Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля
Москвич-400 – первая послевоенная модель
Друзья, давайте совершим увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля Москвич и выясним, какой из них выбрать. Первым в нашем списке идет, конечно же, Москвич-400 — самая первая послевоенная модель этого автомобиля, выпуск которой наладили в 1946 году на заводе АЗЛК. Эта машина стала настоящим символом возрождения советской промышленности после тяжелых лет Великой Отечественной войны.
Москвич-400 оснащался рядным четырехцилиндровым мотором объемом 1,2 литра и мощностью 27 л.с. Кузов автомобиля имел достаточно архаичную на тот момент конструкцию с отдельными крыльями, что было обусловлено использованием трофейного немецкого оборудования на заводе. За руль этой машины можно было сесть уже с 16 лет, что делало ее очень популярной среди молодежи.
Несмотря на довольно скромные технические характеристики, Москвич-400 стал по-настоящему легендарной моделью, которая запомнилась многим поколениям наших соотечественников. Этот автомобиль выпускался долгих 15 лет вплоть до 1956 года, за это время его успели полюбить за простоту в управлении, надежность, неприхотливость и вместительный салон.
Так что, если вы хотите заполучить частичку истории советского автопрома, обзаведитесь Москвичом-400! Эта машина не подведет вас ни на загородных прогулках по бездорожью, ни в ежедневных поездках по городу. Конечно, комфорт по современным меркам в ней не ахти, зато характер у этого автомобиля что надо!
Москвич-401 – экспортный вариант «четырехсотки»
Продолжим наше увлекательное путешествие по моделям легендарного Москвича. Следующая модель, которую стоит рассмотреть — это Москвич-401. Это была экспортная модификация популярной «четырехсотки», предназначенная в первую очередь для продажи за рубежом.
В отличие от базовой модели 400, «четырехсотпервый» Москвич оснащался более мощным 50-сильным мотором и имел несколько измененный дизайн кузова — в частности, была увеличена площадь остекления. Эти изменения были призваны сделать автомобиль более привлекательным для иностранных покупателей.
Первые экземпляры Москвича-401 сошли с конвейера АЗЛК в 1947 году. В течение последующих лет этот автомобиль в различных модификациях экспортировался более чем в 20 стран мира, включая Швецию, Финляндию, Норвегию, Бельгию и другие.
Особой популярностью Москвич-401 пользовался в Нидерландах, куда было экспортировано свыше 10 000 автомобилей этой модели. Там его даже прозвали «Русским чудом» за неприхотливость, простоту в управлении и ремонте.
Так что если вы ищете настоящую легенду советского автоэкспорта, обратите внимание на Москвич-401! Это отличный вариант для коллекционеров и ценителей ретро-автомобилей.
Москвич-402 – первый седан АЗЛК
Наша экскурсия по истории Москвича продолжается. Следующей важной вехой стала модель 402 — первый седан, созданный заводом АЗЛК.
До этого все выпускавшиеся модели Москвича имели 2-дверный кузов типа «купе». Но в 1954 году конструкторы решили расширить модельный ряд и создали вариант с 4-дверным кузовом седан.
Новый Москвич-402 оснащался тем же 1,2-литровым двигателем, что и «четырехсотка». Однако кузов этой модели отличался более современным дизайном без отдельных крыльев. Автомобиль получил просторный 5-местный салон и большой багажник объемом 450 литров.
Москвич-402 пользовался большим спросом у советских граждан, ведь это была относительно недорогая, но вместе с тем достаточно вместительная и комфортабельная по тем временам машина. Особенно ее ценили таксопарки и автопредприятия.
За годы выпуска с конвейера сошло более 650 тысяч автомобилей Москвич-402. Эта модель прочно вошла в историю отечественного автопрома как первый советский седан «народного класса». Так что если вы ищете классический автомобиль советской эпохи — Москвич-402 будет отличным выбором!
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? Москвич — это целая эпоха в истории советского и российского автопрома. За долгие годы выпуска заводом АЗЛК было создано множество разных моделей этого автомобиля, каждая из которых по-своему уникальна.
