Какие системы работают в современной машине
Уже давно автомобиль во всем мире прочно занял статус самого распространенного транспортного средства. Каждый год с конвейеров автопроизводителей сходят миллионы машин, устройство которых постоянно совершенствуется по всем показателям – скорость, комфорт, безопасность, расход топлива. В целом автомобиль как средство передвижения представляет собой достаточно сложную совокупность разных систем, которые также ежегодно дорабатываются и улучшаются. И, конечно, каждому автолюбителю стоит иметь представление о принципах работы этих систем, поскольку знания об устройстве авто могут значительно облегчить уход за автомобилем, давая возможность своевременно обнаружить неисправность и принять меры по ее устранению.
В этой статье будет представлена информация, как о классических системах каждого легкового автомобиля, так и о современных новинках, появившихся в автомобильном обиходе сравнительно недавно – ПЗС (ESP), АБС (ABS), ПБС (ASR) и прочих.
Итак, наиболее важными для исправной безопасной работы являются тормозная система, топливная система и система охлаждения двигателя автомобиля. Разумеется, не менее важна корректная работа и остальных устройств, которыми оснащено современное транспортное средство, поэтому любой автомобиль нуждается в своевременном профессиональном техническом осмотре и профилактике возможных поломок.
Тормозная система автомобиля
Система тормозов служит для погашения скорости и/или для полной остановки авто. Помимо этого, тормозная система необходима для удержания машины в неподвижном состоянии во время стоянки на ровной поверхности или на склоне. В комплектацию тормозной системы входят различные тросы, шланги, трубопроводы, а также главный тормозной цилиндр, рычаг тормоза и тормозная педаль. Именно при помощи тормозной педали и рычага осуществляется управление всей тормозной системой.
Современные автомобили часто бывают оснащены одновременно несколькими системами тормозов – это нововведение значительно повышает уровень безопасности в процессе движения машины. При этом работа главных, рабочих тормозов используется в каждом режиме движения/неподвижности авто.
Помимо главной, существует также запасная тормозная система, которая используется при поломке рабочей. Безусловно, ее работа менее эффективна, однако она позволяет избежать аварии в условиях отказа главной тормозной системы. Обычно рабочую миссию запасных тормозов берет на себя стояночная система или же та часть рабочей системы, которая не была затронута поломкой.
Стояночные тормоза служат для того, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно тронуться с места, например, при стоянке на склоне. Стояночная тормозная система управляется рычагом ручного тормоза.
Очень важна своевременная периодическая проверка состояния тормозов – ведь условия их работы достаточно суровы: толчки, удары, вода и грязь – все это приводит к износу и поломкам деталей тормозной системы. Не забывайте о надлежащим уходом за тормозами – ведь от их исправности зависит безопасность водителя, пассажиров и окружающих людей.
Топливная система автомобиля
Автомобильная система питания топливом служит для подпитки двигателя топливом, а также для очистки и хранения двигателя. Топливная система включает в себя топливный бак, насос и фильтр, датчик запаса топлива, систему впрыска и топливопроводы. Кстати, устройство бензинового и дизельного автомобильных двигателей практически одинаково – основные отличия состоят, только, в системе впрыска.
Топливный бак транспортного средства используется для хранения топлива и обычно расположен в задней части кузова. Емкость бака обычно позволяет хранить в нем запас топлива, необходимый приблизительно на 500 км пробега. Топливный бак оборудован системой улавливания паров, которая обеспечивает необходимую вентиляцию (от внешней атмосферы бак изолирован).
Поддержание нужного уровня давления в топливной системе автомобиля и подачу топлива в систему впрыска обеспечивает топливный насос. Он расположен в топливном баке и оборудован электроприводом. Иногда, в случае необходимости, в работу включается и дополнительный насос – подкачивающий.
