Масла для автомобилей: маркировка, классификация и характеристики
Современный авто рынок пресыщен различными горюче-смазочными материалами, и в особенности моторным автомобильным маслом. И нередко перед многими автолюбителями становиться извечный вопрос, что же купить? Какое масло лучше и эффективнее для двигателя? Для того чтобы хоть немного разобраться и научить автолюбителя разбираться в автомобильных моторных маслах необходимо сначала разобраться в классификации и маркировке масла.
Классификация моторных автомобильных масел по основным параметрам
Рассмотрим основные типы автомобильных масел, которые присутствуют на отечественном рынке. Во-первых, все автомобильные масла подразделяются на три основных типа по основе: синтетические, полусинтетические, и минеральные. Во-вторых, автомобильные масла подразделяются и классифицируются по типам двигателей, для которых они предназначены. Таким образом, различают масла для бензиновых, дизельных, и турбированных моторов. В-третьих, все автомобильные масла классифицируются по вязкостно-температурным характеристикам. Зачастую они после классификации по основе, являются определяющим фактором при покупке. Ну и, конечно же, четвертый критерий в классификации – это стоимость масла.
Классификация по основе
Рассмотрим синтетические, полусинтетические, и минеральные масла по отдельности. Автомобильные моторные масла, на коробке которых имеется надпись «Fully Synthetic» относятся к синтетическим маслам. Это обозначает, что в качестве основы в таких маслах используются химические вещества, синтезируемые химическим путем. Это позволяет придать таким маслам те характеристики и параметры, которые наиболее будут востребованы при их эксплуатации в будущем.
Кроме этого, как правило, такие масла отлично взаимодействуют с целым арсеналом присадок, которые улучшают те или иные параметры масел. Поэтому синтетические масла отличаются от остальных лучшими защитными и моющими свойствами. Так же такие масла за счет синтезированной основы не густеют при минусовых температурах (в рабочих для конкретной модели масла диапазонах), и способны работать, не теряя своих свойств, даже при высоких температурах.
Следующий класс или тип масел – это полусинтетические. На таре таких масел используется обозначение «Semi-Synthetic». Данный тип масел представляет своеобразную середину между синтетическими и минеральными маслами. Такие масла создаются, как правило, на минеральной основе, но в их состав добавляют значительное количество присадок. Это и приближает характеристики и показатели такого автомобильного масла к синтетическому. Однако за счет использования минеральной основы, полусинтетические масла имеют меньшую стоимость по отношению к синтетическим маслам.
И третий тип автомобильных моторных масел – минеральные. Их маркировка на упаковке выглядит как «Mineral». Такие масла получают из минеральной основы, которая в свою очередь является продуктом перегонки нефти. За счет этого такие масла намного дешевле предыдущих двух классов. Но по своим техническим и эксплуатационным показателям такие масла заметно уступают синтетическим. Такое масло за счет минеральных (природных) компонентов не устойчиво к работе при высоких температурах, имеет свойство густеть при отрицательных температурах, вступает в химические реакции с воздухом (окисляется), оставляет на двигателе при вскипании шлаки.
Классификация автомобильных масел по области применения
По области применения масла, как уже было сказано выше, подразделяются, как и двигатели, на бензиновые и дизельные. Хотя в последнее время с развитием турбированных моторов как бензиновых, так и дизельных, производители выделили для них свои типы масел. В данной классификации масла отличаются друг от друга набором присадок, которые позволяют маслу эффективно работать на моторах с тем или другим моторным топливом. У турбированных двигателей эти присадки кроме этого не позволяют маслу густеть и вспениваться. Данный показатель регламентирован международным стандартом API. Он был разработан еще в 1947 году американским институтом нефти.
Для того что бы определить для каких моторов предусмотрено данное автомобильное масло, необходимо обратить свое внимание на две латинские буквы после названия стандарта. Первая буква S «Service» определяет, что масло предназначено для бензиновых двигателей. Соответственно С – обозначает дизельные моторы «Commercial». Вторая буква определяет временной период выпуска моторов, для которых предусмотрено масло, и турбированный мотор или же нет. Кроме этого в маслах для дизелей не редко используется цифра 2 или 4. Она обозначает предназначение для двух или четырехтактных моторов. Так же для универсальных масел, которые могут использоваться как в бензиновых, так и дизельных моторах применяется двойная классификация. Например: SG/CD, SF/CC, SJ/SF-4, и т.д.
Для того что бы автолюбители знали все возможные на отечественном рынке классификации API мы приводим их ниже с краткой расшифровкой.
