Ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками: замена, купить б/у
Комфортное управление автомобилем невозможно без ставших уже привычными ранее опций, а теперь базовых устройств. Без них не выпускаются даже самые недорогие автомобили. А судить о том, какой век предрекает завод-изготовитель той или иной модели, можно по установке современных дополнительных устройств. Взять хотя бы ВАЗ 21213. Похоже, не собираются списывать старушку с конвейера, потому что современная бывшая Нива теперь в базе продается с инжекторной системой питания и гидроусилителем руля. Это красноречиво говорит о том, что на конвейере ей еще стоять и стоять. Не совсем о Ниве пойдет речь, а об усилителях руля, точнее, важнейшей их части — насосах.
Проблемы с насосом гидроусилителя. Где искать поломку
На импортных автомобилях гидроусилители достигли такого уровня совершенства, что производитель только вскользь упоминает о них в руководствах пользователя и может похвастаться изредка какими-то особенными характеристиками насоса. А в основном — узел практически неприкасаемый на протяжении всего срока службы автомобиля. Естественно, при правильной эксплуатации и соблюдении регламентов контроля, даже не замены, жидкости. По крайней мере, большинство японцев, Хонда, Субару, Ниссан, даже не делятся с пользователем хитростями устройства гидроусилителя руля и насоса в частности, поскольку его ресурс в нормальных условиях должен быть огромен.
Это несмотря на то, что практически все насосы ГУР выполнены не из неубиваемого чугуна, как на ЗИЛ 130 или КаМАЗе, а из алюминиевого сплава, но при этом о ремонте узла говорят крайне редко. Да, бывают случаи, когда автомобиль вляпался в грязную историю и съехал с асфальта, потыкался колесами о камни или бревна, протрясся по каменистой дороге тысяч пять миль. Тогда может и сальник насоса потечь и это фактически ЧП вплоть до рекламаций на завод. Но их грязная история для нас — повседневность, поэтому о супернадежности в тепличных условиях можно забыть. Новенький Ауди А4, хорошенько подгрузив гидроусилитель на выбоинах и постоянных ямах, может заплакать своим драгоценным маслом для ГУР уже на 50-й тысяче, хотя по Ингольштадту этот же усилитель отмахал бы тысяч 200 км. Поэтому поломки гидроусилителя и его насоса для наших условий — не повод писать рекламации. Повод ремонтировать или чаще обслуживать. Чем мы сейчас и займемся.
Особенности эксплуатации и устройство насоса гидроусилителя
Возможно, не стоит напоминать принцип работы насоса ГУР, но мы вкратце освежим в памяти основные моменты, которые касаются обслуживания и ремонта узла, поскольку его работа сильно влияет на функционирование всего рулевого управления, будь оно реечным, как в большинстве современных автомобилей, или червячным, как на классических ВАЗ, Ниве, УАЗ, Газели или ГАЗ 3102. Все насосы ГУР приводятся в движение от коленвала двигателя, честно отбирая у него пару-тройку лошадиных сил. Делиться приходится, потому что альтернативы почти нет. Если не считать бюджетный электроусилитель, как на Калине. Приводы насосов тоже немного разные и это имеет определенное значение. На более потрепанных моделях насос приводится клиновидным ремнем, а на более современных — поликлиновым. Мы принципиально не позиционируем какой-то определенный насос, а говорим о них в общем, потому что конструкция практически у каждой модели автомобиля идентична. Отличаются они только производительностью и ресурсом.
Многое зависит также и от рабочей жидкости. Она находится в системе под высоким давлением и кроме своей основной работы, на ней лежит смазка механизма насоса. Здесь делаем незаметный акцент на том, что применять масло для гидроусилителя нужно только то, которое рекомендует производитель автомобиля. Это очень принципиальный вопрос, поскольку, к примеру, в Хонде применяется только жидкость PSF (Power Steering Fluid). Стоит залить в систему гидроусилителя Dexron II или Dexron III, не пройдет и часа, как потекут сальники. Dexron — универсальная жидкость, ее использует большинство производителей, поэтому в большинстве случаев перепутать просто не получится, но в некоторых автомобилях БМВ, Ауди, той самой Хонде, некоторых моделях Мерседес, применяется рабочая жидкость с особым химическим составом присадок и эти жидкости не взаимозаменяемы. В обязательном порядке об этом будет говорить наклейка или табличка под капотом в районе бачка гидроусилителя.
Ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками
Самое печальное то, что производитель фактически не предусматривает ремонта насоса в принципе. Потому что поломок у него может быть только две — это износ и течь. С течью бороться можно и нужно, а износ можно только предупредить. Алюминиевые сплавы, из которых выполнен корпус насоса, не особенно рады мусору, пыли и некачественной жидкости, к тому же износ сильно зависит от нагрузок, которые тоже можно контролировать. Да и сама по себе конструкция насоса предусматривает плотный контакт лепестков ротора с крышкой, а это неминуемо вызывает износ и как следствие, падение давления. С таким износом насос еще вполне работоспособный и некоторое время может поддерживать давление в пределах номинального, но характерный гул будет все чаще напоминать о том, что пора подыскивать новый агрегат. Если насос гудит — замена неизбежна.
Безусловно, мастер на все руки Жора из гаражного кооператива уже сто раз менял эти крышки и никто не жаловался, но нужно понимать, что такой точный механизм может быть отреставрирован только в условиях технически оборудованной мастерской, причем с точным знанием фирменных допусков и размеров для каждого насоса. Поэтому говорить о полноценном ремонте насоса гидроусилителя своими руками не приходится. Как бы там ни было, а признаки изношенного механизма насоса знать нужно.
- Повышенный шум при работе насоса, гул, завывание.
- Неравномерное срабатывание гидроусилителя.
- Закусывание рулевого в крайних положениях.
- Течь жидкости из уплотнителей.
- Тугой руль на малых оборотах двигателя.
Не нужно быть автослесарем шестого разряда, чтобы определить наличие этих симптомов, но для замены сальников и промывки насоса кое-какими умениями обладать нужно. Как это делают на СТО:
- Снимают и тщательно промывают насос.
- Тестируют на специальном стенде, определяя соответствие давления, развиваемого насосом, номинальному.
- Разбирают и проводят дефектовку, выявляя степень износа поверхностей и редукционных клапанов, наличия ржавчины на приводном валу, которая приводит к износу сальника.
- Тщательная промывка и чистка механизма насоса, продувка сжатым воздухом.
- При наличии ремкомплекта и целесообразности его установки, проводят замену.
- Проводят стендовые испытания и только в том случае, если в результате ремонта насос показал допустимые характеристики, его устанавливают на автомобиль.
- Промывают систему, заливают новую жидкость и прокачивают для удаления воздуха.
- Тестируют работу рулевого управления на ходу на малых скоростях, после чего только делают вывод о результатах ремонта.
Видео: Ремонт насоса гидроусилителя Nissan
www.youtube.com/watch?v=UPexjK2xU7c
Цена ремонта насоса гидроусилителя зависит от марки автомобиля и степени сложности демонтажа. Так, полный ремонт и профилактика насоса ГУР Форд Фокус 2 и Вольво XC90 обойдется в 13 тысяч рублей, а цена демонтажа — около двух тысяч. Цена ремонта насоса усилителя на Шевроле Лачетти, Нива, Рено Лагуна 2, Фольксваген Пассат Б5 (с заменой насосной части на ZF) обойдется в пределах 8 тысяч рублей. Суммы немаленькие, поэтому перед тем, как купить жидкость для долива, следует убедиться в её соответствии заводским требованиям.