Датчик запаса топлива, как и насос, встроен в топливный бак. Топливный датчик оснащен потенциометром и поплавком, необходимыми для получения сведений о количестве запаса топлива. Когда уровень топлива в баке меняется, поплавок перемещается и при этом изменяется положение потенциометра – тогда сопротивление в цепи растет, а напряжение на указателе запаса топлива уменьшается.
В системе циркуляция топлива происходит по топливоприводам – сливному и подающему. При этом в подающем поддерживается ра6очее давление, а по сливному удаляются в бак излишки топлива. Для получения топливно-воздушной смеси используется система впрыска.
В целом, принцип работы топливной системы автомобиля таков:
- включается зажигание и насос начинает закачку топлива в систему;
- топливо очищается, проходя через топливный фильтр;
- топливо достигает системы впрыска и распыляется, образуя топливно-воздушную смесь.
На некоторых машинах рабочее давление в системе топлива образуется при открывании двери водителя, за счет того, что в этот момент включается топливный насос.
Система охлаждения двигателя автомобиля
Охлаждение двигателя транспортного средства необходимо для обеспечения наиболее оптимальной температуры при работе мотора. Ведь когда сгорает топливная смесь, уровень температуры в цилиндре двигателя поднимается до 2000 градусов Цельсия! Средняя температура также впечатляет: 800–1000 С. Безусловно, при отсутствии системы охлаждения, двигатель выходил бы из строя всего за пару сеансов работы из-за перегрева металлических деталей. Перегрев двигателя приводит к быстрому износу деталей, выплавлению вкладышей подшипников, разрушению шеек коленвала и прочим неприятным моментам, например – к увеличению расхода топлива, выгоранию смазки и, как итог, к уменьшению мощности двигателя. Здесь стоит заметить, что переохлаждение двигателя практически так же вредно для него, как и перегрев – это связано с загустением смазки и, как следствие, увеличением трения деталей двигателя.
Кроме поддержания правильного температурного баланса, система охлаждения двигателя автомобиля также ускоряет прогрев холодного двигателя и вообще – именно от корректной работы этой системы зависит надежность двигателя и его экономичность.
Система охлаждения двигателя автомобиля комплектуется из радиатора с расширительным бачком, вентилятора, термостата, центробежного насоса, рубашки охлаждения 6лока цилиндров, соединительных шлангов и патрубков.
В качестве охлаждающей субстанции обычно применяют воду и тосол. Охлаждающая жидкость в первую очередь направляется к наиболее горячим деталям – свечам зажигания, выпускным клапанам, цилиндрам и к стенкам камеры сгорания. Жидкость принимает на себя температуру этих деталей и отдает ее в атмосферу, поступая в бачок радиатора и, через шланги и патрубки – в водяной насос.
Функцию обдува двигателя выполняет вентилятор, состоящий из нескольких лопастей и, чаще всего, находящийся рядом с водяным насосом. Насос обеспечивает циркуляцию охладжидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля. Температура двигателя регулируется термостатом, который управляет охлаждающей жидкостью.
Для правильной работы системы охлаждения стоит придерживаться некоторых нехитрых рекомендаций:
- время от времени проверяйте уровень охладжидкости в расширительном бачке. Если ее недостаточно – доливайте до достижения полного объема. Обычно это нужно делать раз в 2-3 месяца, однако если жидкость приходится доливать постоянно – возможно, происходит утечка;
- не позволяйте двигателю работать в перегретом состоянии. Это чревато деформацией его деталей и грядущим капремонтом (а в некоторых случаях даже покупкой нового двигателя, что может нанести неожиданный удар по вашему бюджету);
- в холодное время года не используйте в качестве охлаждающей жидкости обычную воду – с наступлением холодов слейте ее и замените старым добрым тосолом или другой незамерзающей жидкостью.
С учетом этих советов, охлаждающая система вашего авто прослужит вам долго и исправно.