Первенцем стала модель Москвич-400, выпуск которой начался в 1946 году. Это был простой и надежный автомобиль, ставший настоящим символом послевоенного восстановления страны. За рулем «четырехсотки» можно было легко и свободно передвигаться по городу и загородным трассам. В конце 40-х годов на смену «четырехсотке» пришел обновленный Москвич-401 с несколько измененным дизайном кузова, но с тем же надежным мотором. А вот Москвич-402 1950-х годов уже отличался совершенно новой конструкцией и стал по-настоящему массовым автомобилем.
Настоящей легендой марки Москвич стала модель 407, выпуск которой начался в 1958 году. Именно «Москвич-407» и по сей день ассоциируется у многих с советским автопромом в целом. Элегантный, надежный и вместительный автомобиль мгновенно завоевал сердца миллионов автолюбителей. В 1966 году на смену «407» пришел Москвич-408 с незначительными изменениями в дизайне. А с 1971 года стал выпускаться Москвич-412 — первая переднеприводная модель марки.
В 70-80-е годы москвичи продолжали совершенствоваться — появились модели 2138, 2140,2141, 2335 и их модификации. Параллельно с классическими седанами выпускались и другие кузова: универсал Москвич-2715, минивэн Москвич-2339 «Святогор» и даже двухдверный Москвич-1360. Кроме того, некоторые модели москвичей выпускались по лицензии за рубежом. Например, в Венгрии под маркой IZh производили Москвич-403, а Москвич-408 экспортировался в Болгарию как Стрела.
В постсоветскую эпоху завод АЗЛК продолжил выпускать обновленные версии легендарного автомобиля. Самой известной стала модель Москвич-2141 — фактически тот же культовый «Москвич-408», но с более современным пластиковым интерьером и облицовкой. Впоследствии появились модернизированные варианты 2142, 2143, 2144. Последним «наследником» москвичей можно назвать бюджетный седан Lada Granta, созданный в 2011 году на платформе Москвича.
Как видите, за долгую историю завод АЗЛК создал поистине внушительный модельный ряд, насчитывающий несколько десятков вариантов легендарного Москвича. Каждая модель по-своему уникальна и имеет свои преимущества. Выбирая москвича в наши дни, в первую очередь следует ориентироваться на состояние конкретного автомобиля, а не на его модель. Ведь даже самая первая «четырехсотка», будучи в хорошем техническом состоянии, может стать отличным выбором для ретро-покатушек по городу. А более поздние модели москвича до сих пор отличаются неприхотливостью и ремонтопригодностью. Так что смело выбирайте понравившийся вариант легенды советского автопрома, и пусть он станет вашим верным спутником в повседневных поездках!
Москвич-403 – компактный городской автомобиль
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? В семействе «Москвичей» есть много интересных и неординарных моделей, одной из которых является Москвич-403. Этот компактный и маневренный автомобильчик был ориентирован в первую очередь на городские условия и отличался от «классических» москвичей.
Выпуск Москвича-403 начался в 1954 году на заводе MZMA в Венгрии по лицензии советского АЗЛК. Внешне эта машина напоминала уменьшенную копию Москвича-401 и отличалась компактными размерами: всего 3,6 метра в длину и 1,6 метра в ширину. Благодаря этому Москвич-403 очень уверенно чувствовал себя на узких городских улицах и был прост в парковке. При этом в салоне вмещалось 4 человека, а багажник имел объем 285 литров, что для такого класса машины было очень даже неплохо.
«Сердцем» Москвича-403 стал рядный четырехцилиндровый мотор мощностью 27 лошадиных сил. Совместно с 4-ступенчатой механической коробкой передач он позволял развивать скорость до 110 км/ч. Расход топлива составлял 8-9 литров на 100 километров, что можно назвать экономичным показателем. Также этот автомобиль радовал простотой в обслуживании и ремонте.
В целом, управление Москвичом-403 было предсказуемым и уверенным, а подвеска удачно гасила неровности дороги. Водителю не приходилось прилагать особых усилий для контроля машины в городском потоке. Вместе с тем мощности хватало для поездок по загородным трассам на средние расстояния. Так что Москвич-403 одинаково хорошо чувствовал себя как в городской суете, так и за городом.
