Правильная буксировка машин
Очень часто поломка современного автомобиля в дороге приводит к тому, что его необходимо доставлять на ремонт в автосервис. И если в центральных районах страны, и вокруг крупных мегаполисов, службы автомобильной эвакуации развиты и позволяют выполнить данную процедуру без проблем, то в глубинке, вдали от цивилизации, это можно сделать, лишь старым проверенным методом – буксировкой.
Данный термин у многих ассоциируется с тросом и буксировкой одного автомобиля другим, но это совсем не так. Для тех, кто позабыл ПДД, напомним, что существует несколько способов буксировки. И в зависимости от технического состояния автомобиля необходимо выбирать подходящий.
Способы буксировки
Первый и наиболее распространенный способ буксировки – буксировка автомобиля на гибкой сцепке. Он выполняется при помощи гибкого торса. Однако буксировать таким способом автомобиль можно лишь в том случае, если у буксируемого автомобиля исправна тормозная система, рулевое управление, ходовая часть. За рулем буксируемого автомобиля обязательно должен присутствовать водитель. Используя такой метод буксировки необходимо, что бы длинна буксировочного троса была в пределах 4-6 метров. Если короче, то буксируемый автомобиль может догнать буксировщика при замедлении. Если же увеличить длину троса более чем 6 методов это может осложнить процедуру прохождения крутых поворотов и изгибов дороги (особенно актуально в городских условиях), и ввести в заблуждение других участников дорожного движения.
Второй способ буксировки – буксировка автомобиля на жесткой сцепке. Для осуществления буксировки по данной схеме необходимо вместо гибкого троса использовать буксировочную конструкцию из металлических труб. Наиболее часто распространены два варианта такой жесткой сцепки: в виде одиночной штанги, или же в виде треугольника с проушинами на вершинах. В случае если буксировка производится при помощи одиночной штанги «карандаша» то за рулем буксируемого авто обязательно должен находиться водитель. Если при помощи треугольника конструкция которого обеспечивает поворачиваемость буксируемого авто то водитель на ней может и не размещаться.
Еще согласно ПДД существует буксировка с частичной и полной погрузкой. В первом случае на автомобиль, который будет в качестве буксира, грузится передняя (реже задняя) часть буксируемого автомобиля, а остальная часть катиться по дороге на своих колесах. При полной погрузке буксировка идентична буксировке на эвакуаторе. Однако если рядом нет специального подъемного устройства (кран, погрузчик) и соответствующего грузового авто с низкой посадкой осуществить вам такой вид буксировки вряд ли удастся.
Общие требования при буксировке
Независимо от способа буксировки на буксируемом автомобиле обязательно должна быть включена аварийная сигнализация. Либо в случае неработоспособности аварийки необходимо на задней части авто вывесить знак аварийной остановки. Скорость движения не должна превышать 50 км/ч.
Буксировка на гибкой сцепке
Рассмотрим наиболее широко применяемый способ буксировки – буксировка на гибкой сцепке, при помощи троса.
Для начала стоит напомнить автовладельцам, что в зависимости от марки автомобиля, на котором вы ездите необходимо и покупать буксирный трос. Ведь разные марки и классы авто имеют разный вес. Поэтому при необходимости буксировать авто представительского класса, не стоит брать трос предназначенный для автомобилей самого малого «А»-класса только по тому что он дешевле или красивей. Кроме этого буксирный трос по своим возможностям должен минимум на 20% превышать максимальный вес вашего автомобиля. То есть если вес Mitsubishi Lancer X составляет 1850 кг, то трос для буксировки автомобиля должен обеспечивать буксировку массой до 2220 кг.
Обычно для легковых авто большинство производителей выпускает тросы с возможностью буксировки до трех тонн, этого более чем достаточно. При выборе троса обязательно обратите внимание не только на его паспортные данные, но и на наличие карабинов, качество крепления их по краям, конструкцию и удобство в использовании. Кроме этого даже от усилия ваших рук качественный трос должен хоть немного амортизировать и тянуться.
