Нужно ли делать в России проезд по дорогам платным
Законодательство
Основой для создания платных дорог в России является Указ Б. Ельцина о постройке и эксплуатации автодорог на коммерческой основе от 08.12.1992 г.
Однако в течение 6 лет с этой даты платные дороги в России не были построены. Данный указ сменил новый, который разъяснял, кто и каким образом может сделать дороги платными. Согласно указу, федеральные трассы можно было сделать платными только в соответствии с указанием правительства страны, а трассы региональные – с указанием местных властей. Помимо этого, у платных участков должна быть альтернатива, чья протяженность не была указана.
Казалось, дело сдвинется с мертвой точки. В 1998 году открыли платные участки, а именно, на трассе Тамбов-Воронеж и М4 Дон. Проезд стоил 1 и 10 рублей соответственно. Однако участок Тамбов-Воронеж в 2005 году вновь стал бесплатным по причине бессмысленно низкой цены.
В 2002 г. в Псковской области было объявлено о четырех платных участках суммарной протяженностью в 225 км, которые, по сути, были безальтернативными. Проезд стоил недешево (165-660 рублей). Причем об оплате многие водители узнавали только после того, как упирались в шлагбаум. Объездные же пути были в 1,5-3 раза длиннее.
Однако процесс на этом приостановился вследствие протестов населения, тогда как, в свою очередь, предприниматели не желали вкладываться в такое сложное и не вполне рентабельное дело. Кроме того, не было подходящей законодательной базы для подобных инвестиций.
Только в 2005 году вышел ФЗ, который заложил основу для такого партнерства между государством и частными лицами. Его суть состоит в следующем. Государство сначала разрабатывает проект, покупает землю под него, вырубает лес и переносит коммуникации. Иными словами, осуществляет подготовительные работы. После этого объявляется конкурс для реализации проекта полностью либо частично.
На этот конкурс инвесторы предоставляют заявки с указанием того, кто, за какой период, какую стоимость займется реализацией проекта, а также, сколько затем станет стоить проезд. Причем инвестор должен будет во время всего срока соглашения проводить за свой счет обслуживание дороги, содержа ее в оптимальном состоянии. Главной его задачей являлось привлечение большего числа пользователей дорогой.
Карта платных дорог в России свидетельствует о наличии менее 300 км платных дорог.
Очевидной является заинтересованность государства, поскольку оно может создать инфраструктуру при помощи чужих рук, сохраняя при этом контролирующие функции, уменьшая риск коррупции, привлекая инвестиции и технологии из-за границы.
Одновременно с этим для любого бизнеса это является неплохой возможностью заработка при наличии государственных гарантий.
«Дорожные» концессии были впервые заключены в июле 2009 г (новый выход с МКАД на трассу М1Беларусь в обход Одинцово, головной участок скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург М11 от МКАД до Солнечногорска).
В то же время был подписан ФЗ о ГК Автодор, который создан для того, чтобы он мог выступать со стороны государства в качестве концедента во время строительства новых дорог, а также для управления имеющимися трассами в связи с их реконструкцией и переходом на платность.
Сейчас правительством Автодору передано в доверительное управление три федеральные трассы — платные дороги в России М4 Дон, М3 Украина и М1 Беларусь.
Первым стал Дон, платный участок которого удлинился до 52 км и был доведен до первой категории (разделение барьером встречных потоков, отсутствие светофоров, освещение по всей трассе, телефоны экстренной связи через каждые 2 км).
На М4 также планируется сделать платными еще 2 участка, тогда как почти по всей трассе проводят масштабную реконструкцию (многоуровневые развязки, обходы населенных пунктов, тоннели, мосты, путепроводы).
Кроме того, был организован конкурс на заключение операторского контракта на участке М4 (408 км) в Липецкой, Тульской и Воронежской областях). Его идея состоит в получении компанией-подрядчиком реконструированного дорожного полотна и создании на участке всей дорожной инфраструктуры с пунктами оплаты, освещением, системами информирования обо всех дорожных условиях, зонами отдыха, стоянками, заправками и прочим. После этого подрядчик будет в течение 20-30 лет отвечать полностью за состояние дороги, ремонтировать ее за свой счет и собирать установленную плату, передавая государству, выплачивающему оператору стоимость произведенных работ по ставкам и нормативам, которые закладываются в контракте. В случае, когда придется выполнять ремонт полотна или инфраструктуры чаще, чем положено, то это уже проблемы самого оператора.
Все довольно логично
- Подрядчик заинтересован в качестве содержания дороги, поскольку при несоблюдении контракта налагаются большие штрафы.
- Государство приобретает дополнительное финансирование дороги и полотно европейского уровня.
Трасса М1 (440 км) в настоящее время является, пожалуй, наиболее современной в России. В будущем она будет также бесплатной, но будет заключен контракт жизненного цикла на реконструкцию и доведение трассы до первой категории.
