Полезные советы для автолюбителей

Катализатор автомобильный: назначение, признаки поломки, замена

С целью сделать автомобили более экологически безопасными, было принято решение найти оптимальный способ снижения уровня вредных веществ, которые в больших количествах содержаться в выхлопных газах. Именно для этого в транспортных средствах и стал использоваться катализатор, наличие которого позволяет установить уровень токсичности выхлопов, допустимый в странах Европы.

Автомобильный катализатор — что это такое

Основной смысл наличия этой детали в том, чтобы выхлопы стали очищенными, а их температура и скорость была заметно снижена. В первую очередь, снижается концентрация окисей углерода, оксидов азота, а также углеводорода.

Катализатор содержит в себе благородные металлы, которые способны вступать в реакцию с вредными веществами и, впоследствии, делать их не такими опасными. Для снижения выбросов в состав обязательно включают драгметалл, представляющий собой платиноиридеивый сплав. Сам слой является тонким и наносится на металлическую сотовую конструкцию, хотя она может изготовляться и из керамики. Когда молекулы кислорода сталкиваются с указанными ранее вредными веществами, выделяется тепло, которое активизирует работу катализатора, тем самым, на выходе получаются вещества CO2 и N2, являющиеся безопасными. Чаще всего в авто используется именно керамическая конструкция, приобретаемая и устанавливаемая отдельно, если авто было выпущено до принятия норм.

Расположение автомобильного катализатора

Расположение автомобильного катализатора

Альтернативой керамической детали может являться химическая присадка, добавляемый в топливо и масло – он обеспечивает этим материалам более улучшенную степень сгорания, кроме того, химические присадки значительно увеличивают сроки эксплуатации важных узлов в автомобиле. С их помощью происходит так называемое детонационное сгорание, на первом этапе которого выполняется холоднопламенное окисление, а на втором – горячий взрыв.

Возможные причины поломки катализатора

Примерный срок службы составляет в среднем 110-120 тысяч километров, соответственно, после этого срока каталитический слой сгорает полностью. Но в реальности менять его приходится еще раньше, так как качество используемого топлива чаще всего оставляет желать лучшего.

Имеет значение и качество используемых смазочных материалов, и наличие поломок в системе зажигания, так как если свеча выйдет из строя, то топливо начнет сгорать в катализаторе, а не в камере сгорания, как это положено. Причиной поломки может стать удар, вследствие которого в конструкции появятся трещины, что сделают корректную работу детали невозможной.

Устройство автомобильного катализатора

Устройство автомобильного катализатора

В следующих ситуациях нужно начинать бить тревогу:

  • Автомобиль начал издавать нехарактерные звуки, напоминающие дребезжание.
  • Датчик двигателя начнет менять значения в моменты, когда этого просто не должно быть, например, на холостом ходу.
  • Общая тяга заметно уменьшилась.
  • Двигатель может просто не заводиться или же скорость движения значительно снизится.

Скорее всего, причину нужно будет искать в катализаторе, который мог полностью забиться, или же его пропускная способность стать минимальной. Повлиять на это может и качество топлива и чрезмерно большое количество масла в двигателе. Цена ремонта автомобиля, если ничего не предпринимать, может быть очень большой, поэтому имеет смысл своевременно обратиться в сервисный центр за квалифицированной помощью.

Что делать при поломке

Если не рассматривать какие-то исключительные случаи, то ремонт устройства не выполняется, поэтому приходится выполнять замену путем покупки нового катализатора. Есть вариант приобрести оригинальное устройство, но его стоимость, особенно в Москве, может достигать и 100 тысяч рублей. Связанно это и со сложностью при их изготовлении и с тем, что в состав входит платина и другие драгметаллы, поэтому ценник производители выставляют достаточно высокий. Не имеет смысла заниматься скупкой поддержанных катализаторов или заниматься восстановлением своими руками, так как ни к чему хорошему это не приведет.

На фото каталитический преобразователь в разрезе

На фото каталитический преобразователь в разрезе

Самостоятельное разрушение или удаление сот катализатора, при помощи лома или любого другого доступного предмета, не допускается, так как в этом случае есть высокая вероятность повреждения лямбда-зонда. Вместо этого в ремонтном центре могут предложить установить универсальный нейтрализатор вместе с пламегасителем, который хоть и не способен очищать выхлопы от вредных веществ, но ему под силу снизить шум двигателя. Нужно понимать, что сдать на доработку устройство, в котором каталитический слой сгорел, нельзя, и уж тем более, продать его, так как без этого слоя он никому не будет нужен.

Влияние отсутствия катализатора на автомобиль

Так как в этой ситуации (при установке универсального катализатора) меняется только вышедшая из строя часть, а не вся труба, то это позволяет сэкономить чуть ли не 50% стоимости того, что владелец машины мог бы потратить на покупку оригинального устройства. Если автовладелец решит установить в машине связку универсального нейтрализатора и пламегасителя, то ТС будет по прежнему надежно защищено от попадания горячего газа, а объем вредных веществ, которые попадают в воздух из выхлопов, останется на минимальном уровне. То есть, говорить о том, что какие-то важные технические характеристики изменятся, в этом случае не приходится. Оставить автомобиль вообще без защиты является необдуманным шагом, так как отдельные системы очень скоро просто выйдут из строя, что приведет к дополнительным тратам на ремонт, скупку комплектующих, и т.д.

Видео: как устроен автомобильный катализатор

www.youtube.com/watch?v=0s0mthAP_Uw

Так как упомянутый лямбда-зонд имеет смысл только тогда, когда есть катализатор, то сервисные центры осуществляют прием автомобилей для удаления и катализатора, и лямбда-зонда, кроме того, параллельно с этим происходит перепрограммирование бортовых компьютеров.

Теоретически, двигатель может быть оставлен и без этого устройства, и даже работать после этого несколько мощнее, но нужно понимать, что выхлопы будут иметь много вредных примесей, газы будут обладать высокой температурой, что скажется на работоспособности многих систем в автомобиле. Отсутствие этого устройства может стать причиной отказа во въезде в одну из стран Европы, так как на этот счет там очень строгие правила.

  • Новости
  • Практикум
Новый Honda Accord заметили на дорогах (фото)
Читать далее...
В Москве появится наземная альтернатива метро
Читать далее...
В Пакистане возродят российский внедорожник Derways Cowboy
Читать далее...
General Motors отказалась продавать российский завод
Читать далее...
Volkswagen получил Шнобелевскую премию
Читать далее...
Новый большой Hyundai представлен официально
Читать далее...
Мэр Калининграда: я чуть не поседел от российских дорог
Читать далее...
На эвакуацию в Москве вводят скидку: власти назвали дату
Читать далее...
Конфликт с VIP-пассажиром BMW на Арбате: новые подробности
Читать далее...
Власти Москвы отказались вводить бесплатную парковку по субботам
Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Какую машину выбрать женщине или девушке
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
Какие машины самые безопасные
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.
0 Читать далее...
2023-2024 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...