Передовые разработки систем активной безопасности автомобиля
Автомобили становятся с каждым годом все более технологичнее, появляются новые электронные системы управления и приоритетом становятся новые средства активной безопасности. Это связано с тем, что большинство корпораций — автогигантов (Мерседес, БМВ и другие) уже достигли максимума в гонке двигателей и трансмиссий. На большинстве их автомобилей уже стоят ограниченные электроникой, максимальные 250 кмч и дальше развивать это направление, в контексте гражданского автотранспорта, лишено смысла, поэтому логично предположить, что активная и пассивная безопасность стала главным приоритетом для авто-концернов.
Чем отличается активная и пассивная безопасность
Основное отличие системы активной безопасности автомобиля от других систем состоит в том, что она направлена на предотвращение создания аварийных ситуаций или ДТП, которые могут возникнуть вследствие погодных условий, неправильных действий водителя, поломки транспортного средства или в силу других причин. Пассивная безопасность же служит для борьбы с последствиями столкновений или других аварийных ситуаций.
Виды систем активной безопасности
Так как различные автокорпорации разрабатывают свои виды систем безопасности, они могут называться по-разному, но концепция и принципы работы будут практически одинаковые. Основные виды систем активной безопасности, на примере Мерседес:
-
ABS
автоблокировочная система тормозов (предотвращения заносов и увеличение эффективности торможения на скользкой или мокрой поверхности);
-
ASR
антипробуксовочная система (предотвращение проскальзывание или пробуксовку колес и распределение крутящего момента, на любом этапе движения);
-
ESP
система курсовой устойчивости автомобиля (данная система активной безопасности отвечает за стабилизацию направления движения, выбранную водителем, при различных условиях);
-
EBD(EBV)
система распределений тормозных усилий (разгрузка задней оси автомобиля, для предотвращения заноса при экстренном торможении);
-
BAS
система экстренного торможения (помощь водителю, при нажатии на педаль тормоза, за счет более эффективного использования вакуумного усилителя);
Системы — “ассистенты” и активная безопасность транспортных средств
Существует еще один класс систем, с которыми активная безопасность автомобиля связанна непосредственно, это так называемые “ассистенты” — помощники. Они относятся к вспомогательным системам, но все чаще входят в стандартную комплектацию автомобилей. Кратко представим некоторые из них:
- парктроник или система помощи при парковке;
- система кругового обзора (специальная система зеркал заднего вида или использование камер для исключения наличия “мертвых” зон)
- круиз-контроль (в современной интерпретации, адаптивный круиз — контроль, служит больше для безопасности, чем для комфорта);
- система аварийного подруливания (крайне неоднозначная система, еще находящаяся в стадии разработки, но уже внедренная на некоторые автомобили);
- система ночного видения (позволяет получать информацию с неосвещенных участков дороги);
- система распознавания дорожных знаков (носит предупредительный характер, для установки оптимального режима движения);
- система контроля усталости водителя (одна из самых востребованных систем контроля, последние разработки позволяют эффективно отслеживать признаки усталости и засыпания водителя);
- система помощи при спуске и подъеме (эта система позволяет новичкам более безопасно и комфортно путешествовать по горным дорогам или в местах с большими уклонами);
- система помощи при перестроении (контроль за слепыми зонами и предупреждение о столкновении);
- система помощи движения по полосе (осуществляет контроль за выбранной полосой движения);
Активная безопасность в виде превентивных систем управления
Еще один, новый класс, появившийся в недавнем времени — так называемая “превентивная безопасность”. Эта система, пока занимает промежуточное положение, между активными и пассивными направлениями систем безопасности автомобилей. Превентивная система основана на предотвращение столкновения без участия водителя путем мгновенного реагирования тормозной системы или рулевого управления. Эта сфера развития автомобильных систем находится в перспективной зоне, и в ближайшем будущем именно превентивная безопасность будет основой для построений автомобильной безопасности в целом.
Заключение
Есть мнение, что значение активной безопасности в некоторых автомобилях сильно преувеличена. Отчасти это так, но ответственность за это лежит на недобросовестных менеджерах, которые далеки от знаний техники и элементарных законов физики и выдумывают различные маркетинговые ходы, в которых исключают одну или несколько активных систем для удешевления автомобиля, не понимая, что это приведет к катастрофическому снижению надежности системы в целом.
Главным фактором, определяющим, каким будет уровень активной и пассивной безопасности автомобиля, должен оставаться все-таки водитель. Правильное понимание работы систем безопасности должны, несмотря на менталитет и привычки, заставить водителя (и пассажиров) пристегнутся, выбрать правильную скорость движения и помнить, что главная активная система безопасности находится у него в левом полушарии головного мозга.