Для бензиновых двигателей показатель API обозначает следующее:
- SC — автомобили (двигатели), разработанные до 1964 годов;
- SD — автомобили (двигатели), разработанные до 1964-1968 годов;
- SE — автомобили (двигатели), разработанные до 1969-1972 годов;
- SF — автомобили (двигатели), разработанные до 1973-1988 годов;
- SG — автомобили (двигатели), разработанные до 1989-1994 годов, при жестких условиях эксплуатации;
- SH — автомобили (двигатели), разработанные до 1995-1996 годов, при жестких условиях эксплуатации;
- SJ — автомобили (двигатели), разработанные до 1997-2000 годов, имеет улучшенные энергосберегающие параметры;
- SL — автомобили (двигатели), разработанные до 2001-2003 годов, предусматривает увеличенный срок эксплуатации;
- SM — автомобили (двигатели), разработанные с 2004 года, а SL+ имеет повышенную стойкость к окислениям.
Кстати при смене в двигателе на другую марку масла необходимо помнить, что показатель API необходимо использовать лишь по нарастающей. При этом класс не рекомендуется менять больше чем на два пункта. Так если вы ранее использовали масло SH, то следующую марку необходимо выбирать SJ. Такой алгоритм вызван тем, что как правило, масло на класс выше имеет в своем составе весь комплект присадок предыдущего. Но не рекомендуется поступать следующим образом – при смене масла вместо используемого масла SD работающего на старых автомобилях, выбирать масло с маркировкой SL которое предусмотрено для новых и современных авто. Это может негативно сказаться на техническом состоянии двигателя.
Для дизельных моторов классификация выглядит следующим образом:
- CB — автомобили (двигатели), разработанные до 1961 г., имеет высокое содержание серы;
- CC — автомобили (двигатели), разработанные до 1983 г., которые работают в тяжелых условиях;
- CD — автомобили (двигатели), разработанные до 1990 г., предусмотрено большое количество серы в топливе, и работа и тяжелые условиях;
- CE — автомобили (двигатели), разработанные до 1990 г., двигатели с турбиной;
- CF — автомобили (двигатели), разработанные до с 1990 г., так же встроенной турбиной;
- CG-4 — автомобили (двигатели), разработанные до с 1994 г., турбированные;
- CH-4 — автомобили (двигатели), разработанные до с 1998 г., ориентировано под высокие нормы по токсичности, используемые в США;
- CI-4 — автомобили (двигатели), разработанные с турбиной, и с клапаном типа EGR;
- CI-4 plus — аналогично предыдущему классу, но ориентировано под высокие нормы токсичности в США.
Классификация автомобильных масел по вязкостно-температурным характеристикам
На сегодняшний день большинство масел в данном сегменте классификации используют такой международный стандарт как SAE. Данный стандарт регламентирует такой показатель масла как его густота. Такие характеристики автомобильных масел на сегодняшний день являются наиболее важными при выборе. Что бы сделать правильный выбор необходимо знать как расшифровывается данный стандарт.
Большинство марок масла представляют собой, так называемые универсальные масла. То есть они могут использоваться как зимой, так и летом. Такой тип масел в стандарте SAE маркируется при помощи двух цифр, которые пишутся через дефис с латинской буквой в промежутке между цифрами. К примеру, масло марки 10W-40 расшифровывается так: W – обозначает то, что масло пригодно для зимней эксплуатации. Цифра 10 указывает на максимальную минусовую температуру, при которой масло сохраняет все свои качества без изменений. А вторая цифра показывает максимальную положительную температуру, при которой масло не теряет своих свойств. Цифры в данной маркировке называют показателями вязкости, соответственно: низкотемпературной, и высокотемпературной. Если автомобильное масло предназначено для летней эксплуатации, то оно маркируется следующим образом: SAE 30. Где цифра обозначает максимальную температуру, при которой оно выполняет все функции.
На отечественном рынке низкотемпературные показатели вязкости определяют следующие температурные границы:
- 0W- масло используется при морозах до -35-30 град;
- 5W- масло используется при морозах до -30-25 град;
- 10W- масло используется при морозах до -25-20 град;
- 15W- масло используется при морозах до -20-15 град;
- 20W- масло используется при морозах до -15-10 град.
Высокотемпературные показатели в свою очередь определяют следующие значения:
- 30 — масло используется при жаре до +20-25 град;
- 40 — масло используется при жаре до +35-40 град;
- 50 — масло используется при жаре до +45-50 град;
- 60 — масло используется при жаре до +50 град. и выше.
Таким образом, получается, что чем цифра ниже, тем масло более жидкое и наоборот, чем больше цифра, тем масло густое. Таким образом, масло, приведенное в нашем примере 10W-30, может эксплуатироваться при температурах от минус 25-20 град, и до плюс 20-25.
