Полезные советы для автолюбителей

Чистый звук: шумоизоляция капота своими руками

Для кого-то звук автомобильного двигателя приятнее самой прекрасной музыки. Действительно, как можно лишиться такого удовольствия, как прослушивание холостых оборотов V-8 HEMI на Camaro 70 года или на Dodge Charger. Чего стоит звук оппозита Porshe 911, когда вы переключаетесь со второй на третью, а стрелка на спидометре уже щекочет цифру 120. Или грозный и уверенный рокот рядной шестерки BMW или задорный свист турбины на Субару. Не всем повезло слушать эти ангельские звуки. Чаще, к сожалению, до наших ушей доносится цоканье цепи на ВАЗ 2107 или невнятное бормотание уставшего от местного масла распредвала Рено Логан.

шумоизоляция капота своими руками

Не всем повезло слушать приятный рокот двигателей топовых спорткаров

Словом, не всегда есть причины любить свой автомобиль за звуки, и иногда хочется от них отделаться. Полная тишина в салоне, не считая шуршания шин, доступны только в электромобиле. Двигатель внутреннего сгорания — довольно шумная штуковина, за это его проклинали еще в начале XX века. Со временем основной грохот удалось упрятать в выхлопные трубы, а с тем, что осталось, в разное время боролись по-разному. Если боролись. Опять-таки, опытному водителю не нужен тахометр — он и без него безошибочно определит количество оборотов только по звуку, причем сделает это точнее любого прибора.

Большую половину всех неисправностей определяют именно по звуку. По шуму двигателя, в частности, можно определить степень и точность регулировки угла опережения зажигания, величину теплового зазора клапанов, установить степень износа подшипников, цепей и приводных ремней. В переднеприводных автомобилях только шум из моторного отсека может сказать о неисправности рулевой рейки, приводов и ШРУСов. Это мы к тому, что автомобильный шум может быть очень информативным и полезным на ранних стадиях выявления неисправностей.

Видеоролик по самостоятельной шумоизоляции капота Авео

Ну а если ушам ближе тишина или легкий шансончик из дорогих аудиосистем, тогда, безусловно, нужно изолироваться. Тем более, если шум мешает и отвлекает от управления, как зудящая теща на заднем сиденье.

Природа автомобильного шума

Вибрации. Только таким образом звук способен передаваться в пространстве, и только так ухо может улавливать шумы и звуки. Автомобиль — это замкнутая система, полностью изолированная от внешнего мира, со своими шумами и своими физическими процессами. Каждый класс автомобиля борется с шумами по-разному.

Хонда Легенд, например, в 2007 году получила инновационную систему, которая не глушит шумы стекловатой и телогрейками, а подавляет их на уровне частот. Мультимедийная система Хонда имеет несколько разбросанных по салону микрофонов, которые улавливают шум, передают его на блок управления. Там шумы анализируются, вычисляется нужная частота и генерируется сигнал в противофазе.

Honda Legend 2007 фото

На фото Хонда Легенд с инновационной системой подавления шумов на частотном уровне

После этого он поступает на штатные акустические системы, которые при воспроизведении «изнаночного» сигнала полностью гасят ненужные звуки. Вот и вся шумоизоляция. Эффективнее еще никто не придумал. Только такой метод очень не устраивает компании, которые продают сотни видов материалов для шумоизоляции и тысячи мелких контор, которые все это устанавливают в каждый уголок автомобиля. Откровенно говоря, толку от этого очень немного, но поскольку есть спрос, будет и предложение.

В любом случае основным источником шума в автомобиле был, есть и будет двигатель. Спектр фонового шума, издаваемого мотором невероятно широк — от 19 до 20 000 герц. Это именно те частоты, которые способно улавливать нормальное человеческое ухо. Любая микроскопическая вибрация в двигателе отражается, преломляется в разных плоскостях, волны складываются, перекрещиваются и вычитаются, а в результате мы получаем техногенную симфонию, которую и назвали автомобильным шумом. Звуки каждого двигателя в каждом кузове строго индивидуальны. Для того, чтобы по науке попытаться бороться с шумом, нужно провести массу времени в виброакустической лаборатории.

Только тогда удастся с горем пополам заглушить шум хотя бы частично. Шумоизоляция капота своими руками на фоне такого глобального подхода выглядит несколько комично, тем не менее такие попытки предпринимаются довольно часто.

Шумоизоляция капота своими руками

Капот — это огромная вибрирующая панель, которая резонирует от каждого, самого минимального шума в двигателе. Действительно, если жестко заглушить капот, звуки двигателя на улице будут слышны не так явно. Салон же автомобиля как был доступен для любого шороха двигателя, так и останется, но в том случае, если не делать полную звукоизоляцию салона. Нужно понять одну простую вещь — звукоизоляция салона автомобиля процесс цепной, и может не закончиться никогда. Поэтому мы и ограничимся пока только капотом. И не только поэтому. Если мы решимся делать шумоизоляцию автомобиля своими руками, то на примере капота, как самой простой плоскости, мы поймем, насколько нам это необходимо, и насколько у нас достаточно навыков для такой работы.

Капот автомобиля резонирует

Капот резонирует от каждого шума в двигателе и его желательно глушить

Капот любого автомобиля представляет собой металлический лист, который вибрирует тем больше, чем больше его площадь, чем меньше его толщина и чем меньше масса. Следовательно, для шумоизоляции капота можно пойти несколькими путями, но суть останется одна — максимально уменьшить вибрацию капота. Производитель, конечно, тоже позаботился об этом. Капотные ребра жесткости играют не только свою прямую роль, но и делят капот на секторы, которые не позволяют металлическому листу вибрировать полностью. Этому способствуют также и рельефные элементы капота, снижающие уровень вибрации всей плоскости и, конечно, штатная звукоизоляция.

