Правильный запуск холодного двигателя зимой
Какие факторы, в первую очередь, могут влиять на включение двигателя при минусовой температуре? К ним относятся, во-первых: общее состояние двигателя, аккумулятора и стартера. Не менее важна в этом процессе исправная работа бензонасоса, карбюратора и системы зажигания. Также значительную роль играют топливо и выбранное вами моторное масло. А теперь рассмотрим все это подробней.
«Три кита» запуска: мотор, стартер и аккумулятор
Итак, общее состояние двигателя подразумевает его износ в целом и возможные дефекты, которые способны затруднить запуск холодного двигателя. К таким дефектам можно отнести, например, прогоревшие клапаны, закоксованные или поврежденные кольца и т.д.
Во время запуска, когда двигатель прокручивается при помощи стартера, он работает подобно насосу, который всасывает топливовоздушный «коктейль». Качество получаемой топливной смеси для пуска двигателя прямо пропорционально разряжению, создаваемому этим «насосом». Такая взаимосвязь обуславливается принципом действия автомобильного карбюратора. Хотя и на инжекторных (впрысковых) двигателях пониженное разряжение тоже негативно сказывается на процессе их холодного запуска. Достаточного разряжения невозможно достичь в тех случаях, когда двигатель сильно изношен.
Также здесь важны обороты прокрутки, зависящие от общего состояния стартера и аккумулятора. «Уставший» или разряженный аккумулятор, как и заклинивающий стартер, естественно, не смогут «выжать» достаточных пусковых оборотов – поэтому, когда затруднен запуск холодного двигателя, первым делом следует проверить состояние этих агрегатов.
Моторное масло и топливо
Главное условие состояния масла для уверенного холодного запуска двигателя – это то, что оно не должно быть загустевшим. Повышенная вязкость масла становится преградой для легкого вращения двигателя в мороз, ведь загустевшее масло только создает дополнительную нагрузку при прокрутке. Именно поэтому следует выбирать масла в зависимости от сезона – для зимнего времени лучше всего подойдет синтетическое или полусинтетическое качественное масло (и старайтесь не экономить при его покупке). Это же касается и масла, залитого в КПП. Кстати, важно не забывать о том, что, при не нажатой педали сцепления, даже когда рычаг переключения передач стоит в нейтральной позиции, некоторые механизмы коробки продолжают вращаться вместе с двигателем. Поэтому, для более качественного запуска холодного двигателя, не забывайте выжимать сцепление. Помимо облегчения запуска, этой мерой вы обезопасите себя и окружающих людей в том случае, если передача случайно окажется включенной.
Важный совет! При низкой температуре воздуха не отпускайте педаль сцепления, пока двигатель не будет хоть немного прогрет – в противном случае замерзший мотор может заглохнуть при отпускании сцепления.
Теперь перейдем к теме топлива. Как известно, испаряемость бензина затрудняется при низкой температуре воздуха, что влечет за собой плохой запуск холодного двигателя. Именно поэтому на зимнее время следует запасаться топливом с более низким октановым числом, поскольку оно лучше испаряется и, соответственно, сводит к минимуму проблемы с запуском. Чтобы не ошибиться в выборе топлива, внимательно изучите документацию к своему автомобилю, поскольку на разных видах машин допустимы к применению разные виды бензина. Старайтесь также не пользоваться услугами подозрительно дешевых заправок – такая экономия может в дальнейшем повлечь за собой несоизмеримо большие затраты на ремонт двигателя.
Топливная и зажигательная системы
Успешный запуск двигателя в холодное время года напрямую связан с топливоподающей системой автомобиля, в которую входят топливопровод, карбюратор, а также бензобак с бензонасосом. Рассмотрим эти агрегаты поочередно.
Бензобак, как известно, рано или поздно накапливает в себе некоторое количество воды – даже при условии постоянной заправки высококачественным топливом. Это связано в основном с тем, что при суточных перепадах окружающей температуры, в нем образуется конденсат (хотя существуют и другие причины попадания в бак чего-нибудь помимо бензина). Если на улице тепло, то вода в топливе практически не представляет собой проблемы для автомобиля – он разве что «чихнет» пару раз, но не более.
А вот зимние морозы – это совсем другая история. Вода замерзает в топливопроводе, бензонасосе и карбюраторе, тем самым практически полностью перекрывая циркуляцию бензина. В этом случае необходимо будет полностью прогреть машину и продуть всю систему бензиновой подачи. Чтобы избежать этой утомительной процедуры и сэкономить свое время – не забывайте, как минимум раз в год-полтора сливать из бензобака весь отстой и промывать сам бак. Кстати, в продаже имеются специальные препараты для борьбы с влагой в бензобаке – они очень удобны как вариант «для ленивых», хотя, конечно, не всегда эффективны на сто процентов, поскольку все зависит от количества осадка и его состава.
Кроме того, немаловажную роль при проблемах с холодным запуском играет состав топливной смеси. Чтобы проверить, достаточно ли обогащен состав – снимите одну из свечей зажигания и внимательно осмотрите ее на предмет цвета отложений. Если налет черный или интенсивно темный – значит, смесь вполне богата и дело не в ней, а скорее с самой системой зажигания. Обычно правильным выходом из этой ситуации для нормализации запуска холодного двигателя становится замена свечей.
В случае если на свече не наблюдается темного нагара – значит, топливная смесь бедна. Обычно это связано с неправильной работой термодатчика охлаждающей жидкости. Надо заметить, что эти датчики выходят из строя, когда двигатель слишком перегревается. Если вы знаете, что ранее мотор действительно подвергался перегревам – проверьте термодатчик и, в случае необходимости, замените его на новый. Если проигнорировать эту проблему – дальнейших трудностей с запуском холодного двигателя не избежать.
Также обеднение топливной смеси может быть последствием недостаточного давления топлива в системе. Обычно это происходит по двум причинам: слишком изношенный топливный насос или же регулятор топливного давления. Неисправный насос сводит к нулю все попытки запустить мотор. Давление же в системе иногда удается поднять путем заглушки сливного шланга, для чего требуется просто пережать его – однако следует делать это крайне осторожно, поскольку при сильных морозах шланг может лопнуть. После того, как запуск холодного двигателя будет осуществлен – продолжайте пережимать сливной шланг еще в течение 8–10 секунд (но не более, поскольку можно случайно залить свечи слишком обогащенной топливной смесью!). Если после этого мотор снова глохнет – повторите весь процесс, опять же не увеличивая допустимое время пережима. Лучше будет, если вы дадите мотору прогреться в режиме пуска, пока он не перестанет глохнуть при возобновлении слива топлива.
Функции бензонасоса и карбюратора, к сожалению, тоже страдают от понижения температуры окружающей среды, тем самым затрудняя запуск двигателя в холодное время, поэтому следует крайне внимательно отнестись к состоянию их «здоровья» еще в преддверии наступления сильных морозов.
Заключение!
Очень часто затрудненный холодный пуск является следствием разгерметизации впускного тракта – например, когда лопается или просто соскакивает трубка, соединяющая регулятор давления топлива и впускной коллектор. Чтобы избежать такого сомнительного сюрприза – время от времени как можно более внимательно осматривайте все соединения шлангов и трубок, идущих от впускного тракта к прочим системам и агрегатам, таким как: вентиляция картера мотора, адсорбер, тормозная система и т.д. Если все эти соединения в порядке, а элементы системы впрыска тоже работают исправно – никаких особых проблем с запуском холодного двигателя у вас возникнуть не должно.