Классификация по ACEA
Кроме двух выше приведенных параметров классификации зачастую в Европе используют свою классификацию ACEA. Эта аббревиатура по существу обозначает название организации — Европейская ассоциация авто-производителей. Впервые его ввели в 1996 году. Данная классификация основывается на европейских стандартах физико-химических испытаний. Но уже с 1 марта 1998 года классификация была пересмотрена и были введены новые нормы, которые вступили в полную силу с марта 2000 года. Поэтому полное название данного стандарта выглядит так: ACEA-98.
Данный параметр очень сильно схож с международным стандартом API. Но по нескольким критериям и подкритериям европейский стандарт жестче. Бензиновые или дизельные моторы в данной классификации маркируют буквами «А/В» соответственно. Для грузовых автомобилей с дизельными моторами работающих в тяжелых условиях используется буква «Е». Для класса А применяется три уровня, а для класса В и Е используется четыре уровня классификации. После буквы, как правило, идет цифровое значение. И чем цифра больше, тем требовательней стандарт к этой марке масла.
Так масло класса ACEA A3/B3 обладает свойствами и параметрами API SL/CF. Но, учитывая то, что основная часть европейских автопроизводителей использует компактные и турбированные двигатели, которые подвержены высоким нагрузкам, производители масел так же вынуждены выпускать специальные классы масла. Они одновременно должны обладать максимальной защитой и при этом быть минимально вязкими, что бы уменьшить потери мощности на трение и улучшить экологические показатели безопасности. Поэтому такой класс как ACEA A5/B5 обладает лучшими параметрами, чем автомобильное масло API SM/CI-4.
Стандарт ACEA в зависимости от марки автомобилей может немного изменятся. Это допускается в связи с тем, что многие автогиганты в Европе имеют свои уникальные моторы с фирменными технологиями. Поэтому и к маслам им необходимо применять более точные требования по классификации. Так для легковых автомобилей с современными двигателями напичканными электроникой самые эффективные показатели по классификации ACEA предъявляют такие марки авто как BMW, VW, Porsche. Такие марки как Scania, Volvo, MAN, определяют лучшие масла в сегменте дизельных моторов для грузовых авто. В классе «люкс» наиболее жесткие требования применяет фирма Mercedes-Benz.
Классификация по ISLAC
Не остались в стороне от классификации автомобильных масел и в США. Автомобильные компании США совместно с японскими производителями ввели свой стандарт и классификацию. Он имеет обозначение ISLAC. Данный стандарт почти полностью пересекается с международным стандартом API. Для бензиновых моторов данный стандарт маркируется так:
- ISLAC GL-2 и соответствует API SJ;
- ISLAC GL-3 в свою очередь соответствует API SL и так далее.
Кроме этого в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами отдельно используется класс JASO DX-1. Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.
Классификация по ГОСТ
Учитывая, что значительная часть наших соотечественников еще ездит на автомобилях советского образца, наш обзор классификации был бы не полным, если бы мы не вспомнили о классификации по ГОСТ. Данная классификация использовалась в СССР и союзных странах, где эксплуатировалась советская техника. Данная классификация определяет как область применения, так и вязкостно-температурные характеристики. В случае с API в стандартах ГОСТ использовались буквы русского алфавита. Каждая буква обозначает свой класс и вид моторов. Детально сравнительную классификацию можно увидеть на рисунке сверху.
В отношении классификации SAE так же используются цифры и буква. С той лишь разницей, что вместо обозначения зимнего масла в виде буквы «W» используется русская буква «з». Более детально со сравнительной характеристикой SAE и ГОСТ можно ознакомиться на рисунке выше.
Видео — моторные масла
httpv://www.youtube.com/watch?v=OnUIqR2Wt8s
Заключение!
Кроме того что необходимо выбирать масло исходя из маркировки и температурно-климатических условий местности где будет использоваться автомобиль необходимо учитывать еще несколько параметров.
Если двигатель на вашем авто не отработал 25% от своего ресурса, то есть считается новым, то рекомендуется применять масла класса SAE 5W30 либо 10W30. В случае если двигатель имеет наработанный ресурс в пределах 25-75%, рекомендуется использовать масла классов: 15W40, для зимы 5W30, либо 10W30, а для всесезонной эксплуатации 5W40. Если же ресурс двигателя перешагнул отметку в 75%, рекомендуется использовать масла класса SAE 15W40 и 20W40 для лета, SAE 5W40 и SAE 10W40 для зимних условий, и SAE 5W40 для всесезонной эксплуатации.