Европротокол при ДТП – оформляем аварию без приезда инспектора
С марта 2009 года водителям разрешили самостоятельно оформлять европротокол при ДТП. Дело в том, что количество аварий на современных дорогах очень велико и дожидаться сотрудников ДПС порой приходится часами. В это время вокруг ДТП образуется и без того немалая пробка. ДТП случаются каждый день, из них серьезный аварий с пострадавшими и крупными повреждениями меньше половины, а остальное – мелкие повреждения и царапины. Вот и обратились наши законодатели к европейскому опыту в вопросе как оформить ДТП без ГАИ.
Оформляем европротокол правильно
Эта процедура позволяет не ждать сотрудников ГИБДД, а сразу приступать к заполнению бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, который обычно прикладывается к страховому полису ОСАГО. В результате снижается время необходимых оформлений, а также нагрузка на сотрудников ГИБДД, которым помимо выполнения своих прямых обязанностей приходится еще и ДТП оформлять. Оформив необходимые документы, пострадавшая сторона обращается в страховую организацию и получает страховую выплату. Примерно так выглядит идеальная картина действия так называемого европротокола. На деле же приходится учитывать множество нюансов для того, чтобы страховая компания не отказала в выплате полагающейся страховой премии, а они, как выясняется, не горят желанием раздавать деньги.
Казалось бы, нововведение направлено во благо водителям, которым по нескольку часов приходится выжидать свободный экипаж ДПС из-за незначительных повреждений, а также тех, кто в это время теряет время, топливо и деньги, наконец, находясь в пробке, возникшей по причине аварии. Однако только 7-10% водителей (в разрезе крупных городов) пользуются этой возможностью, то есть по истечении уже 4-х лет можно смело заявлять, что данная процедура в стране приживается достаточно плохо. А причины этого заключаются отнюдь не в безграмотности российского водителя или в том, что им, дескать, лень что-то самим оформлять. Причины заложены намного глубже. Но для начала следует разобраться, что же представляет собой европротокол и процедура его оформления, а также как оформить европротокол без ГИБДД, а затем постараемся понять, почему он так непопулярен.
Процедура оформления такого документа весьма проста. Она становится возможной при следующих условиях ДТП:
- самое главное — нет пострадавших, а тем более погибших в аварии. Если хотя бы один человек пострадал, то европротокол автоматически отпадает, нужно вызывать инспекторов ГИБДД;
- оба автомобиля могут продолжить дальнейшее движение и уехать с места аварии своим ходом;
- в аварии принимали участие два автомобиля и не более того, причем у обоих водителей обязан быть при себе страховой полис;
- виновная сторона добровольно признает свою вину и относительно деталей данной аварии есть одно общее мнение, и нет разногласий;
- сумма ущерба, исходя из визуальных представлений водителей, не превышает 25 тысяч рублей.
Еще одно важное требование – пострадавший должен быть непосредственным владельцем автомобиля. Если какое-либо из требований не соблюдается, вызываем сотрудников ГИБДД.
Ситуация может складывать и по-другому. Виновная сторона признает себя виновной, а по возвращении домой начинаем усиленно штудировать Правила, из которых выясняет, что вины в действиях данной стороны нет. Так вот на этот счет у законодателей нет однозначного ответа, можно ли вносить изменения в европротокол. Если уж у вас возникли сомнения, единственной возможной рекомендацией может быть то, чтобы снова согласовать ситуацию со второй стороной.
Схема ДТП должна содержать как можно больше достоверной информации. На ней обязательно следует изображать:
- план участка дороги с указанием названия улиц и домов;
- указать марки и номера машин-участниц аварии;
- схематически изобразить положение машин после ДТП;
- указать направления движения каждого из автомобилей до столкновения;
- заполнить извещения о ДТП, вписать свои объяснения о случившемся, желательно произвести фото и видеосъемку места и участвовавших в аварии автомобилей.
Бланк европротокола представляет собой два скрепленных между собой листа, которые заполняются одновременно, один из них является самокопиром. Оформляя европротокол при ДТП, образец можно найти в интернете, причем даже на месте аварии, если под рукой есть средство для выхода в интернет. Когда оба экземпляра заполнены с лицевой стороны, их следует разъединить. Оборотную сторону заполняет каждый участник самостоятельно.
Каких-либо исправлений в европротоколе быть ни в коем случае не должно. Когда ситуации согласована, и документ составлен, оба водителя должны поставить в нем свои подписи. Также советуем заручиться поддержкой возможных очевидцев аварии. Хотя бы обменяться контактными данными, если свидетель не располагает достаточным количеством времени. И с противоположной стороной, т.е. вторым участником аварии нужно обменяться контактными данными, пригодится. После оформления всех необходимых документов следует получить справку по ДТП, а также постановление и определения. Это можно сделать, обратившись на ближайший пост ГИБДД и представив все подготовленные документы по ДТП, а также материалы фото -/видеосъемки.
