Как классифицируют машинные масла
Прежде чем выполнять классификацию моторных масел, необходимо знать некоторые понятия, от которых она зависит.
Основные понятия
Вязкость. Данное свойство связано с внутренним трением меж слоями. При увеличении температуры вязкость уменьшается и наоборот. Пределы рабочих температур составляют -35°С — +15-180°С, что вызывает изменение вязкости в несколько сотен раз. При низкой вязкости на высоких температурах, недостаточно будет прочности масляной пленки и давления в системе. Вследствие этого увеличивается износ пар трения.
Чересчур высокая вязкость с отрицательными температурами приводит к тому, что стартер может не прокручивать коленвал и станет невозможно запустить двигатель. Кроме того, может появиться масляное «голодание» в течение первых минут его функционирования, поскольку смазочные материалы не станут прокачиваться по системе.
Температура моторного масла находится в зависимости от температуры воздуха, а также конструкции ДВС. При более высокой температуре оно больше нагревается, невзирая на то, что охлаждающая жидкость в двигателе имеет определенную температуру.
Классы моторного масла по вязкости:
- Зимние смазочные материалы имеют небольшую вязкость, чтобы гарантировать холодный пуск мотора во время понижения температуры. Однако ими не обеспечивается надежное смазывание двигателя летом.
- Летние масла за счет высокой вязкости способны надежно смазывать двигатель при наличии высоких температур, однако не могут обеспечить холодный запуск, когда температура окружающего воздуха составляет менее 0 градусов.
- Всесезонные — при использовании во время низких температур имеют вязкостные свойства зимних, а во время высоких – свойства летних смазок.
Чтобы получить подобные вязкостно-температурные характеристики, маловязкие моторные масла загущаются при помощи специальных присадок, которые позволяют «разжижаться» меньше при высоких температурах и «густеть» больше при низких.
Сейчас отдельно зимние и летние моторные масла почти вытеснены всесезонными, поскольку отсутствует необходимость их замены с наступлением другого сезона. К тому же, подобные могут иметь энергосберегающие свойства.
Эксплуатационными свойствами (их уровнем) определяется вероятная область применения моторного масла. К ним относят противоизносные, антикоррозионные, моюще-диспергирующие, антиокислительные и прочие свойства.
Вид моторного масла зависит от базового, куда вводят присадки для улучшения свойств.
К базовым маслам относятся минеральные (получены в ходе переработки нефти), синтетические (получены посредством органического синтеза) и их смесь.
В связи с этим моторные масла подразделяются на:
- минеральные (невысокая цена при хороших эксплуатационных свойствах, однако сравнительно небольшой температурный диапазон использования),
- синтетические (стоимость определяется сложностью процессов производства, однако имеют лучшие свойства за счет небольшого изменения вязкости от колебания температуры),
- частично синтетические (компромисс между первыми двумя видами с лучшими свойствами, нежели минеральные и более низкой ценой, нежели синтетические).
Классификация по SAE
Классификация моторных масел по SAE основана на вязкости и зависимости от температуры в обширном диапазоне.
Такая классификация предполагает деление моторных масел на шесть зимних классов вязкости (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 5 летних (20, 30, 40, 50 и 60).
При этом зимние классы в обозначении содержат букву «W» (первая в английском Winter). Чем выше число, которое входит в обозначение, тем выше будет вязкость. Всесезонные моторные масла обозначаются сдвоенным номером. Причем первый из них определяет минимальные значения вязкости при отрицательной температуре и обеспечивает пусковые свойства, а второй номер обозначает диапазон вязкости: кинематической при 100 градусах, а динамической — при 150 градусах. Данный диапазон характерен для определенного класса вязкости летней смазки.
Способы испытаний, которые заложены в анализ свойств моторных масел по данной классификации, предоставляют потребителям сведения о критической температуре масла, когда возможно проворачивание мотора стартером, а моторная смазка прокачивается масляным насосом под давлением при холодном запуске в том режиме, который не допускает сухое трение в узлах трения.
Стандартные диапазоны работоспособности часто применяемых масел
Следует понимать, что для двигателей разной конструкции температурные пределы работоспособности масла значительно отличаются.
Это зависит от разных факторов:
- мощность стартера,
- минимальная пусковая частота вращения коленвала, необходимая для пуска двигателя,
- производительность насоса,
- гидравлическое сопротивление масла приемного тракта,
- прочие конструктивные, технологические и эксплуатационные факторы (техсостояние машины, качество бензина, квалификация водителя и другое).
Советы по подбору моторного масла по вязкости:
- Если пробег автомобиля составляет меньше 25% планового ресурса, то следует использовать масла SAE 5W30 или 10W30 в течение всех сезонов.
- Если пробег автомобиля составляет 25-75% при технически исправно двигателе, то рекомендуется использовать летние масла SAE 10W40, 15W40, зимние 5W30 и 10W30 и всесезонные SAE 5W40.
- Если пробег автомобиля составляет больше 75% (старый двигатель), то желательно использовать летние смазки SAE 15W40 и 20W40, зимние SAE 5W40 и SAE 10W40, и всесезонные SAE 5W40.
Классификация по API
Классификация моторных масел по API основана на условиях их использования и уровне эксплуатационных свойств. Эту классификацию предложил Американский институт нефти (API) в 1947 году.
С того времени она была неоднократно дополнена, однако остался принцип разделения на категории «S» и «С».
Категории «S» – масла для четырехтактных бензиновых моторов. Имеет девять классов по порядку возрастания уровней эксплуатационных свойств (SA-SJ).
Категория «С» – это смазочные материалы для дизелей автотранспорта, строительной техники и с/х машин. Имеет 10 классов.
Универсальные масла, которые используются для смазки дизельных и бензиновых моторов, имеют двойную маркировку.
Классификация по ACEA
Классификация моторных масел по ACEA основана на европейских способах испытания. Она была введена Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA) в 1996 году.
Согласно данной классификации масла подразделяются на три категории:
- А1, А2, А3 – масла для бензиновых двигателей;
- В1, В2, В3 и В4 – масла для легких дизельных моторов легковых машин и фургонов;
- Е1, Е2, Е3 и Е4 – масла для тяжелых дизельных моторов грузовых транспортных средств.
Если вы хотите что-то спросить или узнать дополнительную информацию по этому вопросу, можно всегда оставить соответствующий комментарий на нашем сайте.
Видео поможет разобраться в классификации и выбрать правильное масло
http://www.youtube.com/watch?v=S-5ZwPTQkfE