При креплении троса его обычно крепят на левой проушине буксировщика, и на правой проушине автомобиля который буксируется. Такой вариант буксировки четко нигде не определен, но исходя из практики именно он наиболее эффективен, за счет того что при осмотре водителем заднего авто встречной полосы движения и маневрировании трос не мешает обоим автомобилям в сцепке. Если автомобиль для буксировки не имеет проушины (кольца) сзади, но есть фаркоп, то можно зацепить торс и за него. При этом необходимо обеспечить такое крепление карабина, что бы он не слетел при ослаблении троса. В крайнем случае, если вообще отсутствуют элементы крепления буксирного троса, то можно его зацепить за одну из рессор задней подвески.
Если ни один из вышеназванных вариантов крепления троса не подходит, то использовать такое авто в качестве буксировщика не стоит. Что касается автомобиля, который будет буксироваться, то крепление троса так же необходимо выполнять лишь за предназначенные для этого проушины (серьги, крюки) в передней части. Ни в коем случае не следует крепить трос за бампера автомобиля, так как они легко отрываются и ломаются. Это касается даже отечественной классики.
В случае если у вас не оказалось в багажнике буксирного троса тогда для буксировки можно использовать другие подручные предметы (стропы, веревки, ремни безопасности). Хотя лучше все же иметь трос или в крайнем случае купить его у того владельца, авто которое будет вас буксировать. Для связки таких конструкций для буксировки необходимо использовать специальные самозатягивающиеся узлы, которые не развяжутся в движении.
Подготовка и порядок буксировки
Не лишним будет перед началом буксировки владельцу «буксира» проверить уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремней. Ведь в таком режиме двигатель работает при значительных нагрузках и быстрее греется, поэтому он должен качественно охлаждаться. На автомобиле, который будет буксироваться, так же следует выполнить несколько простых мероприятий. Отключить катушку зажигания. Для этого необходимо отсоединить провод низкого напряжение на ней. Это позволит включить зажигание без риска, что катушка перегреется и выйдет из строя. А зажигание вам может понадобиться для работы стеклоочистителей, сигнала, и т.д.
Непосредственно перед буксировкой обязательно согласуйте между собой по какому маршруту вы поедете, и лишь после этого расходитесь по авто. При этом важно помнить, что нахождение людей в буксируемом авто (кроме водителя) запрещено.
После выполнения всех выше описанных мер можно начинать процесс буксировки. И самым, пожалуй, трудным моментом в этом является процедура трогания с места. Водитель буксируемого авто должен убедиться в том что авто снято с ручника, передача выключена, и ждать начала движения.
Водитель буксира должен начать движение на самой низшей передачей. При этом автомобиль должен начать движение плавно и максимально медленно, что бы выбрать слабину буксирного троса, и плавно потянуть с его помощью буксируемый автомобиль. При этом, как только трос натянется до предела необходимо выжать сцепление, что бы устранить резкий рывок. И после того как буксируемый автомобиль тронется с места необходимо отпустить педаль сцепления и прибавить газу. Второй важный момент это переключение передач в движении. Здесь важно помнить, что разгонятся необходимо как можно больше и лишь после этого переключатся. Само переключение необходимо выполнять как можно быстрее, что бы уменьшить разницу в скоростях до и после момента переключения.
Заключение!
И наконец, поговорим немного, о тех случаях, когда буксировка запрещена. Как уже отмечали свыше нельзя применять гибкую или жесткую сцепку при буксировании авто со сломанным рулевым управлением (кроме применения треугольника для жесткой сцепки). Буксировка автомобиля с АКПП не рекомендуется, если все же такая необходимость есть, то скорость не должна превышать 40 км/ч. Кроме этого буксировку автомобиля с АКПП лучше всего выполнять с использованием метода жесткой сцепки. Запрещается буксировка двух или более транспортных средств, а так же буксировка автомобилей с прицепами, мотоциклов без бокового прицепа.