Покорение новых вершин японским автопромом
Япония выдержала цунами, землетрясение и ядерный катаклизм. А знаете, какими силами возвращали к жизни её автомобильную промышленность?
Наверняка, работники Toyota думали, что их проблемы остались позади. Ведь компании изрядно досталось в финансовый кризис 2009 года.
Корпорация GM не выдержала и обанкротилась. Поэтому Toyota превратилась в крупнейшего производителя автомобилей в мире. Однако неожиданно случился один “прокол”. В одно время 10 млн. машин было возвращено.
Это случилось по, казалось бы, мелочи – автомобили разгонялись, а должны были бы тормозить. Но вот наступил февраль 2011 года, и компания произвела на японских заводах более 250 тыс. автомобилей. Она показала себя сильной и стабильной, ведь смогла подняться в сложных условиях.
И вот наступило 11 марта и в 14 часов случилось землетрясение. На следующий месяц производство Toyota снизило темпы до отметки в 49 тыс. машин.
Дело в том, что мировая автомобильная промышленность имеет тесные внутренние связи. Японские запасные части продают в разных странах, а здесь поставки прервались. Когда в феврале Toyota осуществляла заграничную сборку в объёмах 351 тыс. машин, то в апреле месяце такая цифра снизилась до 255 тыс. В общей сложности всё производство компании упало вдвое.
Мощность землетрясения составляла 9 баллов. Эпицентр находился от берегов Японии всего в 72 километрах. Но мы, то знаем, что Японию никакое землетрясение не сломит.
Как вспоминает один из очевидцев такой катастрофы, который сидел в одном из верхних номеров небоскрёба и ползал по полу в ужасе. Ведь всё здание ходило ходуном, и раскачивалось из стороны в сторону. Выглянув в окно, он был крайне удивлён тем, что в соседнем здании все остальные японцы ходили, делая вид, что ничего не произошло. Но в этот раз всё обстояло по-другому.
Дело здесь не только в том, что ось планеты сместилась на 20 сантиметров, как утверждают некоторые. И не в том, что на земле образовались волновые смещения на площади более 150 километров. А в том, что в результате землетрясения образовалось цунами и пошли волны высотой около 40 метров.
Вода смела огромные города. Самое страшное в этой ситуации то, что 4-ре реактора на атомной станции в Fukushima остановили свою работу и у них начался перегрев.
Начались перебои с электричеством и водой и нехваткой бензина. Ведь нефтеперерабатывающие предприятия сгорели. А бензовозы не могли добраться в пострадавшую зону из-за вспученных дорог. Вот, что сказал по этому поводу Палмер, который является вице-президентом Nissan: “Весь технический центр информативной системы у нас располагается в Тотиге, поэтому зона бедствия находится вблизи от него. Мы загрузились канистрами с бензином, который только сумели найти и отправились на своих автомобилях в центр. Здесь мы заправили резервные генераторы, лишь бы не допустить остановки системы”.
Такие проблемы остановили заводы на две недели. Даже учитывая то, что основные производственные силы остались вне зоны бедствия.
Следующие недели производство автомобилей сильно страдало от недостатка комплектующих. Все мировые производители раньше с восхищением взирали на японскую систему производства “с точностью и в срок” и старались скопировать её. При этом поставщики направляют на конвейерное производство то, что необходимо доставить в пределах несколько часов.
Поэтому производители экономят на запасах комплектующих. Фантаста, да и только, в сфере логистики! Если бы не было землетрясения…
В этой ситуации такой принцип показал свою обратную сторону. Ведь если запаса нет, то и производство останавливается даже, когда не хватает одного компонента. Прекратились поступления сенсоров, ЖК-дисплеев и чипов, а также многих других узлов и деталей из резины и пластика. Конвейер останавливали буквально от нехватки одной детали.
Через месяц стали японские заводы по всему миру. В апреле месяце Honda снизила объёмы производства завода в Swindon в два раза из-за недостатка японской электроники. Здесь собирают Jazz, Civic и CR – V.
В мае такие меры пришлось осуществить на заводе в Bemiston, где Тойота собирала Auris и Avensis. Компания Nissan отделалась меньшими потерями. В Sunderland, где изготовляют Juke, Qashqai и Note, заводы не закрыли. Они просто простояли пару выходных дней и предоставили покупателям машины не доукомплектованными полностью (например, без навигации).
Больше всех не повезло Honda. Завод в Totigi, изготовляющий моторы и производственный комплекс в Саяме, где осуществляли сборку большинство моделей автомобилей, были разрушены основательно.
Компании Nissan также не повезло. На территории трагедии у неё были два завода производящих двигатели. В Ivaki он так пострадал, что возможно его бы закрыли. Но Гон дал обещание восстановить завод и в конце апреля работа возобновилась.
Конечно, все компании планировали мероприятия на случай катастроф. Однако, землетрясение, цунами и радиацию никто не думал получить. Как вспоминал Палмер из компании Nissan: “Все без исключения руководители страны были собраны в штаб-квартире главного офиса, которая располагалась на восьмом этаже командного “бункера”. Мы оттуда координировали всеми работами без выходных и трудились круглосуточно”.
Мы пользовались спутниковыми телефонами, поэтому связи ничего не грозило, если бы даже рухнула сеть. В марте месяце, когда произошло само землетрясение “бункер” продержался даже более часа, уж очень трясло всё здание”.
Многие руководители автомобильной промышленности доказали миру, что они действительно лидеры. Например, Таканобу Ито директор Honda добрался до разрушенного завода на простом мотоцикле компании.
