Зарядка аккумулятора автомобиля своими руками
О важнейшей роли аккумулятора в функционировании автомобиля знает каждый автовладелец, поэтому дополнительно расписывать его предназначение мы не станем, а сразу перейдем к главной теме нашего материала – как зарядить аккумулятор самостоятельно?
Первым делом следует вспомнить о том, что на многие современные марки машин устанавливаются так называемые необслуживаемые аккумуляторные батареи, которые по классификации ГОСТа являются безуходными. Если же ваш автомобиль оснащен АКБ второго типа – обслуживаемым – то процесс его зарядки вы вполне можете выполнить своими руками, не обращаясь для этого на станцию техобслуживания и, таким образом, сэкономив некоторую сумму денег.
Проверяем аккумулятор перед зарядкой
Итак, прежде чем приступить к зарядке аккумулятора, первым вопросом для автовладельца будет не «как зарядить аккумулятор самому», а «нуждается ли аккумулятор в зарядке»? Поэтому необходимость подзарядки необходимо предварительно тщательно проверить, а осуществляться такая проверка должна грамотно, с пониманием причин возможных неисправностей АКБ.
Как известно, аккумуляторная батарея не может отключиться внезапно и «скоропостижно». В большинстве случаев автовладелец получит некоторые «сигналы» АКБ, которые и послужат признаками того, что аккумулятор нуждается в проверке. Разумеется, первым этапом проверки станет визуальный осмотр лампочки индикатора на приборной доске. Однако помимо этого стоит обратить внимание на возникновение нехарактерных перебоев во время запуска двигателя – они могут являться первым «звоночком» о необходимости более детальной проверки и подзарядки аккумулятора.
Правильная проверка аккумулятора обычно производится в два этапа. Сначала, при помощи ареометра, измеряется плотность электролита. Для этого следует брать пробы вещества из каждой банки АКБ. Помимо этого рекомендуется проверить также температуру электролита, и если она окажется более высокой, чем 30ºС, то к показаниям ареометра следует добавить поправку. И наоборот – если температура будет ниже 0ºС, то величину поправки нужно отнять. Далее действуем в зависимости от сезона. Для зимы необходимым условием для зарядки аккумулятора является разряженность минимум одной банки более чем на 25%. Для лета допускается значение в 50%. Существуют также специальные таблицы степени плотности электролита, которые также помогут понять, требуется ли аккумулятору зарядка.
Кроме плотности электролита следует замерить уровень напряжение – это делается с помощью специальной нагрузочной вилки. Если напряжение в каждой банке АКБ оказывается ниже 1,7–1,8 В – значит, батарея уже нуждается в зарядке.
Выбор зарядного устройства – цена и качество
Зарядка аккумулятора автомобиля своими руками дома или в гараже производится с помощью специального зарядного устройства АКБ.
Обычно, перед покупкой зарядного устройства для личного пользования, автовладелец задается вопросом, какой вариант выбрать – дорогой или более дешевый? На этот счет опытные автолюбители утверждают, что принципиальной разницы здесь нет. То есть, если вы не планируете эксплуатировать зарядное устройство «в промышленных масштабах» и производить подзарядку аккумуляторов ежедневно – то вам вполне можно обойтись простым бюджетным вариантом.
Устройство для зарядки аккумулятора автомобиля в более высоком ценовом диапазоне обычно отличается от дешевого только наличием некоторых дополнительных функций. Например, дорогие устройства способны отключать заряд, когда аккумулятор будет заряжен полностью. Также на них установлена электронная регулировка подачи тока – более плавная, чем у дешевых устройств с механической ступенчатой регулировкой. Ну и, конечно, мощность прибора – у дорогих девайсов она повышена и рассчитана на зарядку особо мощных и энергоемких аккумуляторов. Однако если зарядное устройство для автомобильного аккумулятора необходимо вам только с целью «домашнего» использования – рекомендуем остановить ваш выбор на простом приборе с механической регулировкой тока. В любом случае лучше не прибегать к советам «народных умельцев» и не изготавливать зарядник собственноручно – в этом случае затраченные усилия и нервы не окупят стоимости фабричного прибора.