В период с 1954 по 1960 годы завод MZMA произвел около 30 тысяч автомобилей Москвич-403 в нескольких модификациях. Эти машины пользовались заслуженной популярностью не только в Венгрии, но и экспортировались в другие страны Европы. В СССР Москвич-403 официально не продавался, но некоторое количество машин попадало через «серый» импорт.
Сегодня Москвич-403 можно встретить на автомобильных ретро-выставках и в коллекциях ценителей советской автомобильной классики. Несмотря на солидный возраст, эти машины до сих пор радуют владельцев надежностью и неприхотливостью. Поездка по городу на ретро-«четырехсоттройке» — это всегда праздник, который притягивает множество добрых взглядов и улыбок от прохожих. Так что Москвич-403 по праву считается одной из самых запоминающихся моделей легендарной автомобильной марки.
Москвич-410 — опыт создания кабриолета
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? Москвичи традиционно ассоциируются с надежными седанами, однако в истории марки есть и более экзотические модели. Одним из таких экспериментов стал открытый кабриолет Москвич-410, созданный в 1950-х годах.
Разработка этой модели велась на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1956-1957 годах. В основу конструкции лег классический Москвич-401, от которого заимствовали укороченное шасси и модернизированный двигатель мощностью 37 л.с. Кузов же был создан заново — двухдверный, двухместный, с откидным мягким верхом из синтетической ткани.
Дизайн Москвича-410 получился довольно смелым и футуристичным по меркам 1950-х годов. Клиновидная форма кузова с плавными обводами явно была вдохновлена американскими автомобилями тех лет. Широкие «крылья» и хромированные детали придавали машине солидный, роскошный вид. В салоне устанавливались отдельные сиденья и приборная панель от Москвича-407.
По замыслу создателей, Москвич-410 должен был стать престижным автомобилем для городских поездок в теплое время года. Открытый кузов позволял насладиться свежим воздухом, а динамичный двигатель давал ощущения спортивного вождения. Максимальная скорость составляла 110 км/ч, а расход топлива — около 10 литров на 100 км, что вполне приемлемо для подобного класса автомобилей.
К сожалению, Москвич-410 так и не пошел в серийное производство. Было выпущено лишь несколько опытных образцов, которые использовались для отработки конструкции и доводки ходовых качеств. Очевидно, что в условиях СССР 1950-х годов такой автомобиль воспринимался как излишняя роскошь, несовместимая с идеологией. Поэтому руководство приняло решение сосредоточить усилия на выпуске более массовых и доступных моделей вроде «классического» Москвича-407.
Тем не менее, опыт создания Москвича-410 оказался небесполезен. Ряд конструктивных решений и дизайнерских идей были учтены при разработке последующих моделей завода. А сам кабриолет до сих пор остается одним из самых ярких «автомобилей мечты» советской эпохи. Возможно, в альтернативной реальности он мог бы стать производиться серийно и радовать автолюбителей по всей стране. Но даже как единичный опытный образец Москвич-410 заслуживает особого места в истории отечественного автопрома.
Москвич-423 – дебют кузова «седан»
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? Большинство известных моделей этой марки имели кузов «седан» с четырьмя дверями и классической трехобъемной компоновкой. Однако первым «Москвичом» такого типа стал экспериментальный Москвич-423, созданный в конце 1950-х годов.
К этому времени на АЗЛК уже выпускались модели 400, 401 и 402 с двухдверным кузовом «фастбэк». Однако конструкторы завода решили попробовать сделать четырехдверный вариант, который был бы удобнее для посадки пассажиров на заднее сиденье. Так в 1958 году появился опытный образец Москвича-423.
Этот автомобиль сохранил основные узлы и агрегаты от Москвича-402, но получил новый несущий кузов типа «седан» с четырьмя дверями и пятью посадочными местами. Кузов отличался плавными обтекаемыми формами в духе тогдашней автомобильной моды. Главное отличие заключалось в появлении полноценных задних дверей для облегчения посадки сзади.
В целом же Москвич-423 сохранил техническую начинку своих предшественников — переднеприводную компоновку, рядный четырехцилиндровый мотор мощностью 50 л.с., четырехступенчатую «механику» и простую надежную подвеску. Максимальная скорость составила 120 км/ч, а расход топлива — порядка 8-9 литров на 100 км, что было вполне типично для легковых авто того времени.