Практически все современные автомобили выпускают уже с готовым слоем шумоизоляции на капоте, которая работает и как утеплитель. В зимний период это хорошо. Но в летний — не очень полезно для двигателя. Применяя теплооталкивающие материалы, мы ухудшаем степень охлаждения двигателя в рабочем режиме, а все тепло, которое выделяет мотор, поступает прямиком в салон. В этом большой минус шумоизоляции капота. Со штатной изоляцией капот играет еще и роль радиатора, который отдает атмосфере тепло, полученное от мотора, способствуя его нормальной терморегуляции.

Материалы для шумоизоляции капота

Все виброизоляционные материалы, имеющиеся в продаже, не отличаются особенным разнообразием как по названию, так и по свойствам. Различие только в цене и в брендах. Все они ориентированы на снижение структурного шума, то есть шума, который возникает и передается по плоскостям и деталям конструкции машины. Пока это единственный доступный метод борьбы с шумами.

Все материалы для шумоизоляции работают одинаково — они не дают металлической плоскости достигнуть такой частоты колебаний, которая может быть доступной нашему уху. А раз мы ее не слышим, то ее практически нет. Для этого и наклеиваются разные вибропластичные материалы непосредственно на тыльную плоскость капота. Можно пойти другим путем, и нарастить массу капота на 35-40%. Тогда демпфирующий слой будет вибрировать вместе с плоскостью капота и гасить колебания. Правда, в автомобильной технике такой метод не используется, поскольку увеличение массы автомобиля на такой колоссальный процент из-за борьбы с шумами не имеет никакого смысла.

Мягкие демпфирующие материалы работают по принципу амортизатора — они превращают колебательные движения в тепловую энергию и, в принципе, на больших плоскостях неплохо гасят вибрацию. Они начинают работать в диапазоне от 1000 герц, а на низких частотах хорошо работают армированные фольгой материалы.

Виброизоляционные материалы

Виброизоляционные материалы ориентированы на снижение структурного шума

Следующий тип материалов для шумоизоляции капота имеет совсем другой принцип работы. Они внешне напоминают вспененный поролон, но величина ячеек у этого материала строго калибрована, по словам продавцов этого чудесного звукопоглощающего материала, и принцип работы у него кардинально другой. Основывается его работа на затухании звуковой волны в структуре материала. Все эти пленки изготовлены из пенополиуретана, и каким образом производитель калибрует поры в нем, неизвестно. Но все в один голос заявляют, что чем толще мы захотим купить пленку, тем эффективнее она будет работать, а если ее поместить еще и на слой шумоизоляции первого типа, будет просто прекрасно, но все равно недостаточно для полной звукоизоляции капота. Для полной победы нужен еще один слой.

Последний и завершающий слой, который обеспечит космическую тишину в салоне автомобиля, это фольга. Но непростая фольга. Это даже не алюминий никакой, а самый настоящий лавсан специального химического состава. Причем очень многие конторы действительно убеждены, что та фольга, которую они клеят на автомобили, имеет что-то общее с лавсаном, полиэтилентерефталатом, который и близко не похож ни на какую фольгу, а является в лучшем случае декоративным металлизированным светоотражающим пластиком. Тем не менее, мы не собираемся показывать фокусы с разоблачением, а лучше посмотрим, какая цена на шумоизоляцию капота у популярных марок автомобилей.

Спрос и цены

Шумоизоляция капота, по вполне естественным и понятным причинам, предлагается вместе с полной шумоизоляцией автомобиля. Цена такой обработки включает демонтаж обшивки салона автомобиля, укладку трех слоев (вибродемпфер (Silver S2/Gold G2), теплоизолятор Alton), о которых мы говорили и сборку салона полностью. В зависимости от региона и марки автомобиля цены могут быть разные. Двухдверные компактные автомобили Пежо 206, Тойота Королла, Форд Фокус 2 в кузове хэтчбэк, Опель Астра Н, Киа Сид избавят от шума из-под капота за 4-4,3 тысячи. Четырехдверные седаны Солярис, Шевроле Круз, Лачетти, Шкода Октавия А5, наша Приора, Нива, ВАЗ 2109 и Рено Логан и Флюенс обойдутся уже 5,5-6 тысяч, а с кроссоверами поступают еще радикальнее — звукоизоляция капота Сандеро, Ниссан Кашкай, БМВ Х5 выльется в 8 тысяч.

Если автомобиль приносит хозяину радость, то совсем неважно, сколько на капоте наклеено слоев шумоизоляции, и наклеена ли она вообще. Относитесь к своей машине с любовью, и она всегда ответит вам тем же. Тихо, или громко.

  • Новости
  • Практикум
Tesla Roadster второго поколения появится через три года
Читать далее...
Электромобиль с проточными аккумуляторами пойдет в серию
Читать далее...
В России придуман робот, который заменит дорожников
Читать далее...
С 86-летнего инвалида взыскали налог за уже проданный трактор
Читать далее...
В России выросли продажи очень дорогих автомобилей
Читать далее...
Видеозаписи стали полноценным доказательством в суде
Читать далее...
У Газели и Урала появятся праворульные версии
Читать далее...
Рост цен на бензин оказался ниже обещанного
Читать далее...
Краш-тест дорогих и базовых версий: насколько велика разница?
Читать далее...
В России могут ввести скидку на принудительную эвакуацию
Читать далее...
КАК выбрать машину, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
2023-2024 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...
КАК выбрать автомобиль напрокат, выбрать машину напрокат.
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
Рейтинг самых дорогих автомобилей
0 Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
Самые лучшие машины 2023-2024 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
0 Читать далее...