Полезные советы для автолюбителей

Как классифицируют машинные масла

Прежде чем выполнять классификацию моторных масел, необходимо знать некоторые понятия, от которых она зависит.

Основные понятия

Вязкость. Данное свойство связано с внутренним трением меж слоями. При увеличении температуры вязкость уменьшается и наоборот. Пределы  рабочих температур составляют -35°С — +15-180°С,  что вызывает изменение вязкости в несколько сотен раз. При низкой вязкости на высоких температурах, недостаточно будет прочности масляной пленки и давления в системе. Вследствие этого увеличивается износ пар трения.

Чтобы выбрать масло нужно знать его основные характеристики

Чтобы выбрать масло нужно знать его основные характеристики

Чересчур высокая вязкость с отрицательными температурами приводит к тому, что стартер может не прокручивать коленвал и станет невозможно запустить двигатель. Кроме того, может появиться масляное «голодание» в течение первых минут его функционирования, поскольку смазочные материалы не станут прокачиваться по системе.

Температура моторного масла находится в зависимости от температуры  воздуха, а также конструкции ДВС. При более высокой температуре оно больше нагревается, невзирая на то, что охлаждающая жидкость в двигателе имеет определенную температуру.

Работоспособность масел в зависимости от температуры

Работоспособность масел в зависимости от температуры

Классы моторного масла по вязкости:

  1. Зимние смазочные материалы имеют небольшую вязкость, чтобы гарантировать холодный пуск мотора во время понижения температуры. Однако ими не обеспечивается надежное смазывание двигателя летом.
  2. Летние масла за счет высокой вязкости способны надежно смазывать  двигатель при наличии высоких температур, однако не могут обеспечить холодный запуск, когда температура окружающего воздуха составляет менее  0 градусов.
  3. Всесезонные — при использовании во время низких температур имеют  вязкостные свойства зимних, а во время высоких – свойства летних смазок.

Чтобы получить подобные вязкостно-температурные характеристики,  маловязкие моторные масла загущаются при помощи специальных присадок, которые позволяют «разжижаться» меньше при высоких температурах и «густеть» больше при низких.

Сейчас отдельно зимние и летние моторные масла почти вытеснены всесезонными, поскольку отсутствует необходимость их замены с  наступлением другого сезона. К тому же, подобные могут иметь энергосберегающие свойства.

Эксплуатационными свойствами (их уровнем) определяется вероятная область применения моторного масла. К ним относят противоизносные, антикоррозионные, моюще-диспергирующие, антиокислительные и прочие свойства.

Вид моторного масла зависит от базового, куда вводят присадки для улучшения свойств.

К базовым маслам относятся минеральные (получены в ходе переработки нефти), синтетические (получены посредством органического синтеза) и их смесь.

В связи с этим моторные масла подразделяются на:

  • минеральные (невысокая цена при хороших эксплуатационных свойствах, однако сравнительно небольшой температурный диапазон использования),
  • синтетические (стоимость определяется сложностью процессов производства, однако имеют лучшие свойства за счет небольшого изменения вязкости от колебания температуры),
  • частично синтетические (компромисс между первыми двумя видами с лучшими свойствами, нежели минеральные и более низкой ценой, нежели синтетические).
Масла подразделяются на виды в зависимости от процесса получения

Масла подразделяются на виды в зависимости от процесса получения

Классификация по SAE

Классификация моторных масел по SAE основана на вязкости и  зависимости от температуры в обширном диапазоне.

Такая классификация предполагает деление моторных масел на шесть зимних классов вязкости (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 5 летних (20, 30, 40, 50 и 60).

При этом зимние классы в обозначении содержат букву «W» (первая в английском Winter). Чем выше число, которое входит в обозначение, тем выше будет вязкость. Всесезонные моторные масла обозначаются сдвоенным номером. Причем первый из них определяет минимальные значения  вязкости при отрицательной температуре и обеспечивает пусковые свойства, а второй номер обозначает диапазон вязкости: кинематической при 100 градусах, а динамической — при 150 градусах. Данный диапазон характерен для определенного класса вязкости летней смазки.