Испытания Москвича-423 подтвердили работоспособность компоновки с кузовом «седан». Автомобиль получился вместительным и комфортабельным по меркам своего класса. Поэтому уже в 1959 году на АЗЛК приступили к выпуску серийной четырехдверной модели Москвич-426, фактически повторявшей концепцию опытного Москвича-423. А чуть позже появился знаменитый Москвич-407, закрепивший популярность «седанов» этой марки.
Таким образом, можно сказать, что экспериментальный Москвич-423 стал прототипом для целого семейства классических моделей завода АЗЛК в последующие годы. Именно с него началась традиция выпуска четырехдверных переднеприводных седанов, которые и по сей день ассоциируются с маркой «Москвич». Поэтому значение этой малоизвестной модели трудно переоценить!
Москвич-426 – последняя модификация «четырехсотки»
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? В истории марки «Москвич» особое место занимает семейство «четырехсоток» — моделей 400, 401, 402 и 426. Последней из них стал Москвич-426, производившийся в 1959-1960 годах.
К этому времени первые «четырехсотки» морально устарели, и на АЗЛК решили создать модернизированную версию. Так появился Москвич-426, сохранивший классическую техническую основу, но получивший современный кузов «седан» вместо устаревшего двухдверного.
Опыт создания четырехдверной версии на базе «четырехсотки» уже был — в 1958 году появился прототип Москвич-423. Однако Москвич-426 стал первым серийным «седаном» модельного ряда. При этом во многом концепция новой машины повторяла Москвич-423 — тот же удлиненный кузов с плавными обводами и четырьмя дверями.
«Сердцем» Москвича-426 оставался рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1,4 литра и мощностью 55 л.с. Он агрегатировался с 4-ступенчатой механической коробкой передач и приводил в движение передние колеса. Максимальная скорость достигала 120 км/ч, а расход топлива на трассе — 8-9 литров. Также сохранилась простая, но надежная подвеска от предыдущих «четырехсоток».
В целом, Москвич-426 получился вместительным, экономичным и неприхотливым автомобилем, хорошо подходившим для советских семей. Удачная модернизация позволила продлить выпуск «четырехсотого» семейства еще на пару лет. За 1959-1960 годы было произведено около 65 тысяч Москвичей-426 разных модификаций.
В дальнейшем на смену «четырехсоткам» пришли более современные модели Москвич-407 и 408. Тем не менее, Москвич-426 стоит особняком в истории марки как последний представитель легендарного автомобильного «клана». Именно с него начался переход к новому поколению переднеприводных москвичей, завоевавших популярность в 1960-1970-е годы.
Москвич-427 – первый 5-местный универсал
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? Помимо классических седанов, в истории марки были и другие типы кузовов. Одним из первых стал 5-местный универсал Москвич-427, созданный в начале 1960-х годов.
К тому времени основу модельного ряда АЗЛК составляли двух- и четырехдверные седаны. Однако конструкторы решили расширить линейку за счет практичного и вместительного универсала. Так в 1960 году появился опытный образец Москвича-427.
В основу автомобиля лег хорошо отработанный Москвич-407 с его несущим кузовом, передним приводом и рядным четырехцилиндровым мотором мощностью 50 л.с. Отличие заключалось в кузове — пятидверном универсале, обладавшем большим объемом багажника и повышенной вместимостью.
Дизайн Москвича-427 получился лаконичным и практичным. Кузов имел трехобъемную компоновку с высокой крышей над грузовым отсеком. Сохранились узнаваемые черты «классического» москвича вроде решетки радиатора и формы фар. В салоне размещались 5 полноразмерных сидений. При весе 1260 кг автомобиль мог перевозить до 500 кг груза.
По ходовым качествам Москвич-427 практически не уступал базовому седану. Максимальная скорость составляла 115 км/ч, а расход топлива на трассе держался на отметке 8,5 л/100 км. Управляемость также оставалась уверенной, несмотря на некоторое увеличение габаритов и веса.
