Устройство и схема гибридных двигателей в машинах
Как бы ни казалось странным, но автомобили с гибридным двигателем это не новое изобретение. Первым шагом в направлении стало создание гибридных транспортных средств в 1665, когда Фердинанд Verbiest начал работать над постройкой простого четырех колесного транспорта, которые смогли бы работать на силе пара или на конной тяге.
Немного истории
Одни из первых машин с гибридными моторами появились на рубеже XIX—XX-го веков. Кроме того некоторым конструкторам представился шанс перейти от проектов к мелкосерийному производству.
Первыми автомобилями с оригинальным конструкторским решением были французские модели.
В 1897 году французская компания Parisienne des Voitures Electriques, выпустила с конвейера партию электромобилей и машин, на которых были установлены гибридные двигатели. Через 3 года после этого General Electric создал гибридный автомобиль, оборудованный бензиновым мотором на 4 цилиндра. А с конвейера Walker Vehicle Company of Chicago гибридные грузовики снимались вплоть до 1940 года.
Естественно, все это были лишь прототипы. Однако нынешняя острая нехватка нефти и экономический кризис подстегнули идею производства гибридных двигателей. А сейчас давайте тщательно разберемся, что это за гибридный двигатель и чем он полезен?
Что это такое
Гибридный двигатель — это система из электрического и бензинового моторов. Во время работы могут действовать и бензиновый и электрический, как вместе, так и по отдельности. Этот процесс контролирует мощный компьютер, который запускает тот мотор, что сейчас должен работать. Таким образом, при поездке по трассам запускается бензиновый двигатель, так как аккумулятора в таком темпе надолго не хватит.
Если гибридный автомобиль двигается в городе, то здесь используется электродвигатель, а на подъеме или при большой нагрузке работают оба. Пока действует бензиновый двигатель, аккумулятор постепенно заряжается. Такой мотор даже с приоритетом использования бензинового двигателя, сокращает вредные выбросы в атмосферу не меньше чем на 90%, а так же ощутимо снижает потребление бензина во время езды по городу. Что и определяет основные преимущества гибридного двигателя перед обычными авто. На трассе включен только бензиновый двигатель, поэтому там сберечь топливо не удается.
Последовательная схема гибридного автомобиля
В такой схеме машина запускается от электромотора. ДВС связан с генератором, который подпитывает электродвигатель и питает аккумуляторную батарею.
Гибридный автомобиль с последовательной схемой силовой установки (Plug-inHybrid), обычно, производятся с возможностью подключения к электросети по завершению поездки. Выполнение этой функции подразумевает использование аккумуляторов с большей энергоемкостью, это сокращает использование двигателя внутреннего сгорания и соответственно снижает количество вредных выхлопов.
Представителями Plug-inHybrid приходятся автомобили Chevrolet Volt, Opel Ampera. Они так же называются электромобилями с большим радиусом действия (Extended Range Electric Vehicle, EREV). Эти авто имеют возможность ехать 60 км используя энергию аккумуляторов и 500 км на энергии генератора, который приводит в действие ДВС.
Параллельная схема гибридного автомобиля
Схема параллельного подключения электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания устанавливается, так что могут работать и вместе и по отдельности. Это происходит за счет соединения ДВС, электромотора и коробки передач при помощи автоматически управляемых муфт.
Гибридные автомобили, работающие на подобной схеме, имеют название MildHybrid.
Такой автомобиль с гибридным двигателем использует электродвигатель маленькой мощности около 20 кВт, который добавляет дополнительную мощность во время ускорения авто.
В большей части конструкций электродвигатель располагается между ДВС и коробкой передач, который к тому же выполняет задачу стартера и генератора.
Одни из известных гибридных автомобилей с параллельной схемой это Honda Insight, Honda Civic Hybrid, BMW Active Hybrid 7, Volkswagen Touareg Hybrid. Инициатором этой области является Honda с системой Integrated Motor Assist, IMA.
Работу системы IMA можно разделить на следующие характерные режимы:
- работа от электромотора;
- общая работа ДВС и электродвигателя;
- работа от двигателя внутреннего сгорания сразу с зарядкой аккумулятора электродвигателем выполняющего функцию генератора;
- подпитка аккумуляторной батареи во время рекуперативного торможения.
Последовательно-параллельная схема гибрида
Последовательно-параллельная схема ДВС и электромотора связываются планетарным редуктором. Это одновременно передает мощность каждого из двигателей на ведущие колеса в соотношении от 0 до 100% от обычной мощности.
Разница параллельной схемы от последовательно-параллельной в том, что на последней установлен генератор, создающий энергию для работы электродвигателя.
Гибриды, имеющие последовательно-параллельную схему, называются FullHybrid.
Известными полными автомобилями с гибридными двигателями являются Toyota Prius, Lexus RX 450h, Ford Escape Hybrid. В этой части рынка гибридов лидирует компания Toyota имеющая систему Hybrid Synergy Drive, HSD.