А Гон посетил сам город Ivak, где существовал риск радиационного заражения. Раньше такие персоны никогда не подвергались особому риску.
Автомобильные компании постоянно работали на территории пострадавших заводов. Они предоставляли свою технику армии и государственным службам. Например, компания Toyota дала в пользование машины Prius, а Nissan – 65 Leaf. Компания Mitsubishi предоставила 30 i-MiEV, работающих на электричестве.
Почему именно таких электромобилей? Всё дело в том, что такие транспортные средства, хотя бы время от времени можно было зарядить, несмотря на непостоянство подачи электричества. Ведь с бензином дела обстояли намного хуже.
Производители автомобилей показали высокую степень взаимовыручки, поддерживая друг друга. Гон даже сказал в одном из интервью, что лучше иметь поддержку, потому что без неё справиться с ситуацией просто невозможно. Ведь все компании очень заинтересованы, чтобы страна быстро вышла на старый уровень.
Гон сказал в то время TopGear: “Мы действовали быстро и проявляли солидарность”. А Рейтеру он сказал более подробно: “Нам необходимо было точно ограничить приоритеты, определить состояние дел в компаниях и стране целиком.
То есть проявить быстроту в своих действиях и объединить при этом всех. При ликвидации катастрофы рабочие из Японии показали себя очень расторопными и усердными”.
Смог живо обрисовать ситуацию английский руководитель Nissan Палмер: “Это был одновременно худший и лучший момент во всей моей жизни. Уезжая ежедневно на работу в Токио, приходилось думать о возможности взрыва реактора, и о том, как будет дуть ветер в этот момент и было просто страшно. Однако, никто из иностранных руководителей Nissan не покинули “поля боя”. Все имели отличный настрой.”
Только через пару недель компании смогли предсказать, когда Япония сможет набрать обороты производства. Многие прогнозировали это на конец года. Однако все смогли удивить сами себя, преодолев свои же прогнозы.
Компания Toyota смогла набрать полную мощность в октябре, а Nissan намного раньше. Mazda и Mitsubishi начали работать уже в июне месяце. А в сентябре работа заводов возобновилась даже больше чем до землетрясения.
Они проверяли радиационный фон в каждой машине, успокаивая своих клиентов. Гон понимал, что вся компания стремилась встать на старые темпы производства быстрее, чем было спланировано.
Но во время хаоса тех событий он говорил: “Мы не рискнём делать спешные прогнозы, много факторов нам неизвестно и много существует нестабильных данных. Но шагая вперёд, наши дела будут проясняться, и движение наберёт уверенной стремительности вперёд”.
Поэтому компания Nissan смогла в 2011 году изготовить рекордное количество автомобилей, как и планировала до катастрофы. Глава Toyota Акио, сразу после проведения пресс-конференции в салоне Токио, высказал своё мнение о быстроте восстановления заводов: “То упорство и старание с каким работали люди, прояснило огромную силу не только Японии, но и многих стран участвовавших в оказании помощи”.
Он также добавил, что производить машины – его гражданский и человеческий долг. “В трудных условиях я не отклонился от своей дороги. Ведь я всегда придерживался политической направленности создавать самые лучшие автомобили. И ни разу я не отступил от намеченной стези. Вот мой вклад в экономику и общество”.
Компания Honda производила восстановительные работы дольше всех. Ведь ей достались не только огромные разрушения, но и “подкосили” наводнения, случившиеся в Таиланде. Потому что много комплектующих изготавливают на заводе в Таиланде или закупают у местных поставщиков.
Поэтому таиландский конвейер заработал в конце ноября. Это стало причиной запоздания нового евроCivic и CR-V, который покупают в Штатах. Спустя 9-ть месяцев Гон сказал всем: “Nissan стал закалённым под ударами стихии”.
Это смахивает на “стандартный” шаблон руководителей: что не убивает, то закаляет. Однако Гон не страдает красноречием, да и многие говорят о новом витке адаптации и энтузиазма. И ещё о верности самой Японии.
Иена – крепкая валюта, поэтому экспортировать автомобили становиться невыгодно. Руководитель Toyota выразился прямо: “С логической точки зрения не выгодно налаживать изготовление машин в Японии”. Однако потом оговорился, что они расширят свой ассортимент машин в пострадавшей области, началом изготовления маленького гибрида.
Последствия в автоиндустрии Японии после цунами:
Все сразу смекнули, что в кризис могут очень выручить электромобили. Такие гибридные машины компании Toyota имеют в своём арсенале розетку, от которой можно получать электричество даже при выключенном двигателе.
Это очень было на руку, когда перебои с электричеством захлестнули страну. В салоне Токио Mitsubishi и Nissan показали, как одна машина смогла снабжать пару дней энергией целый дом. Теорию “выравнивания загруженности электросети” обсуждали уже несколько лет, и только японский кризис показал все её преимущества на практике.
Однако, можно спросить есть ли смысл изготавливать гибриды, заряжающиеся от розетки? Ведь треть электроэнергии вырабатывается на атомных станциях, которые находятся в рискованной зоне? В дальнейшем Япония обязательно откажется от атомной энергии.
При этом планируется строительство электрических станций использующих возобновляемые источники. Они надёжны и смогут противостоять даже цунами (ветровые электростанции). Но и электрическая энергия станет дороже. И этот факт является дополнительным испытанием для производителей автомобилей в Японии, которые обязательно с ней справятся.
Потому что японская автомобильная промышленность осилила экономический кризис и землетрясение. Ведь имея огромное усердие, творческий подход и непобедимый командирский дух она способна справиться со всем на своём пути.