Полезные советы для автолюбителей

Катализатор автомобильный: назначение, признаки поломки, замена

С целью сделать автомобили более экологически безопасными, было принято решение найти оптимальный способ снижения уровня вредных веществ, которые в больших количествах содержаться в выхлопных газах. Именно для этого в транспортных средствах и стал использоваться катализатор, наличие которого позволяет установить уровень токсичности выхлопов, допустимый в странах Европы.

Автомобильный катализатор — что это такое

Основной смысл наличия этой детали в том, чтобы выхлопы стали очищенными, а их температура и скорость была заметно снижена. В первую очередь, снижается концентрация окисей углерода, оксидов азота, а также углеводорода.

Катализатор содержит в себе благородные металлы, которые способны вступать в реакцию с вредными веществами и, впоследствии, делать их не такими опасными. Для снижения выбросов в состав обязательно включают драгметалл, представляющий собой платиноиридеивый сплав. Сам слой является тонким и наносится на металлическую сотовую конструкцию, хотя она может изготовляться и из керамики. Когда молекулы кислорода сталкиваются с указанными ранее вредными веществами, выделяется тепло, которое активизирует работу катализатора, тем самым, на выходе получаются вещества CO2 и N2, являющиеся безопасными. Чаще всего в авто используется именно керамическая конструкция, приобретаемая и устанавливаемая отдельно, если авто было выпущено до принятия норм.

Расположение автомобильного катализатора

Расположение автомобильного катализатора

Альтернативой керамической детали может являться химическая присадка, добавляемый в топливо и масло – он обеспечивает этим материалам более улучшенную степень сгорания, кроме того, химические присадки значительно увеличивают сроки эксплуатации важных узлов в автомобиле. С их помощью происходит так называемое детонационное сгорание, на первом этапе которого выполняется холоднопламенное окисление, а на втором – горячий взрыв.

Возможные причины поломки катализатора

Примерный срок службы составляет в среднем 110-120 тысяч километров, соответственно, после этого срока каталитический слой сгорает полностью. Но в реальности менять его приходится еще раньше, так как качество используемого топлива чаще всего оставляет желать лучшего.

Имеет значение и качество используемых смазочных материалов, и наличие поломок в системе зажигания, так как если свеча выйдет из строя, то топливо начнет сгорать в катализаторе, а не в камере сгорания, как это положено. Причиной поломки может стать удар, вследствие которого в конструкции появятся трещины, что сделают корректную работу детали невозможной.

Устройство автомобильного катализатора

Устройство автомобильного катализатора

В следующих ситуациях нужно начинать бить тревогу:

  • Автомобиль начал издавать нехарактерные звуки, напоминающие дребезжание.
  • Датчик двигателя начнет менять значения в моменты, когда этого просто не должно быть, например, на холостом ходу.
  • Общая тяга заметно уменьшилась.
  • Двигатель может просто не заводиться или же скорость движения значительно снизится.

Скорее всего, причину нужно будет искать в катализаторе, который мог полностью забиться, или же его пропускная способность стать минимальной. Повлиять на это может и качество топлива и чрезмерно большое количество масла в двигателе. Цена ремонта автомобиля, если ничего не предпринимать, может быть очень большой, поэтому имеет смысл своевременно обратиться в сервисный центр за квалифицированной помощью.

Что делать при поломке

Если не рассматривать какие-то исключительные случаи, то ремонт устройства не выполняется, поэтому приходится выполнять замену путем покупки нового катализатора. Есть вариант приобрести оригинальное устройство, но его стоимость, особенно в Москве, может достигать и 100 тысяч рублей. Связанно это и со сложностью при их изготовлении и с тем, что в состав входит платина и другие драгметаллы, поэтому ценник производители выставляют достаточно высокий. Не имеет смысла заниматься скупкой поддержанных катализаторов или заниматься восстановлением своими руками, так как ни к чему хорошему это не приведет.

На фото каталитический преобразователь в разрезе

На фото каталитический преобразователь в разрезе

Самостоятельное разрушение или удаление сот катализатора, при помощи лома или любого другого доступного предмета, не допускается, так как в этом случае есть высокая вероятность повреждения лямбда-зонда. Вместо этого в ремонтном центре могут предложить установить универсальный нейтрализатор вместе с пламегасителем, который хоть и не способен очищать выхлопы от вредных веществ, но ему под силу снизить шум двигателя. Нужно понимать, что сдать на доработку устройство, в котором каталитический слой сгорел, нельзя, и уж тем более, продать его, так как без этого слоя он никому не будет нужен.

Влияние отсутствия катализатора на автомобиль

Так как в этой ситуации (при установке универсального катализатора) меняется только вышедшая из строя часть, а не вся труба, то это позволяет сэкономить чуть ли не 50% стоимости того, что владелец машины мог бы потратить на покупку оригинального устройства. Если автовладелец решит установить в машине связку универсального нейтрализатора и пламегасителя, то ТС будет по прежнему надежно защищено от попадания горячего газа, а объем вредных веществ, которые попадают в воздух из выхлопов, останется на минимальном уровне. То есть, говорить о том, что какие-то важные технические характеристики изменятся, в этом случае не приходится. Оставить автомобиль вообще без защиты является необдуманным шагом, так как отдельные системы очень скоро просто выйдут из строя, что приведет к дополнительным тратам на ремонт, скупку комплектующих, и т.д.

Видео: как устроен автомобильный катализатор

Так как упомянутый лямбда-зонд имеет смысл только тогда, когда есть катализатор, то сервисные центры осуществляют прием автомобилей для удаления и катализатора, и лямбда-зонда, кроме того, параллельно с этим происходит перепрограммирование бортовых компьютеров.

Теоретически, двигатель может быть оставлен и без этого устройства, и даже работать после этого несколько мощнее, но нужно понимать, что выхлопы будут иметь много вредных примесей, газы будут обладать высокой температурой, что скажется на работоспособности многих систем в автомобиле. Отсутствие этого устройства может стать причиной отказа во въезде в одну из стран Европы, так как на этот счет там очень строгие правила.

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Дизайнеры уже занялись доработкой Lada XCODE
Читать далее...
Секретный армейский Урал 8х8: первое фото
Читать далее...
25 самых популярных SUV в России
Читать далее...
Названы самые ненадёжные универсалы
Читать далее...
Что можно купить вместо новой Lada: эксперты дали точный ответ
Читать далее...
Самые популярные автомобили на вторичном рынке: рейтинг
Читать далее...
Давка в ГИБДД Москвы: есть реакция властей
Читать далее...
Hyundai создаст кроссовер со смелым дизайном
Читать далее...
Пьянство за рулём: Госдума одобрила новый способ борьбы
Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.
0 Читать далее...
Какие машины в 2016 году чаще всех покупают в России
0 Читать далее...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.
0 Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте