Применение стеклопластика в тюнинге автомобиля
Среди любителей автомобилей с каждым годом увеличивается число поклонников пластика, используемого для всех видов тюнинга. Благодаря своим особенностям, материал идеально подходит для изготовления дополнительных деталей и отделочных элементов.
Виды тюнинга
Тюнинг из стеклопластика начинается с выбора стекловолокна и смолы соответствующей марки. Некоторые из смол застывают при температуре окружающей среды, в то время как для других необходимо создавать более высокую температуру. Перед тем, как приступить к пропитке стекловолокна смолой, ее смешивают в равной пропорции с отвердителем (катализатором).
Первый тюнинг из стеклопластика был применен при строительстве лодок, но, благодаря своей универсальности, материал быстро нашел применение в различных областях, не минуя автомобилестроение. После длительных испытаний на прочность и надежность выяснилось, что при столкновении автомобилей, сделанных из стеклопластика и металла, наибольшие повреждения получала машина из металла.
Стекломат
Следует напомнить, что стекловолокно, используемое при тюнинге автомобиля, производится в двух вариантах: стекломат и стеклоткань. Стекломат легко повторяет форму заготовки под необходимую деталь, он прост в обработке, может иметь большую толщину и плотность, необходимые для создания детали сложной формы.
Тонкие пласты стекломата применяются для изготовления деталей обтекаемой формы с изгибами, гранями, переходами. Зачастую для придания детали из стеклопластика прочности, при этом, снизив их массу, используется армирующий искусственный материал поликор, который вкладывается в пространство между слоями стекломата.
Стеклоткань
Стеклоткань является более прочным материалом, может иметь разную толщину и плотность, идеально подходит для создания объемных изделий и для придания изделию жесткости. Чтобы изготовить необходимую деталь, специалисты рекомендуют создавать ее форму, но в некоторых случаях можно воспользоваться готовыми макетами.
Для придания необходимой формы детали из стеклопластика, старую деталь следует изолировать разделительным слоем: обклеить бумажным скотчем, покрыть воском, пенопластом, пластилином или другим материалом, способным защитить оригинал от загрязнения. Новую панель можно также изготовить непосредственно на самой двери, предварительно закрыв ее защитным материалом.
Тюнинг из стеклопластика предусматривает изготовление матрицы детали, которая создается по макету образца. После того, как макет покрывается защитным веществом, на него наноситься гелькоут для матрицы, который производится на основе эпоксидной винилэфирной смолы. Гелькоут придает поверхности изделия ровность и блеск.
Тонкий слой стекломата наносится поверх гелькоута. Укладывая материал на макет, необходимо прижимать его таким образом, чтобы повторять все изгибы, переходы и контуры детали. После того, как первый слой стекломата затвердеет до легкого прилипания к пальцам, можно добавлять следующие слои стеклопластика.
Технология изготовления деталей
При создании тюнинга из стеклопластика используется несколько технологий изготовления деталей.
1. Наиболее простым видом тюнинга является ручная формовка. Эта технология довольно проста в производстве, не требует дополнительных усилий и специфических навыков, но занимает много времени.
После изготовления шаблона, на нем закрепляется стекловолокно, которое затем пропитывается смолой при помощи валика или кисточки, удаляя из смеси пузырьки воздуха. Распределяя смолу ровным слоем, необходимо помнить, что качество полученной детали напрямую зависит от профессионализма ее изготовителя.
2. Напыление ровинга является вторым простым способом создания детали из стеклопластика. В основе этого способа лежит метод распыления измельченной стеклонити, смешанной со смолой и катализатором. Вещество напыляется на поверхность подготовленного макета или на форму, после чего смесь необходимо раскатать валиком с целью удаления воздуха.
Основным недостатком данного метода является большой расход смолы и выделение летучих веществ в воздух, наносящих вред дыхательным органам человека. В процессе нанесения слоя смолы при помощи пистолета, необходимо пользоваться респиратором, так как в окружающий воздух попадают мелкие частицы стекловолокна.
Изготовление детали в домашних условиях
Для изготовления детали из стеклопластика в домашних условиях потребуется:
- смола эпоксидная или полиэфирная;
- стекломат;
- геликоут или гельгрунт;
- разделительная жидкость;
- респиратор или маска с угольным фильтром;
- перчатки;
- валик и кисточка;
- наждачная бумага-нулевка, резак, шлифовальная машина;
- электромашина для обрезания лишнего материала с готовой детали.
Тюнинг из стеклопластика делится на два этапа работы:
- изготовление матрицы детали;
- изготовление самой детали.
Для изготовления матрицы детали достаточно 3-х слоев стекломата с плотностью 300 г/м.
Смесь эпоксидной смолы и катализатора составляется в пропорции: на 100 мл смолы добавляется 2 мл катализатора. При работе кистью, необходимо пропитывать стекломат смолой не «красящим», а «промокающим» способом.
После затвердения смолы матрица снимается с детали. Если оригинал изделия был некачественно покрыт разделяющим слоем, то на ее копии проявятся огрехи, которые придется удалить шлифованием и покраской. Матрица обрезается по размеру, ее края щлифуются наждачной бумагой. Процесс изготовления детали из стеклопластика аналогичен изготовлению ее матрицы.
Использование в работе гельгрунта позволяет получить ровную гладкую поверхность, она легче обрабатывается наждачкой-нулевкой, после чего деталь можно покрывать краской. Делать тюнинг из стеклопластика лучше на месте, так как детали примеряются на автомобиль, после чего покрываются краской.
Таким образом, зная технология тюнинга, можно существенно преобразить свой автомобиль.
Видео об изготовлении стеклопластиковой матрицы