Способы испытаний, которые заложены в анализ свойств моторных масел по данной классификации, предоставляют потребителям сведения о критической температуре масла, когда возможно проворачивание мотора стартером, а моторная смазка прокачивается масляным насосом под давлением при холодном запуске в том режиме, который не допускает сухое трение в узлах трения.

Таблица классификации масел по SAE

Таблица классификации масел по SAE

Стандартные диапазоны работоспособности часто применяемых масел

Следует понимать, что для двигателей разной конструкции температурные пределы работоспособности масла значительно отличаются.

Это зависит от разных факторов:

  • мощность стартера,
  • минимальная пусковая частота вращения коленвала, необходимая для пуска двигателя,
  • производительность насоса,
  • гидравлическое сопротивление масла приемного тракта,
  • прочие конструктивные, технологические и эксплуатационные факторы (техсостояние машины, качество бензина, квалификация водителя и другое).

Советы по подбору моторного  масла по вязкости:

  1. Если пробег автомобиля составляет меньше 25% планового ресурса, то следует использовать масла SAE 5W30 или 10W30 в течение всех сезонов.
  2. Если пробег автомобиля составляет 25-75% при технически исправно двигателе, то рекомендуется использовать летние масла SAE 10W40, 15W40,  зимние 5W30 и 10W30 и всесезонные SAE 5W40.
  3. Если пробег автомобиля составляет больше 75% (старый двигатель), то желательно использовать летние смазки SAE 15W40 и 20W40, зимние SAE 5W40 и SAE 10W40, и всесезонные  SAE 5W40.

Классификация по API

Классификация моторных масел по API основана на условиях их использования и уровне эксплуатационных свойств. Эту классификацию предложил Американский институт нефти (API) в 1947 году.

С того времени она была неоднократно дополнена, однако остался принцип разделения на категории  «S» и «С».

Категории «S» – масла для четырехтактных бензиновых моторов. Имеет девять классов по порядку возрастания уровней эксплуатационных свойств (SA-SJ).

Категория «С» – это смазочные материалы для дизелей автотранспорта, строительной  техники и с/х машин. Имеет 10 классов.

Универсальные масла, которые используются для смазки дизельных и бензиновых моторов, имеют двойную маркировку.

Таблица классификации масел по API

Таблица классификации масел по API

Классификация по ACEA

Классификация моторных масел по ACEA основана на европейских способах испытания. Она была введена Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA) в 1996 году.

Согласно данной классификации масла подразделяются на три категории:

  • А1, А2, А3 – масла для бензиновых двигателей;
  • В1, В2, В3 и В4 – масла для легких дизельных моторов легковых машин и фургонов;
  • Е1, Е2, Е3 и Е4 – масла для тяжелых дизельных моторов грузовых транспортных средств.

Если вы хотите что-то спросить или узнать дополнительную информацию по этому вопросу, можно всегда оставить соответствующий комментарий на нашем сайте.

Видео поможет разобраться в классификации и выбрать правильное масло

http://www.youtube.com/watch?v=S-5ZwPTQkfE

  • Новости
  • Практикум
Объявлены цены на спортивную версию седана Volkswagen Polo
Читать далее...
В Москве заработал новый важный светофор
Читать далее...
На Лондонском моторшоу дебютируют два британских спорткара
Читать далее...
Опубликован финальный вариант проекта реформы ОСАГО
Читать далее...
Chevrolet Niva подорожала, но стала безопаснее
Читать далее...
Будни российской действительности: дороги ремонтируют… контрабандисты
Читать далее...
ЗиЛ покажет новинку на Московском автосалоне
Читать далее...
Названы сроки начала продаж лимузинов проекта Кортеж
Читать далее...
Bentley Mulsanne превратят в электромобиль
Читать далее...
Nissan сделает электромобиль с запасом хода 550 км
Читать далее...
КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.
0 Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2023-2024 года
0 Читать далее...
ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.
0 Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...
2023-2024 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...
Самый дорогой во всём мире автомобиль
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2023-2024 году
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...