятся снаружи. Внешние загрязнения могут быть вызваны насекомыми, которые налипают на поверхность сот в движении, грязью, пылью, масляной пленкой от двигателя, и т.д. Все это заметно снижает теплообмен межу трубками радиатора и воздухом снаружи. И как следствие перегрев мотора. Для устранения такой причины перегрева достаточно помыть вентилятор при помощи воды, подаваемой под небольшим давлением. Или же поверхность вентилятора продуть сжатым воздухом.
Для того что бы избавиться от внутренних загрязнений в виде продуктов коррозии и отложений на стенках радиатора необходимо его промывка. Для этого радиатор как минимум отсоединяют от блока двигателя, что бы вымываемые частицы грязи не попадали из радиатора в блок двигателя. Лучше всего все же демонтировать радиатор с автомобиля и промыть его отдельно. Для того что бы промывка был эффективной, воду (промывочную жидкость), необходимо подавать в радиатор в обратном направлении тому, по которому движется жидкость в системе охлаждения. Промывку продолжают до тех пор, пока с радиатора не потечет более-менее чистая вода. Можно так же продуть радиатор и при помощи водяного пара, его давление не должно превышать 0,8 кгс/см². Если все приятные меры не помогают, то используются специальные химические промывки. А, в крайнем случае, необходимо проводить распайку радиатора и проводить чистку каждого из его элементов в отдельности.
Замерзание охлаждающей жидкости в радиаторе
Не смотря на то, что современный авторынок предлагает автолюбителям антифризы и тосолы самого разного качества с температурами замерзания ниже минус 30 и ниже, на практике оказывается, что уже при минус 20 градусах низкокачественные тосолы могут подмерзать. А если в летний период эксплуатации вы доливали воду в радиатор для поднятия уровня (даже в незначительных количествах), то это так же способствует уменьшению морозостойкости охлаждающей жидкости.
Если в системе был тосол пусть и не качественный не спешите расстраиваться, просто необходимо загнать автомобиль в теплый гараж, или другое помещение. Вероятность разморозить систему будет невелика. Однако в случае с водой последствия могут быть намного серьезней. Не стоит прибегать к такому способу как внешний прогрев радиатора или блока двигателя при помощи паяльной лампы или ведра кипятка. Такие меры за счет неравномерного прогрева двигателя и радиатора обязательно вызовут как минимум деформации, или же образование микротрещин в корпусе ГБЦ, бока цилиндров, радиатора. А вот уложить тряпки, смоченные в горячей воде на всю поверхность двигателя (радиатора), и по мере их остывания поливать горячей водой можно.
Неисправность жалюзи
Большинство современных моделей авто оборудуются специальными жалюзи которые зимой позволят быстрее нагреть двигатель до рабочей температуры, а летом при открытии создают дополнительный поток воздуха способствующий охлаждению. И иногда по причине износа механизма управления жалюзи они могут открываться не полностью. Это уменьшает воздушный поток на радиатор и естественно приводит к перегреву. Для устранения данной причины следует отрегулировать привод управления жалюзи.
Видео — причины перегрева двигателя
httpv://www.youtube.com/watch?v=ix8jM8tvhUc
Заключение!
Напомним, что последствия перегрева двигателя проявляются в виде повышения температуры жидкости в двигателе, уменьшения мощности и появление металлических стуков. Кроме этого движение на перегретом моторе вызывает повышенный расход топлива, и способствует процессу выгорания масла. Что приводит к еще большим поломкам.