Испытания подтвердили, что Москвич-427 может успешно дополнить модельный ряд в качестве вместительного и функционального универсала. В итоге в 1962 году началось производство серийного Москвича-426D универсал, во многом повторявшего концепцию опытного «427-го». Эта модель пользовалась большим спросом у таксопарков и крупных предприятий.
Таким образом, экспериментальный Москвич-427 фактически дал старт целому семейству универсалов марки, выпускавшихся на протяжении последующих десятилетий. Его значение для развития модельного ряда АЗЛК трудно переоценить.
Москвич-412 — первый опыт купе
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? В истории этой отечественной марки было немало интересных экспериментальных моделей. Одной из таких стал Москвич-412 — первая попытка создания двухдверного купе.
Разработка Москвича-412 велась в 1968-1970 годах параллельно с седаном Москвич-408. Целью было расширить модельный ряд за счет спортивного автомобиля в кузове «купе» с двумя дверями.
В основу конструкции лег хорошо зарекомендовавший себя Москвич-408 с его несущим кузовом, передним приводом и рядным четырехцилиндровым мотором мощностью 50 л.с. Однако кузов был разработан заново — двухдверный, двухместный, с плавными обводами в духе спорткупе того времени.
Москвич-412 отличался динамичным и обтекаемым дизайном с низкой линией крыши и большой площадью остекления. В салоне устанавливались отдельные сиденья и новая приборная панель. Габариты были меньше, чем у седана — длина 3700 мм, ширина 1450 мм. Масса снизилась до 980 кг.
По ходовым качествам Москвич-412 превосходил базовую модель — разгон до 100 км/ч за 16 секунд, максималка 130 км/ч. Управляемость также стала более острой и точной благодаря измененной подвеске и рулевому управлению. Топливный расход сохранился на уровне 8-9 литров.
К сожалению, Москвич-412 остался опытным образцом малой серии. Серийное производство двухместного купе сочли экономически нецелесообразным. Тем не менее, эта модель навсегда вошла в историю отечественного автопрома как первая попытка создания спортивного автомобиля под маркой «Москвич».
Москвич-2140 – самая массовая модель АЗЛК
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? Одной из самых успешных и массовых моделей в истории этой марки стал Москвич-2140, выпускавшийся с 1986 по 1997 год.
К середине 80-х на АЗЛК остро встал вопрос о смене устаревшей модели 2138 новым современным автомобилем. Так в 1986 году появился Москвич-2140, сохранивший классическую компоновку, но с улучшенным дизайном и отделкой.
Москвич-2140 получил обтекаемый трехобъемный кузов «седан» с плавными линиями и большими панорамными стеклами. Вместительный салон отличался удобными сиденьями и новой приборной панелью. Под капотом располагался надежный 1.5 литровый мотор в 78 л.с.
Благодаря современному дизайну, доступной цене и проверенной конструкции Москвич-2140 пользовался большим спросом как у частных покупателей, так и в таксопарках, автошколах. За годы выпуска было произведено 1 млн. автомобилей этой модели.
В 1991 году последовала модернизация в вариант Москвич-2141 с незначительными изменениями в экстерьере и обновленным салоном. В дальнейшем выпускались модификации 2142, 2143, 2144, отличавшиеся двигателями и комплектацией.
Москвич-2140 по праву считается одним из самых удачных автомобилей АЗЛК. Его высокие потребительские качества и массовость производства обеспечили заводу успешную работу в непростые 1990-е годы. Эта модель навсегда вписана в историю отечественного автопрома.
Москвич-21412 – версия 2140 в кузове «хэтчбек»
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? Одним из интересных экспериментов АЗЛК стала разработка хэтчбека Москвич-21412 на базе популярной модели 2140.
В начале 1990-х годов на заводе решили расширить модельный ряд за счет автомобиля в кузове «хэтчбек» — трехдверный вариант с откидной крышкой багажника вместо классического седана.
В основу новинки лег хорошо отработанный Москвич-2140 с его компоновкой, подвеской и 1,5-литровым двигателем. Отличие заключалось в кузове — трехдверном пятиместном хэтчбеке оригинальной формы. Задняя дверь была совмещена с крышкой багажника.
Благодаря такому кузову, Москвич-21412 получился более динамичным и маневренным автомобилем по сравнению с седаном. Обтекаемые формы и пониженная масса (1020 кг) способствовали улучшению аэродинамики и динамики разгона. Максимальная скорость достигала 145 км/ч.