Осуществляем зарядку
В процессе зарядки аккумулятора вам понадобится, помимо непосредственно зарядного устройства, еще и электролит, на качестве которого, кстати, не стоит экономить.
Начинается зарядка с проверки уровня электролита. Если он недостаточен, следует долить его до необходимой отметки. Пробки банок снимаем.
Затем клеммы ЗУ подсоединяются к аккумулятору, а само устройство включается в сеть – именно в таком порядке, а не наоборот!
Регулируем ток на зарядном устройстве – он должен составлять приблизительно 1/10 часть общей емкости заряжаемой АКБ. То есть, если емкость составляет 70 ампер/час – значит, ток должен быть установлен на 7 ампер.
Пороговое напряжение зарядки аккумулятора автомобиля обычно выбирается в пределе от 1,45 до 1,48 В на банку. При этом следует учесть, что порог напряжения зависит еще и от степени износа аккумулятора, а также от температуры воздуха на момент подзарядки.
В процессе подзарядки необходимо наблюдать за стрелкой амперметра. Если стрелка клонится к нулевой отметке – это говорит о том, что батарея успешно заряжается.
В зависимости от степени износа может варьироваться и время зарядки аккумулятора автомобиля – этот процесс нужно внимательно контролировать. Дорогие зарядные устройства отключаются сами, когда аккумулятор заряжен. Но даже если ваше ЗУ не оснащено такой функцией, завершение зарядки можно будет проследить по скорости напряжения на самом аккумуляторе – перед окончанием процесса скорость напряжения увеличится. Перед самым завершением ток понижается до минимума – и тогда процесс зарядки может считаться оконченным.
Когда аккумулятор заряжен полностью, следует проверить уровень и плотность электролита. Как проверить плотность – мы рассказывали выше, для этого вам потребуется ареометр. После замера плотности, при необходимости, можно будет добавить немного дистиллированной воды.
Кстати, стоит отметить, что при наличии у вас сухозаряженной батареи ей также потребуется частичная подзарядка. Однако здесь есть одна отличительная особенность – в сухозаряженном аккумуляторе следует замерять напряжение не сразу после доливания электролита, а только 2–3 часа спустя.
Внимание!
Важный момент, о котором следует сказать отдельно – ни в коем случае не подносите огонь к аккумулятору, находящемуся в процессе зарядки. Зарядка АКБ – это реакция, при которой выделяется достаточно много горючего газа и, соответственно, любой его контакт с открытым огнем может привести к взрыву.
Полезные советы по АКБ
Общая емкость аккумулятора, установленного на каждый конкретный автомобиль, всегда должна соответствовать «паспортным данным». Не стоит оснащать свое авто батареей более высокой емкости, чем предусмотрено техпаспортом, поскольку такое излишество может привести к ее быстрому износу и поломке. Это связано с тем, что лишняя доля емкости не будет использоваться по назначению, что отнюдь не полезно для «здоровья» аккумулятора.
Опытные автолюбители рекомендуют отдавать предпочтение аккумуляторным батареям производства Германии и скандинавских стран. Замечено, что именно эти АКБ наиболее эффективно адаптируются к отечественным условиям их эксплуатации.
Как уже говорилось выше, покупать устройство для зарядки автомобильного аккумулятора следует исключительно в специализированных магазинах, а не у «народных умельцев» или б/у. По этому поводу необходимо также отметить, что ЗУ отечественного производства практически ничем не уступают своим импортным собратьям. Более того, импортные марки легко подделываются Китаем – а вот поддержав отечественного производителя, вы будете практически полностью застрахованы от риска приобрести сомнительный товар.
Видео — как правильно заряжать аккумулятор
httpv://www.youtube.com/watch?v=RgKATXhssF4
Заключение!
Следует знать, что зарядке подвергаются и так называемые «необслуживаемые» АКБ с цельнопаяной батареей (без пробок на банках). Однако в этом случае лучше отдать аккумулятор на станцию техобслуживания, а не пытаться зарядить его самостоятельно.