С появлением такого нововведения, появились и те, кто зарабатывает на этом деньги. Здесь речь идет не о мошенниках, зарабатывающих применяя европротокол – оформление ДТП без ДПС, а о службах аварийных комиссаров. Если водитель не уверен, что сможет правильно оформить необходимые бумаги, то эта служба готова сделать все необходимое. Добросовестная организация при этом берет на себя ответственность не только за непосредственно оформление дорожно-транспортного происшествия, а также сопровождает своего клиента до получения страхового возмещения. Стоит только заметить, что их работа оплачивается непосредственно самими участниками ДТП или одним из них.
Обращение в страховую организацию
Далее, когда с документами порядок, следует самая сложная часть дела – общение со страховой организацией. Заметим, что для автовладельца, ставшего участником ДТП, самым главным и больным вопросом становится ремонт автомобиля, а не заполнение кучи бумаг или беготня по страховым организациям. А страховые организации находят кучу причин, причем далеко не всегда на законных основаниях, чтобы отказать в возмещении ущерба. По этой причине европротокол не находит должного распространения среди автолюбителей, ведь последующее получение страховки доставляет массу хлопот и зачастую вообще становится нереальным.
Вообще, у страховой организации есть совсем немного законных поводов для того, чтобы отказать в выплате страховки:
- Полис виновника аварии просрочен
- Виновник аварии не вписан в полис
В этих двух случаях виновник ДТП не является клиентом страховой организации. У потерпевшей стороны в этом случае остается один вариант действий – обращение в суд с гражданским иском в отношении виновного о возмещении ущерба. Даже неправильно оформленные документы, как признаются сами страховщики, не могут быть основанием для отказа, хотя на деле из-за каких-либо ошибок при оформлении документов стараются отказаться от выплат.
Страховщика, конечно, можно понять – они пытаются защититься от мошенников, для которых подобная схема упрощает возможность зарабатывать на авариях. Однако от этого не должны страдать те водители, которые действительно имеют право на возмещение ущерба. Наказать нерадивого страховщика можно и очень даже нужно. Ведь юридическая грамотность и упорность в отстаивании собственных законных прав клиентами заставит страховую фирму более дисциплинированно относиться к собственным обязанностям.
В первую очередь, если выплачивать страховку вам не собираются, требуйте письменного отказа. С этим документом на руках уже можно смело обращаться в суд с требованием признать страховщика обязанным выплатить возмещение ущерба. Этот же документ, а именно, письменный отказ в выплате страховки, следует приложить к жалобе и обратиться с ней в Федеральную Службу по Финансовым Рынкам (ФСФР). Также следует поступать, если причина отказа в том, что виновник не представил свой автомобиль к осмотру. Права отказать на подобном основании у страховщика нет.
Ограничения по сумме возмещения ущерба
Что касается суммы возмещения ущерба, то она не может превышать 25 000 рублей. Примерно две трети аварий попадает в этот диапазон, например, треснувший бампер или разбитая фара, помятое крыло или сломанная решетка радиатора. В случае с иномарками, конечно, можно и одним сломанным бампером превысить указанный порог, а вот для отечественных автомобилей цифра вполне реальная.
Если же сумма убытков превысила 25 000 рублей, то, к сожалению, выйти за ее пределы страховая не может, и судом тут не поможешь. Это, наверное, один из самых главных минусов подобной «упрощенной» схемы. В реальности бывает достаточно сложно оценить ущерб, если вы, конечно, не профессиональный оценщик, тем более, если под рукой не оказалось ценника на запчасти или стоимости работ по ремонту.
Заметим, что за рубежом европротокол используется в любом случае, если нет пострадавших. Там нет ограничений по цене, подобных тем, что введены в нашей стране, с целью защититься от мошенников. Разговоры о повышении данной планки ведутся уже давно, в частности этот вопрос фигурировал в предвыборной кампании нынешнего президента. Только дальше разговоров и обсуждение дело пока не зашло.
Изучив материал по данному вопросу, можно сказать, что оформление ДТП по европротоклу – процедура достаточно удобная, но ее применение в России наложило ряд особенностей. Как известно, без особенностей у нас не обходится ни одно нововведение. В настоящее время у этой процедуры минусов намного больше, чем плюсов, а плюс можно назвать только один – это экономия времени на начальном этапе. Будем надеяться, что наши законодатели примут все необходимые меры и эта процедура станет действительно удобной для автовладельцев.
Видео: как заполнять европротокол