К сожалению, Москвич-21412 так и не был запущен в серийное производство. Экономические трудности 1990-х годов вынудили АЗЛК сосредоточиться на выпуске проверенных моделей вроде 2141. Тем не менее, опытный хэтчбек Москвич-21412 навсегда вошел в историю марки как оригинальная попытка разнообразить модельный ряд.
Москвич-2141 – рестайлинг «двадцать сорок»
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля? Одной из самых удачных моделей АЗЛК стал обновленный Москвич-2141, выпускавшийся с 1991 по 2006 год.
К началу 90-х требовалось освежить дизайн популярной, но устаревшей модели 2140. Так в 1991 году появился модернизированный Москвич-2141, сохранивший преемственность, но с более современным обликом.
Основа автомобиля — компоновка, ходовая и 1,5-литровый 78-сильный двигатель — осталась без изменений. А вот кузов и интерьер претерпели значительную модернизацию в духе дизайна 1990-х годов. Появились более плавные и обтекаемые линии, большие стекла, пластиковые бамперы.
Обновленный салон Москвича-2141 выглядел современнее благодаря новой приборной панели, отделке и пластиковым элементам. Улучшился и дополнительный набор — кондиционер, гидроусилитель руля, центральный замок стали доступны как опции.
Несмотря на кризис 1990-х, Москвич-2141 пользовался стабильным спросом благодаря оптимальному сочетанию цены, качества и вместительности. Автомобиль отлично зарекомендовал себя как в частном использовании, так и в качестве такси.
Модель выпускалась до 2006 года с небольшими изменениями в вариантах 2142, 2143, 2144. Москвич-2141 стал достойным продолжателем славных традиций этой отечественной марки.
Москвич-2138 – последняя модель Ижевского автозавода
Какой москвич выбрать: увлекательное путешествие по моделям легендарного автомобиля?
Москвич – это культовый отечественный автомобиль, выпускавшийся на АЗЛК (Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола) в Москве. За годы производства с конвейера сошло несколько десятков моделей этой машины.
Первые модели Москвича
История Москвича началась в 1946 году с выпуска модели М-20 на базе довоенной Opel Kadett. Это был двухдверный автомобиль, который выпускался очень небольшими партиями. Вскоре М-20 сменила обновленная модель М-401 с кузовом седан.
В 1956 году появилась знаменитая модель Москвич-402 – народный автомобиль с кузовом седан, который выпускался почти 20 лет. От предшественников М-402 отличался полностью отечественной конструкцией. Эта модель стала по-настоящему массовой – всего было выпущено около 2 миллионов автомобилей.
Расцвет модельного ряда Москвича
В 1960-1970-е годы модельный ряд Москвича резко расширился. Помимо “классического” седана М-407 появились спортивный Москвич-408 с кузовом “кабриолет”, универсал М-433 «Святогор» и минивэн М-437.
Особенно популярной стала модель Москвич-412 – компактный городской автомобиль, который выпускался с 1967 по 1976 год. Продажи М-412 в конце 1960-х составляли до 30% всего объема производства Москвичей.
Кроме того, для экспорта выпускались модели Москвич-426 и Москвич-427. Они отличались от базовых моделей более современным дизайном передней части.
Последние модели Москвича
В 1970-80-е годы основу модельного ряда по-прежнему составлял Москвич-2140 (М-408) c кузовом седан. Также производились универсал Москвич-2715 и минивэн Москвич-2335 «Алеко».
В 1986 году на смену М-2140 пришел Москвич-2141 “Алеко” с обновленным кузовом и новым двигателем. Эта модель выпускалась до 1988 года.
Последней серийной моделью стал Москвич-2138, производство которого было налажено в 1991 году на Ижевском автозаводе. М-2138 комплектовался двигателем ВАЗ и отличался современным дизайном. Однако из-за развала СССР его производство продлилось недолго.
Таким образом, за 45 лет существования модельный ряд Москвича насчитывал несколько десятков моделей – от спартанского М-20 до современного М-2138. Многие из этих автомобилей навсегда вошли в историю отечественного автопрома.