Полезные советы для автолюбителей

Автошкола: как переключать передачи на механике правильно

Простота езды с автоматической КПП достигается за счет потери других качеств автомобиля: экономичности, динамики, точного выполнения всех желаний водителя. Поэтому механическая коробка опытными водителями по-прежнему оценивается выше, пользуется большим спросом.

КПП механическая

Механика и по сей день опытными водителями ценится больше АКПП

Обычные переключения передач механической трансмиссии при трогании, во время движения, торможения

Кажущаяся сложность работы с «механикой» преодолевается довольно легко — этому научились миллионы людей. Овладение тонкостями управления механической трансмиссией учит уверенному стилю вождения, умению заранее просчитывать дорожную обстановку.

Задумываться, как правильно переключать передачи на механике, опытный водитель не должен. Все операции проводятся автоматически, на уровне рефлекса. Добиться этого можно упражнениями с коробкой при выключенном двигателе, но лучшим опытом становится практическая езда:

  1. Внешне трогание с места выглядит просто: нужно выжать сцепление, поставить на первую передачу рычаг КПП, плавно отпустить сцепление, добавить газ акселератором. При возрастании скорости — операции повторяются с постепенным переходом на высшие передачи.
  2. В движении слишком часто переключаться не нужно. Выбрав оптимальную передачу (например, третью), можно двигаться в потоке достаточно долго. Переключения передач при ускорении производите строго по порядку (2,3,4,5).
  3. При замедлении можно, выжав сцепление, поставить рычаг коробки в положение «нейтраль», отпустить сцепление. При падении скорости до 30 км/час, снова выжать сцепление, перейти на вторую передачу.
  4. При экстренном торможении, одновременно с тормозом нужно полностью выжать сцепление, отключая двигатель. Перевести рычаг в нейтральное положение можно позже, но не отпуская сцепление.

Видеоурок по правильному троганию с места на механике

Переключение передач происходит в зависимости от отбора мощности, скорости движения автомобиля. Опытные драйверы определяют этот момент по звуку двигателя, интуитивно, не задумываясь. Начинающим приходится ориентироваться на показания спидометра.

Общепринято считать, что первая передача работает с нуля до скорости 20 км/час. Оптимальными скоростными диапазонами переключения для остальных передач считаются:

  • для второй 20 — 40 км/час;
  • для третьей 40 — 60 км/час;
  • для четвертой 60 — 90 км/час;
  • для пятой — выше 90 км/час.

На практике уже со второй передачи начинаются расхождения с теорией. Мощность современных автомобилей позволяет на второй скорости разгоняться и до семидесяти километров с час. Другой вопрос, что это очень неэкономично. На пятую скорость многие водители предпочитают переключаться со скорости в 110 км/час, вместо рекомендованных 90. Для каждой машины, стиля вождения — выбор скорости для переключения индивидуален. Неизменным остается главное правило — сцепление нужно выжимать плавно, передачи переключать быстро.

Переключения при обгонах

Обгон на текущей передаче

На текущей передаче обгон совершать не рекомендуется

При обычном трассовом движении постепенным переключением передач достигается оптимальная скорость. Не обязательно доходить до пятой передачи, многих водителей устраивает движение на низших передачах. Появление ограничивающих знаков, препятствий, медленного попутного транспорта заставляет замедляться притормаживанием, постепенным включением низших передач.

Правильные действия при обгоне: догнав попутный автомобиль, притормозить, уравнять скорости, встать на нужную передачу. При появлении достаточного просвета нужно переключиться на самую динамичную передачу (как правило, на третью), быстро совершить обгон.

Распространенная ошибка новичков — обгон на текущей передаче (возможен только при чистой встречной полосе), при внезапном появлении встречной машины не дает свободы маневра. Так же опасно переключение непосредственно во время обгона — это доступно только опытным водителям, переключающимся мгновенно.

Переключения передач при торможении двигателем

Торможение двигателем применяется на длинных крутых спусках (для сбережения тормозной системы), при отказе тормозов, неэффективности их работы (на гололеде).

Обычные действия просты: нужно отпустить акселератор, выжать сцепление, переключиться на низшую передачу, плавно отпустить сцепление.