Силовая установка системы HSD представляется так:
- ДВС связанный с водилом планетарного редуктора;
- электромотор, присоединенный к коронной шестерне планетарного редуктора;
- солнечная шестерня планетарного редуктора соединенная с генератором.
Двигатель внутреннего сгорания функционирует по циклу Аткинсона, который выполняет малые показатели мощности на низких оборотах, вследствие чего получается большая экономичность топлива и меньшие вредные выхлопы.
Работа гибридного двигателя
Рассмотрим, как машина трогается. Сначала движение с места и на малых скоростях задействуется только аккумуляторная батарея и электромоторы. Энергия запаса батареи подается в энергетический центр, а он, в свою очередь, отправляет ее к электродвигателям, аккуратно и бесшумно толкающим автомобиль с места. На высокой скорости в работу включается двигатель внутреннего сгорания.
Поэтому часть энергии ДВС переходит в генератор, который питает электродвигатели, а излишки накапливает аккумуляторная батарея, утратившая часть запасов энергии в начале движения. Во время движения в обычном режиме автоматически задействован передний привод, а в оставшихся режимах — полный.
В режиме разгона бензиновый двигатель дает момент на колеса, а электромоторы, если это требуется, увеличивают энергию, дополняя ДВС. Очень интересный момент — это торможение. Компьютер автомобиля сам решает, когда использовать гидравлическую тормозную систему, а в каком случае использовать рекуперативное торможение, склоняясь больше к последнему. В момент нажатия на тормоз он переводит электродвигатели в режим генератора, и те создают тормозной момент на колесах, создавая подпитку для аккумуляторной батареи. Это устройство гибридного автомобиля представляет особую прелесть. В классическом варианте автомобиля эта энергия полностью теряется.
Использование рекуперативного торможения весьма полезно в городских условиях, где необходимо часто останавливаться.
Применение автомобилей с гибридными двигателями
Одним из первых удачных «носителей» гибридного двигателя, который пошел в массовую продажу стал Toyota Prius, имеющий расход топлива 3,2 литра на сотню (по городу). Также был выпущен компанией Toyota внедорожник Lexus RX400h с гибридным мотором. Стоимость такого авто находится в промежутке от 68 до 77 тыс. долларов.
Однако гибридные автомобили хорошо продаются только в Северной Америке (Канада и США). И Америка все же имеет большой спрос на них, потому как до последних лет были весьма популярны машины, которые нещадно потребляли топливо. А так как цены на топливо резко и круто взлетели вверх, американцы задумались об его экономии и для решения проблемы начали производить машины с гибридными двигателями. В Европе на появление гибридных двигателей отнеслись практически безразлично, потому, как там главенствует экономный и более экологичный, чем бензиновый мотор, старый добрый дизель.
В отличие от США более 50% машин Европы используют дизельные двигатели. Да и к тому же дизельные машины дешевле гибридов, гораздо проще и надежнее. Для всех уже не новость, что чем сложнее система, тем она ненадежней! Поэтому из-за своей сложности и требовательности, гибридных автомобилей фактически нет на российских рынках. Официальные дилеры сюда их не везут. И любой водитель такого авто у нас непременно встретит проблему СТО. Увы, у нас их нет, кто мог бы заняться гибридными автомобилями. А самому такую машинку не починить!
О ценах на гибриды
Как всякое новшество, модели автомобилей с гибридными двигателями имеют некоторое отличие в цене от своих традиционных аналогов.
На сегодня гибриды стоят на порядок больше, чем машины с бензиновыми двигателями.
К примеру, гибрид Toyota Camry стоит на $6730 больше такой же модели на бензиновом моторе. Цена гибрида Honda Civic выросла на $4000 от своей классической модели. Новый Lexus GS 450h проявляет великолепную динамику разгона с нуля до сотни всего за 5,9 секунд. А так же GS 450h еще и намного экономичней сравнимых по мощности седанов с моторами V8: расход топлива в смешанном цикле составляет, где то 7,9 л на 100 км. Рекомендованная розничная стоимость Lexus GS 450h в России: $ 78 500.
Стоит отметить, что гибридные моторы не лучший выход, они лишь компромисс между двигателем внутреннего сгорания и электромотором. На мой взгляд, гораздо лучше было бы сразу перейти на электродвигатели. Только, авто производители не желают отказываться от весьма дорогого обслуживания и использования двигателей внутреннего сгорания. Да и компании по добыче нефти слишком сильно заинтересованы в ее продаже нам с вами. Именно поэтому авто компании будут выпускать всяческие гибридные автомобили пока не иссякнут последние источники нефти.
Видео про гибридный автомобиль
httpv://www.youtube.com/watch?v=y3jG8T5TamY
Заключение!
Будет интересно узнать мнение наших читателей, получат ли автомобили с гибридным двигателем широкое распространение. Возможно, им недостает некоторых конструкторских новаций, способных сделать такое авто более популярным. Расскажите об этом в комментариях к этой статье.