Смысл заключается в том, что конкурсанты не просто создают и реализуют этот проект, но также поддерживают уже готовую трассу в идеальном состоянии в течение периода контракта. После этого дорога будет передана государству на баланс.
Химкинский лес
Если говорить о том, где в России есть платные дороги, стоит упомянуть о строительстве трассы Москва – Санкт-Петербург. Оно было задержано на целый год по причине протестов против вырубки Химкинского леса.
Все дело в том, что в соответствии с Постановлением должна была произойти вырубка не только полосы шириной 400-1000 м для самой дороги, но также по 3 км в каждую сторону.
Иными словами, почти весь Химкинский лес могли вырубить из-за прихоти властей столицы. Поэтому в 2007 году начались протесты.
В марте 2008 г президент Медведев велел Минприроды и Минтрансу разобраться в сложившейся ситуации, однако никаких результатов не последовало. Летом этого же года химкинцы проиграли несколько дел в суде о незаконной вырубке леса. Им оставалось лишь разбить палаточный лагерь в лесу.
Протестующие были задержаны, осуждены и оштрафованы. И лишь летом 2009 года московское правительство отменило свое постановление.
В итоге просека в Химкинском лесу составила в ширину только 80-100 м, а вырубке подверглись только 96 га вместо 146. По всей протяженности участка планируется строительство шумозащитных экранов, проходов для животных, очистных сооружений.
Были и другие варианты прокладывания трассы. Возможно, даже не следовало торопиться с принятием сегодняшнего варианта.
Похожая ситуация сложилась в Одинцово, где под строительство трассы попали под вырубку 148 га леса.
Скоростной диаметр
Если говорить о ситуации с трассой МЗ Украина, то здесь не все ясно. ГК Автодор она была передана в доверительное управление только осенью 2011 г. В настоящее время планов пока нет. Хотя, проводить реконструкцию и перевод дороги на платную основу не настолько сложно, нежели построить новую.
Строительство в обход Одинцово стартовало в октябре 2010 г. Дорога будет иметь первую категорию в длину 18,5 км, 2-3 полосы в каждое из направлений, 3 моста, 4 эстакады и 7 путепроводов. При этом будет только 1 развязка между Минским шоссе и МКАДом.
Другой участок – это выход из Москвы длиной 43 км трассы М11. На этой трассе планируется построить 4-5 полос, 38 сооружений, 5 развязок.
Стоимость проезда 1 км объезда Одинцова обойдется в 5 рублей, тогда как участка головного трассы М11 – примерно 3,6 рубля. Однако это пока не точные цифры.
Системы оплаты планируется сделать европейскими, в том числе бесконтактными. Помимо того, Автодор обещает выпуск единых смарт-карт для использования на всех дорогах с оплатой.
Насколько будут отличаться российские платные дороги от европейских? По словам концессионеров, отличий не будет.
Дорожная классификация нашей страны почти не отличается от европейской.
Единственное, в России больше ширина полос – 3,75 м, однако это можно считать плюсом. Материалы для постройки являются регламентированными. Самое главное – точно выполнять все нормативы.
Первой платной дорогой в РФ, которая построена по концессионному соглашению, должна была стать ЗСД (Западный скоростной диаметр) в СПБ.
ЗСД будет скоростной (120 км/ч) магистралью протяженностью 46,6 км, 23,3 км из которых будут проходить по искусственным сооружениям, а 21,3 км – по насыпи.
Основной задачей этой дороги является разгрузка центра города от транзитных транспортных средств и соединение питерского морского порта с главными магистралями.
В 2005 г. началось строительство на южном участке за счет государства, а осенью 2006 г. был объявлен конкурс на концессионное соглашение по строительству центрального и северного участков. Сроки подведения итогов несколько раз откладывались, но в июне 2008г. победителем стала фирма «Невский меридиан». Подписать контракт планировалась в течение 3 месяцев, однако в стране случился кризис, и результаты конкурса были отменены.
Чтобы подобный проект не замораживать, были выделены дополнительные бюджетные средства, поэтому в 2009-2011 г. строительство оплачивало государство.
И только в конце прошлого года была заключено соглашение с консорциумом, во главе которого стояли ВТБ и Газпромбанк, с участием итальянской и турецкой компаний.
В течение трех лет они должны выстроить центральный участок трассы, а после этого эксплуатировать ее 30 лет.
Сейчас открыт 1 участок в 5 км (южная часть трассы). Проезд по нему стоит 30 рублей в дневное время (7-23 ч) и 10 р. – ночью.
Причем кроме наличных денег в качестве оплаты можно воспользоваться бесконтактными смарт-картами, которые дают возможность не останавливаться.
Свои отзывы и комментарии смело оставляйте на нашем сайте.
Видео: проблемы и плюсы платных дорог
http://www.youtube.com/watch?v=OiaJcXLwECE