Современные автомобильные системы
Благодаря достижениям технического прогресса, современные автомобили оснащаются такими системами устройств, о которых среднестатистический автолюбитель еще лет пятьдесят назад не мог и мечтать. Эти системы значительно облегчают решение различных задач во время движения и повышают уровень комфортности управления автомобилям. Рассмотрим некоторые из них:
- система ADK (Abstandsdistanzkontrolle) – контролирует дистанцию во время парковки. При помощи ультразвуковых сенсоров данная система способна определять расстояние до ближайших препятствий, подавая акустические сигналы. Паузы между этими сигналами становятся короче по мере приближения препятствия, а когда расстояние сокращается до 20 см – сигнал становится непрерывным. Система ADK также может обозначаться аббревиатурой PDC (Parking distance control) или маркировкой Parktronik.
- система АБС (ABS – Anti-Blockier-System) – как видно из названия, эта система предотвращает блокировку затормаживаемых колес машины. Также она сохраняет управляемость и курсовую устойчивость автомобиля. Если в вашем авто установлена система АБС – то вам уже не нужно лично контролировать усилие тормозов на педали, чтобы избежать блокировки – эту функцию возьмет на себя система. Электронный блок АБС через гидромодулятор воздействует на тормозную систему автомобиля, на основании анализа сигналов, которые поступают от датчиков вращения колес.
- противобуксовочная система ASR (Antriebs-Schlupf-Regelung) – предназначена для контроля проскальзывания ведущих колес. Эта система не допускает пробуксовки в процессе разгона автомобиля, повышая при этом силу тяги на ведyщих кoлеcаx. ПБС ASR непосредственно связана с датчиками системы АБС, получая от них информацию о частоте вращения всех колес транспортного средства (как ведущих, так и ведомых).
- противозаносная система ESP (Elektronisches Stabilitats Programm) – один из наиболее полезных помощников на дороге, особенно в сложных ситуациях. Эта система способна компенсировать излишне резкую реакцию водителя в экстремальных условиях движения и обеспечивать сохранение устойчивости транспортного средства. ПЗС ESP умеет распознавать степень опасности заноса и компенсировать нарушения курсовой устойчивости машины. Помимо аббревиатуры ESP, аналогичные системы могут также называться VSA (Vehicle Stability Assist), ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung) или VSC (Vehicle Stability Control).
- система электронной блокировки дифференциала, ЭБД (EDS, Elektronische Differentialsperre) – также связана с системой АБС, представляя собой логичное дополнение к антиблокировке колес. При помощи ЭБД возрастает уровень безопасности авто, особенно при интенсивном разгоне, движении на подъем, трогании с места, при движении в экстремальных погодных условиях и проч. При необходимости ЭБД блокирует дифференциал, а колеса, в свою очередь, могут передавать более высокое тяговое усилие. Это необходимо в случае несовпадения угловых скоростей – ЭБД подтормаживает буксующее колесо, пока оно не уравняется с небуксующим по частоте вращений.
Кстати, система ЭБД работает и в случае движения задним ходом, но не срабатывает при прохождении поворота.
- электронный распределитель тормозных сил, РТС (EBV, Elektronishe Bremskraftverteilung). Этот узел распределяет тормозные силы в момент начала торможения транспортного средства. Именно в этот момент, благодаря воздействию инерции, нагрузка между колес передней и задней осей частично перераспределяется. РТС EBV, на основании данных с датчиков АБС и датчика положения педали тормоза, распределяет тормозную силу по колесам наиболее корректно, исходя из нагрузки, воздействующей на них. РТС способен включаться при несрабатывании АБС в связи с ее поломкой, или до начала работы АБС.
Видео — Принцип работы ABS
httpv://www.youtube.com/watch?v=-eejpOIN6EE
Видео — Как работет система ESP
httpv://www.youtube.com/watch?v=gDUAms7YZbs
Видео — Электронная система распределения тормозных сил
httpv://www.youtube.com/watch?v=7xaOA0ji3m8
Заключение!
Помимо распространенных перечисленных, существует еще достаточно много современных систем автомобиля, благодаря которым с каждым днем растут показатели его мощности и безопасности, а управление машиной становится все более комфортным.