Главной сложностью становится оценка момента замедления, последующего переключения (особенно — в экстремальных ситуациях). В крайнем случае, допустимо переключение через две передачи, хотя считается, что это разрушает шестерни. Важна работа сцепления в момент «подхвата», помогающая этого избежать.

Все операции с коробкой передач довольно просты, но для правильного выполнения нужно «чувствовать машину», выполнять их точно по времени. Чтобы выполнять действия осмысленно, нужно знать принципы действия механической коробки передач.

Знакомство с коробкой передач

Большинство практических водителей никогда не видели коробку передач в раскрытом виде, не представляют сложности механизма. Для правильной езды это и не нужно. Достаточно знать, что сложная система шестерней коробки передач передает вращение вала автомобильного двигателя на оси колес, обеспечивая движение. От диаметра передающих шестерней, количества зубьев, передаточного числа зависит скорость автомобиля.

Система шестерней МКПП

Система шестерней МКПП передает вращение вала двигателя на оси колес, обеспечивая движение

На практике это обозначает, что при одинаковой скорости движения вала двигателя автомобиль движется с разной скоростью. Например, при трех тысячах оборотов в минуту автомобиль может ехать со скоростью 45 или 105 км/час. Для оптимизации режима двигателя и существует коробка передач. В механических коробках процесс переключения шестерней контролируется водителем, в автоматических коробках — электроникой.

Для плавного перехода на следующие передачи механические коробки оборудованы сцеплением. Коленчатый вал двигателя вращается непрерывно, его нельзя остановить для переключения. При нажатии педали сцепления шестерни коробки передач разъединяются, при отпускании входят в плотное соприкосновение, начинают работать.

Практическое знакомство опытного водителя с коробкой передач незнакомого автомобиля начинается с проверки ходов коробки передач. Большинство серийных автомобилей оборудовано пятиступенчатой механической КПП. На самом деле, передач шесть (классификация не учитывает реверс). Старые модели с четырехступенчатой коробкой встречаются достаточно редко, шестиступенчатыми, семискоростными коробками передач оборудуются пикапы, такие дорогие модели как «Бугатти Вейрон», «БМВ М5».

Коробка передач подержанных импортных автомобилей может быть с нестандартной схемой включения передач. Чаще всего это касается реверса, он может включаться в крайнем левом положении (левее второй передачи), снабжаться специальным рычажком (кольцом), работая только при его поднятии или нажимании. С этими особенностями нужно ознакомиться при неработающем двигателе, в стоящем автомобиле. Для этого нужно, не включая двигатель, выжимать сцепление и пробовать все передачи по очереди.

Такое ознакомление важно для понимания длины хода рычага (длинный или короткий), хода педали сцепления (хотя место «схватывания» сцепления можно определить только в движении).

Любая коробка передач индивидуальна, особенно — у изношенных автомобилей. Автовладелец хорошо знает эти особенности, например, «третью передачу нужно подтолкнуть сильнее», «четвертую нужно прижимать к правому краю». Правилом для исправных коробок передач должно быть легкое включение «до места» с первой попытки, такое же (без усилий) выключение, отсутствие хруста, скрежета шестерней.

Ошибки новичков при работе с механической коробкой

Ошибки новичков при вождении

Резкое бросание сцепления — частая ошибка новичков

Главные ошибки — слишком раннее прибавление мощности двигателя (и наоборот), резкое отпускание сцепления, плохая синхронизация этих процессов. Ошибки приводят к рывкам автомобиля, двигатель ревет или глохнет.

Практика помогает поймать момент «схватывания» сцепления, по звуку определить нужную нагрузку на двигатель. Излишнее внимание к показаниям спидометра, взгляды на коробку передач только мешают этому процессу.

Контроль правильного движения по тахометру

Данные тахометра наиболее важны при выборе экономичных режимов движения. На практике такой контроль используется редко. Показания прибора важны при экстремальных обгонах на пониженной скорости (нужно следить, чтобы стрелка не заходила за красную черту). Оптимальный экономичный режим движения — 3000 об/мин. Для выбора по тахометру режима переключения скоростей нужно знать все характеристики коробки передач, этим приемом практически не пользуются.

