Сколько проехала ваша машина на самом деле
Приобретая подержанный автомобиль, каждый покупатель, вполне обоснованно, желает знать его реальное техническое состояние. Продавец же, зачастую, пытается скрыть истинное положение дел. Вопрос цена-качество – ключевой на рынке и потому как определить пробег автомобиля – совсем не любопытство. Состояние автомобиля должно соответствовать его цене.
Сразу надо сказать, что со 100% результатом эту задачу простому покупателю не решить. Для этого необходима разборка многих деталей автомобиля и их исследование в специальных условиях. Однако по ряду косвенных признаков с некоторой долей вероятности можно хотя бы приблизительно оценить автомобиль, степень его износа, а, следовательно, решить вопрос о его покупке или отказе от нее.
Так какой же пробег у авто?
Первейшим признаком, указывающим на интенсивность эксплуатации машины, является соотношение возраста и пробега. Пробег автомобиля является первейшим признаком, который позволит покупателю определится с выбором того или иного транспортного средства.
Как известно, пробег определяется по показаниям одометра. Значит, первым делом любой покупатель обратит на него свое внимание. Внимание обратить можно, но вот выводы делать, пока не стоит.
Ни для кого не секрет, что показания одометра можно изменить. Механические одометры, работающие через тросик от коробки передач, скручивать очень просто. Можно отсоединить тросик и крути колесики до нужной цифры. Если есть возможность забраться в панель приборов (как на вазовских Ладах), то весь блок со спидометром и одометром можно снять, разобрать, установить нужный километраж и собрать все обратно. С электронным одометром задача стоит сложнее, но тоже решается. Практически любой механик автомастерской сможет это сделать и тогда точное определение пробега автомобиля уже невозможно.
На смену механическим и электронным одометрам пришли приборы, которые включены в единую систему жидкокристаллического табло. Казалось бы, что такая компоновка позволяет исключить проблему «скручивания». Но нет. Программа в автомобиле может изменяться. Производится чип-тюнинг авто, с помощью которого изменяются его характеристики куда более важные, чем пробег.
Справедливости ради надо сказать, что такая условная простота возможна по отношению не ко всем автомобилям. В большей степени это относится к европейским маркам, чьи производители не особо секретничают. К японским машинам это относится в меньшей степени. Блок, отвечающий за показания пробега, у них вынесен за пределы табло и спрятан в недрах автомобиля. Изменив прошивку процессора, как на европейских машинах, можно не получить желаемого результата. Но «свято место пусто не бывает». Как известно, вслед за секретом всегда следует его отгадка. Вот уже и говорят, что на просторах России есть умельцы, способные решить и эту задачу.
Если показания одометра можно изменить, то почему бы не поступить таким образом. Многие продавцы пользуются этой уловкой. Однако она скорее носит психологический характер. Надо с первых шагов привлечь внимание покупателя, расположить его к этому автомобилю, а если он профан, то пусть учится на собственных ошибках.
Значит цифры в окошке всего лишь условность, полностью доверять им нет никакого смысла.
Как определить пробег автомобиля
В первую очередь необходимо оценить кузов автомобиля. Это, прежде всего, состояние лакокрасочного покрытия. Любое авто, побегавшее по нашим дорогам, имеет, и должно иметь, мелкие царапины или сколы. Частая езда на загородных дорогах предполагает возникновение сколов в районе капота или бампера. В городах нередки случаи соприкосновения с препятствиями при парковках, например, с сугробом. В результате тесноты на дорогах и в местах парковок часто случаются «притирки» боком. Поэтому, если автомобиль с пробегом более 40 тыс. км. блестит как новенький, а владелец утверждает, что это его естественное состояние, то это должно навести на определенные мысли.
Поскольку кузов автомобиля металлический, то он подвергается коррозии. Свидетельством тому служит ржавчина. По пятнам ржавчины можно определить места ремонта. Кроме того необходимо осмотреть наиболее уязвимые места: арки, стойки. Стоит отметить, что при эксплуатации авто зимой и хранении в теплом гараже степень коррозии кузова многократно возрастает. Определить степень коррозии металла и состояние лакокрасочного покрытия можно с помощью специальных приборов, которые можно купить, или загнать машину в сервис. Следует иметь в виду, что неоцинкованный металл становится тоньше (подвергается коррозии) примерно на 0,1 мм в год.
О том, что кузов подвергался ремонту, подскажут неровные зазоры деталей кузова, дверей, капота, багажника и т.п., краска на уплотнителях. Обратить внимание следует и на крепеж подвижных частей кузова – болты и петли дверей, багажника. Если эти элементы не снимались, то царапин и сколов на них не может быть.
Внешний осмотр должен затрагивать также стекла автомобиля и осветительные приборы. Маркировка стекла несет информацию о времени его выпуска. По ней можно определить, является такое стекло родным или подвергалось замене. При оценке лобового стекла надо учитывать, что его могут заменить и не в результате аварии. Очень часто замена производится в результате трещин, образовавшихся от вылетающих камней из-под колес автомобилей, едущих впереди. Фары, в принципе, должны быть одинаковыми, хотя, они тоже могут подвергаться сколам, как и лобовое стекло. Фары зачастую меняют парами, чтобы скрыть следы аварии. В любом случае, отметив несоответствия, всегда можно поинтересоваться у владельца о причинах такой замены.
Двигатель также многое может рассказать о техническом состоянии автомобиля. К примеру, сизый дым из выхлопной трубы означает проблемы с клапанами, а масло в воздушном фильтре подскажет о проблемах с поршневой группой. Об этом же будет свидетельствовать и дым из трубки вентиляции картера. Нелишним будет замер компрессии. Для отечественных авто ее падение на 1-1,5 кгс/см3 соответствует пробегу примерно в 90 тыс. км.
Кроме того, двигатель может стать еще и дополнительным источником информации. Есть пробег, который виден на панели, а есть тот, что не увидишь — это пробег, информация о котором находится в блоке управления двигателем. Чтобы обнаружить его понадобится прибор для определения пробега OP-COM.
Дальше все просто: с помощью прибора попадаем в блок управления и … ужасаемся от реального пробега автомобиля.
Показателем большого пробега или неправильной эксплуатации (например, вместо охлаждающей жидкости использовалась вода) служит шум помпы. Шум подшипника в генераторе также должен насторожить покупателя.
Нечеткая работа синхронизаторов в механической коробке передач свидетельствует об их износе, что характерно для пробега в 80 тыс. км. Проявление изношенности у автоматической коробки передач выражается в сильных ударах при включении режимов, а также, когда надавливая педаль газа, обороты увеличиваются, но передача не переключается.
Осмотр подвески, рулевого управления, тормозной системы, как правило, не несет достаточной информации о степени интенсивности использования автомобиля. Но, тем не менее, на них стоит обратить внимание, т.к. они могут явиться источником дополнительных трат.
Здесь следует обратить проверить состояние пыльников, амортизаторов и стоек на предмет их целостности, наличие подтеков. Вращая руль, следует обратить внимание на наличие стуков. По состоянию рулевых наконечников, рулевой рейки можно отчасти судить за тем, как машина обслуживалась. Эти элементы подлежат замене через 30-40 тыс.км. и 100-120 тыс.км. соответственно.
О качестве обслуживания поведает тормозная система. Осмотр колес с внутренней стороны подскажет о состоянии тормозных цилиндров. Износ тормозных колодок, если нет возможности определить визуально, можно узнать с помощью стояночного тормоза. Как правило, достаточно 3-4 щелчка, чтобы автомобиль зафиксировался. Если в таком положении ручника свести колодки, а автомобиль не удается зафиксировать, то это значит, что колодки предельно изношены. Передние колодки меняются через 30-40 тыс. км (на машинах с АККП – 25-35 тыс. км). Если машина не фиксируется при нормальном состоянии колодок, то следует обратить внимание на тормозные диски и барабаны. Передние тормозные диски, как правило, служат 70 тыс.км.
Методы угадывания
Порой можно встретить суждения, что состояние автомобиля можно определить по состоянию салона. Если владелец часто ездил, то рулевое колесо, рычаг коробки передач, резиновые накладки на педали должны быть истертые. Отчасти это так, но касается в основном отечественных авто.
Малая информативность такого осмотра, заключается в том, что затраты на замену всех этих деталей копеечные и времени занимают минимум. Любой продавец может это сделать непосредственно перед продажей. Кроме того, современные материалы позволяют использовать такие детали достаточное количество времени без особой очевидности.
Все производители автомобилей стараются уделять должное внимание салону. Материалы, идущие на обивку сидений, как правило, долговечны. Владелец машины может использовать чехлы, тогда после длительной эксплуатации обивка остается в довольно приличном состоянии.
Заключение!
Приобретая подержанный автомобиль, покупателю приходится решать задачу как у врача или следователя – определять пробег автомобиля по косвенным признакам и ставить диагноз. Оценка автомобиля производится комплексно. Поскольку покупка является недешевой, то и подход должен быть тщательный, насколько это возможно.