Дебют российского автопрома
Первый автомобиль в России
Многие слышали, что до революции Россия была аграрной страной. Однако мало кто знает, что первый автомобиль России был французский “Панар-Левассор” привезенный в 1891 году Василием Навроцким, который работал редактором “Одесского листка”.
Согласно данным работников музея автомобильного транспорта, расположенного в Санкт-Петербурге, самая первая машина проехала по дорогам столицы Российской империи именно 9 августа 1895 года. А под конец этого года в страну привезли ещё несколько авто. Как показывают исследования, проведенные в Музее истории Москвы, свой первый автомобиль увидела первопрестольная только в 1899 году.
Ещё раньше (в 1896 году) произошло одно знаменитое историческое событие России – создание в Петербурге первого российского автомобиля. Если взять в руки “Журнал новых изобретений и открытий” за 1896 год, то можно прочесть заметку о производстве в России экипажей, на которых установлен двигатель на бензине.
Вот что можно прочесть на страницах этого журнала: “Изготовление экипажей с двигателями, принявшее в Германии, Франции и Англии, а также по всему миру довольно большие размеры, не предпринималось ещё в России. Не стоит считать, конечно, некоторые факты не удачных попыток изготовления велосипедов с бензиновыми двигателями подобных немецким.
В настоящее время за работу взялась известная в Петербурге фирма “Фрезе и К°”. Инженеры фирмы заканчивают проектирование двухместного экипажа, предназначенного для Нижегородской выставки. Фирма строит только экипаж, а двигатель привезут из Санкт-Петербургского завода, который принадлежит Е. Яковлеву. Такой автомобиль русского изготовления, мы имели удовольствие рассмотреть ещё не оконченным. Откладывая это описание до полного его изготовления и испытания, в котором мы сообщим вам об особенностях такой машины.
Если внимательно рассматривать экипаж, то он выполнен подобно иностранным конструкциям. Однако в нём можно заметить дополнительные усовершенствования. Например, доделан складной верх, который весьма кстати придётся нашему капризному климату.
Передаточные ремни заменили на резиновые, что отразилось уменьшенным скольжения по шкивам. Сделано значительное усовершенствование передней оси. Поэтому она получилась прочнее, а кузов лежит на оси с помощью крепких, упругих рессор, которые дополнительно придают упругости всему экипажу.
Безусловно, он имеет прочную отделку и резиновые шины. Горизонтально расположенный бензиновый двигатель создаёт две силы, что вполне достаточно для прохождения экипажа со скоростью двадцать вёрст в час. Бензина хватает на десять часов пути.
Если касаться главного вопроса, а именно стоимости такого экипажа, то по новизне дела определить её сложно. Однако работники фирмы “Фрезе и К°” надеются, что цена не будет превышать 1300 рублей серебром. Это создаст конкуренцию иностранным производителям.
Говоря «добро пожаловать» новому производству России, которое очень желанно в современных условиях передвижения, хотелось бы ему пожелать успешного роста и усовершенствования. Ведь на это есть огромные основания, потому что за дело взялись солидные фирмы, которые имеют солидные фабрики по всей России”.
Неприятен, конечно, тот факт, что не сохранилось ни самого автомобиля, ни подробной информации о нём самом. Поэтому в настоящий момент можно видеть только копию, которую смогли воссоздать силами реставрационного центра по сохранившимся фотографиям к празднованию 100-летия российского автомобиля.
Небольшая информация сохранилась о людях изготовлявших первый российский автомобиль. Это Евгений Яковлев, родившийся в 1857 году в бедной дворянской семье. Окончив службу на флоте и дослужившись до лейтенантских погон, он в 1883 году вышел в отставку и взял в жёны женщину с хорошим приданным. На эти средства и был построен в Санкт-Петербурге “Первый завод по производству газовых и керосиновых двигателей”.
Предприятие представляло собой первый отечественный завод изготовлявший ДВС. Интересен тот факт, что все моторы сконструированы были собственноручно Яковлевым.
В 90-х годах 19 века его завод славился на всю Россию, а сам владелец получил несколько патентов в области машиностроения. В 1893 году состоялась Всемирная выставка в Чикаго, которая посвящалась 400-летию открытия Колумбом Америки. На такое событие съехались многие производители.
Наверное, здесь и познакомился Яковлев с Фрезе – своим будущим компаньоном. Пётр Фрезе родился в Петербурге в 1844 году. Окончил Горный институт и занялся вплотную строительством экипажей, когда работал на фабрике Неллиса.
У Фрезе получилось быстро сделать карьеру: став управляющим фабрики, а после и совладельцем. Старый Карл Неллис постепенно передавал рычаги управления фирмы молодому и деловитому компаньону. В конце девятнадцатого века фирму стали называть уже как “Фрезе и Нелис”, а после уже – “Фрезе и KV”.
Фирма завоевала такой авторитет, что в 1893 году она представляла Россию на выставке в Чикаго. Экипажи, сделанные на заводе Фрезе с ДВС Яковлева, получили бронзовые медали и были награждены дипломами выставки.
Вероятнее всего, российские машиностроители, видя опытный образец “Бенц-Вело”, решили создать, что-то похожее и у себя на родине. Первые результаты такого союза и состоялись в 1896 году на Нижегородской выставке.
В 1898 году, когда уже Евгения Яковлева не было в живых, Фрезе продолжил работу заключением договора с фирмой “Де Дион-Бутон”. Это соглашение позволяло самостоятельно изготовлять моторы.
Верхом славы была в 1910 году для Петра Александровича Петербургская промышленная автомобильная выставка, на которой фирме дали золотую медаль. После окончания выставки Фрезе уже не занимался машиностроением, а в 1918 году скончался.
Вот так появился первый автомобиль в России. А, когда появился в вашем гараже первый автомобиль, и что это была за модель?