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Новая BMW 5-серии получит автопилот
Читать далее...
Формула 1 в Баку: сенсация удалась!
Читать далее...
Камера оштрафовала водителя из-за блика фар на дороге
Читать далее...
Англо-австрийский гиперкар станет королем скорости
Читать далее...
В Италии появился новый автопроизводитель
Читать далее...
В Швеции министр подала в отставку из-за езды в пьяном виде
Читать далее...
МЧС обвинили в закупках слишком дорогих машин
Читать далее...
Лимузин для президента будет гибридным
Читать далее...
Land Rover готовит самый крутой внедорожник
Читать далее...
Автомобили для настоящих мужчин
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2017-2018 модельного года
0 Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...
Какие машины в 2017-2018 году чаще всех покупают в России
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2017 году
0 Читать далее...
Рейтинг надежных машин 2017 года
0 Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте
  • http://vk.com/id260115170 EVS76

    Являюсь поклонником механической коробки передач. Приятно осознавать, что делаю все так, как и описано в данной статье, хотя освоил приемы работы с механикой только с опытом. Очень важная информация для начинающих водителей, да и автомобилистам со стажем полезно ознакомиться.

  • http://vk.com/id4365042 Евгений Ерёменко

    Меня учили на МКПП в автошколе, а езжу на автомате. В связи с этим трудно арендовать машину за границей, так как предлагают в основном с МКПП. Понимаю, что мои навыки вождения не дотягивают до универсального уровня, и хочу освоить механику хорошо. Но ведь ездить продолжу на своей машине, и тогда как без практики выработать «рефлекс»?

  • Вольдемар Киреев

    Я не рискну отнести себя к профессионалам, хоть и наездил уже не одну сотню тысяч километров на разных легковушках. Однако, сколько раз не пытался пересесть с механики на автомат, столько раз испытывал неуверенность и дискомфорт за рулем, особенно в момент торможения. Я сделал для себя вывод, притом абсолютно однозначный: никто и никогда не убедит меня отказаться от механической коробки передач, которая помогает водителю при изменении скоростного режима, а не наоборот. Появление в современных авто такой опции, как круиз-контроль делает вождение комфортным. Я за механическую коробку передач и это не вопрос денег.

  • Алексей

    Пару замечаний. Замедление лучше производить не переходя на нейтральную передачу. Торможение двигателем сделает этот процесс быстрее и экономичней. На современных автомобилях при торможении двигателем расход топлива уходит в ноль, а при использовании нейтральной передачи двигатель работает на холостых оборотах сохраняя расход порядка 1,5 — 2 л/100км. И второе. При экстренном торможении выжимать сцеплении вообще не нужно, двигатель при сброшенном газе будет помогать торможению. На то оно экстренно торможение, там не до того, чтобы соломку двигателю подстелить, уж лучше он заглохнет, ничего страшного с ним от этого не случиться, чем сбить человека или врезаться самому.

  • Иван

    «При экстренном торможении, одновременно с тормозом нужно полностью выжать сцепление, отключая двигатель. Перевести рычаг в нейтральное положение можно позже, но не отпуская сцепление.»

    Я надеюсь никто так делать не будет, особенно зимой! да и летом полезно! При таком торможении вероятность заноса автомобиля при любой погоде возрастает на 50%, более того тормозной путь очень длинный! никогда при томрожении не включать нейтральную, и НИКОГДА не выжимать сцепление! Выжимать сцепление нужно только тогда, когда уже подъезжаешь к месту парковки улиточным шагом чтобы двигатель не заглох там где ненужно! на трассах и в городах на ходу НИКОГДА НЕ ТРОГАТЬ ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ! ТОРМОЗИТЬ ТАК КАК БУДТО У ВАС НЕТ РЫЧАГА И ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ!

    • Александр

      правильное замечание!

    • Ольга Сембаева

      простите за глупый вопрос, а это как «на трассах и в городах на ходу НИКОГДА НЕ ТРОГАТЬ ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ ДЛЯ
      ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ! ТОРМОЗИТЬ ТАК КАК БУДТО У ВАС НЕТ
      РЫЧАГА И ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ!»

  • Семен

    В 90-е годы, пару раз встречал на мерсе w124 и w140, механ.коробку, где первая включалась вниз, как вторая, а вторвя вверх. Поясните, зачем немцы делали так?