Практическое пособие: устройство автомобиля для чайников
Сегодня автомобиль есть практически в каждой семье, но с его устройством знакомы далеко не все. Несмотря на многообразие производителей и моделей легковых авто, все они устроены сходным образом и включают конкретные узлы и элементы.
Общее устройство автомобиля для чайников
В общем случае легковые авто состоят из нескольких элементов:
- кузовная часть;
- ходовая часть;
- ДВС;
- трансмиссия;
- электрооборудование.
Существуют вещи, в которых обязан разбираться каждый автолюбитель, вне зависимости от стажа вождения, ведь неосведомленность о схематичном устройстве авто может привести к росту расходов на техобслуживание и ремонт автомобиля. Рассмотрим каждый элемент легковой машины по отдельности.
Кузовная часть
Кузов машины выполняет функцию несущей конструкции, к нему прикрепляются почти все узлы и агрегаты. Когда-то самые первые машины были без кузова, и узлы в них прикреплялись к раме, как в наше время у грузовиков и мотоциклов. Но производители постепенно стали отказываться от такого типа конструкции для уменьшения веса автомобиля, что и привело к появлению хорошо знакомого всем кузова.
Видеоролик об общем устройстве легкового автомобиля
www.youtube.com/watch?v=SD2VIGjp-70
Кузовная часть состоит из:
- крыши авто;
- штампованной нижней части;
- моторного отсека;
- лонжеронов;
- других навесных элементов (передних и задних крыльев, капота, дверок, крышки багажного отделения).
Такое деление можно считать очень условным, т. к. все элементы связаны друг с другом.
Ходовая часть
Эта составляющая включает много агрегатов и узлов, отвечающих за способность машины двигаться.
К главным элементам ходовой части можно отнести:
- подвеску;
- колеса;
- ведущие мосты.
Большая часть современных легковушек имеет переднюю независимую подвеску, делающую машину более управляемой и устойчивой при высоких скоростях, а езду комфортной. В этом типе подвески предусмотрена своя крепежная система для каждого колеса. Правда, такие авто имеют меньшую ремонтопригодность, чем машины с задним приводом.
Несмотря на то, что задняя подвеска считается устаревшей, ее все еще можно увидеть на множестве машин. Она выполнена в виде балки либо, если у машины задний привод, в виде ведущего моста.
ДВС
Назначение двигателя внутреннего сгорания понятно каждому. Он может быть как бензиновым, так и дизельным или газобаллонным. Это устройство преобразует тепловую энергию, образующуюся при сгорании топлива (бензина, дизеля либо газа), в механическую. Последняя, в свою очередь, поступает на автомобильные колеса посредством трансмиссии.
Трансмиссия
www.youtube.com/watch?v=jPOV0a2kino
Этот элемент автомобиля передает крутящий момент с моторного вала на машинные колеса.
В него входит:
- Ведущий мост. Он устанавливается либо в корпусе КПП (тогда это передний привод), либо выполняет функцию задней балки (и тогда это задний привод).
- КПП. Коробка переключения передач позволяет двигаться задним ходом, менять крутящий момент, идущий от мотора к ведущим колесам, и разъединять ДВС и колеса. Также КПП меняет передаточное число и понижает нагрузку на мотор.
- Сцепление. Сцепление машины соединяет вал ДВС с валом КПП и отвечает за обеспечение плавности отдачи крутящего момента.
- ШРУС (шарниры равных угловых скоростей) либо карданная передача отвечают за соединение КПП с мостом, либо напрямую с автомобильными колесами.
Электрооборудование
К электрооборудованию можно отнести:
- Проводку. Под электропроводкой подразумеваются все провода, составляющие бортовую сеть авто и соединяющие друг с другом источники и потребители энергии.
- Генератор. Он поддерживает напряжение в бортовой сети машины и подзаряжает аккумулятор.
- Аккумулятор. Этот элемент нужен для пуска мотора и питания всех потребителей. Он относится к возобновляемым источникам электрической энергии.
- Систему управления ДВС. В нее входит различные датчики и блок управления.
- Различные потребители энергии. Сюда входят фары, пуск, обогрев и вентиляция, стеклоочистители, сигнализация, стеклоподъемники, зажигание, контрольно-измерительное оборудование и т. д.
Такова упрощенная схема устройства авто. Несмотря на большое число элементов и узлов, машины устроены намного проще, чем может показаться новичку на первый взгляд.