Полезные советы для автолюбителей

Как работает антиблокировочная система (ABS)

Перед тем, как давать советы относительно того, как правильно тормозить с ABS, разберемся, чем же собственно является антиблокировочная система и каково ее назначение. И тут надо обратиться к курсу физики за 9-й класс.

Антиблокировочная система

Антиблокировочная система

АБС и классическая механика?

При движении колеса автомобиля постоянно контактируют с дорожным покрытием частью своей площади, которая называется пятно контакта. Таким образом, на колеса (а следовательно и на весь автомобиль) во время его движения постоянно воздействует сила трения покоя. Так как она больше силы трения скольжения, то она и предотвращает проскальзывание колеса. А потому логично и для остановки автомобиля использовать именно силу трения покоя, а не силу трения скольжения.

Что происходит, когда мы нажимаем на педаль тормоза? Ведущие колеса автомобиля блокируются и перестают вращаться, на них начинает действовать сила трения скольжения, которая хоть и меньше вышеупомянутой силы трения покоя, но ее вполне достаточно на дорогах с хорошим, сухим покрытием. Ну а если прошел дождь, или ночью были заморозки, или под колесами вашего авто не асфальт, а раскисшая грунтовка? То резким нажатием на педаль вы легко отправите ваш автомобиль в занос. Именно для предотвращения данной ситуации и существует система АБС.

АБС устанавливается на большинство производимых  автомобилей

АБС устанавливается на большинство производимых автомобилей

Как работает АБС?

Современная система АБС представляет собой сложный электротехнический «организм», состоящий из трех основных элементов:

  • датчики скорости, установленные на ступице каждого колеса автомобиля;
  • клапаны давления, которые распределяют его по магистрали тормозной системы индивидуально на каждое колесо;
  • блок управления, который получает сигналы датчиков скорости и, обработав информацию, распределяет давление (тормозное усилие) на каждое колесо.

Необходимое условие срабатывания системы ABS – нажатая педаль тормоза и хотя бы одно заблокированное колесо. Как только датчик скорости (один или несколько) подает сигнал о том, что колесо перестало вращаться и на него начала действовать сила трения скольжения, он ликвидирует тормозное усилие, разрешая колесу вращаться, но уже с меньшей скоростью, так как первый тормозной импульс успевает немного погасить скорость.

Составляющие антиблокировочной системы

Составляющие антиблокировочной системы

Как только на колесо перестает действовать тормозное усилие, оно начинает вращаться с некоторой скоростью, которую опять считывает датчик на ступице колеса, передавая данные на блок управления. Тот, в свою очередь, проанализировав ее по сложному алгоритму и найдя не достаточно низкой, передает очередной тормозной импульс на колесо, но при этом выбирает силу таким образом, чтобы торможение производилось на грани блокировки – то есть не происходило полной остановки колеса.

Мощный процессор антиблокировочной системы успевает считывать данные со всех колес автомобиля и, анализируя их, посылать кратковременные тормозные импульсы, стараясь замедлить скорость вращения колес без их полной и длительной блокировки. По сути АБС – это система импульсного торможения. Примерно так же тормозят опытные гонщики Формулы 1 или NASCAR, многократно нажимая на педаль тормоза, дабы не лишить автомобиль управляемости. Правда, даже очень опытные гонщики успевают нажать на педаль не более 3-4 раз в секунду, тогда как ABS делает это 10-15 раз.

Применение АБС при резком торможении

В стандартной ситуации антиблокировочная система практически не влияет на длину тормозного пути – он остается таким же, как и на автомобили без АБС. Плюс состоит в том, что автомобиль при этом не теряет управления и не уходит в занос. При условии, что занос вызван именно торможением, а не неправильно выбранным скоростным режимом и резким поворотом руля. А что делать, если необходимо применить экстренное торможение? Как правильно тормозить с ABS при опасности возникновения аварийной ситуации?

На автокурсах вас наверняка предостерегали от утапливания педали тормоза в пол, так как именно это и приводит к заносу. На автомобилях с АБС про это правило лучше забыть. Как только вы ощутили необходимость резкого торможения, сразу же выдавите до упора педали тормоза и сцепления. Да-да, не забывайте про сцепление, ведь необходимо полностью исключить двигатель из процесса торможения.

Резкое торможение с АБС и без

Резкое торможение с АБС и без

Не стоит пытаться использовать тормозные пульсации – АБС сделает это за вас и лучше вас. Ваша задача – как можно резче вдавить в пол две педали и не отпускать их до полной остановки. При этом все время торможения до вас будет доноситься жуткий скрежет – результат работы системы ABS – примите его как должное.

Если вам необходимо резко остановиться, даже на сложном обледенелом дорожном покрытии, то делать это необходимо как можно резче, чтобы антиблокировочная система сработала моментально и вы не потеряли управления автомобилем. Во время торможения старайтесь подруливать себе, удерживая автомобиль на скользкой трассе и избегая столкновений. Ведь в этом и есть основной плюс системы ABS – она оставляет вам возможность управления автомобилем.

Когда ABS бесполезна?

Важно не только знать, как правильно тормозить с ABS, но и уметь определять ситуации, когда положиться на систему нельзя, а потому рассчитывать можно лишь на свои силы и умения.

Видео тестирования автомобиля с АБС и без:

На неровных дорогах ABS скорее станет помехой, так как срабатывать она начинает с некоторым опозданием. Приотпускание тормозных колодок происходит в момент, когда колесо находится на «подлете», соответственно, когда оно приземляется, оно еще некоторое время движется, прежде чем на него вновь начинает действовать очередной тормозной импульс АБС.

Примерно то же самое происходит и на дорогах со смешанным покрытием, например на частично обледенелых или заснеженных трассах, где чередуются участки асфальта сухого и мокрого, снега и льда. Система АБС просто не успевает своевременно реагировать на изменяющиеся условия, поэтому лучше соблюдать дистанцию и скоростной режим.

На сыпучей поверхности (песок, гравий) автомобиль с антиблокировочной системой тормозит хуже, чем без нее. Дело тут в том, что основную роль в торможении играет нагребаемый заблокированным колесом вал перед ним. В случае с АБС этого не происходит и тормозной путь ощутимо удлиняется.

Так же антиблокировка не срабатывает и на невысоких скоростях, обычно ниже 7-10 км, так что стоит быть осторожнее на скользких спусках. А вообще, как говорят опытные автовладельцы, лучше всего избегать срабатывания АБС – так надежнее всего!

Если у вас есть свои идеи по данной теме, приглашаем в комментарии делиться мыслями и опытом!

  • Новости
  • Практикум
У Audi Q7 появилась демократичная версия
Читать далее...
Новую Toyota Auris заметили на дорогах (фото)
Читать далее...
АвтоВАЗ продолжает создавать новые управленческие должности
Читать далее...
Премия ТОП-5 АВТО: мы провели тест-драйв финалистов
Читать далее...
Экспорт российских машин: заводы не дождались госпомощи
Читать далее...
В России резко выросло число неплательщиков штрафов ГИБДД
Читать далее...
1000-сильный гиперкар Mercedes-AMG появится в 2018 году
Читать далее...
Google будет платить деньги за езду на беспилотных авто
Читать далее...
Читать далее...
ГИБДД получит новую возможность выявлять нарушителей
Читать далее...
Самый дорогой во всём мире автомобиль
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...
Самых дорогостоящие машины в мире
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2017 году
0 Читать далее...
ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Шикарные автомобили звёзд
0 Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте