Полезные советы для автолюбителей

Сравнение МКПП и АКПП

Прогресс требует от человека быть мобильным, причем это касается людей, которые раньше не могли подумать о том,  что станут автомобилистами.  Автомобиль давно перестал быть роскошью, сейчас всем нужны автомобили, чтобы жить в ногу с прогрессом. Но что делать, если обучение вождению довольно сложный процесс, особенно для людей которые далеки от механики и технологий. Умное человечество нашло выход из этой ситуации начав упрощать и совершенствовать процесс вождения автомобиля. Одним из таких новшеств было изобретение автоматической коробки передач. В этой статье будут рассмотрены преимуществ а и недостатки автоматической и механической коробок переключения передач, а также будут подробно описаны оба вида трансмиссий, опыт эксплуатации и советы по выбору. Надеемся эта статья поможет вам сделать верный выбор между механической и автоматической коробками передач.

На западе автомобили с автоматическими коробками передач занимают до 90% от всего количества автомобилей. Производители западных стран осознали, что при упрощении эксплуатации автомобилей возрастет количество их покупателей.

Шуточная картинка о том, какую коробку переключения передач выбрать

Шуточная картинка о том, какую коробку переключения передач выбрать

В России ситуация немного иная, автоматические трансмиссии до недавнего времени были редкостью. Но сейчас все кардинально меняется, в больших городах нужно быстро передвигаться, и постоянно быть на чеку в связи с густотой транспортного потока. Все это приводит к популярности автоматических коробок передач.

Отличия коробок передач

Механическая коробка переключения передач (сокращенно МКПП или в народе «механика») это многоступенчатый цилиндрический редуктор с возможностью ручного переключения передач.  Эта коробка состоит из вала с жестко насаженным комплектом шестерён и вала, со свободно вращающимися шестернями, и могут фиксироваться блокирующимися механизмами после, уравновешивания синхронизаторами скорости вращения соответствующих пар шестерён.  Для разгрузки механизма коробки в момент переключения используется простое однодисковое сцепление. По количеству передач существуют от четырех-  до семи- ступенчатые коробки и больше.

Механическая коробка передач требует от водителя намного большего опыта управления автомобилем, но и возможности механической трансмиссии больше. Главные преимущества  механической коробки передач являются простота конструкции, надежность, возможность ручного управления во всех режимах движения. Механическая коробка передач в отличие от автоматической  – самая простая разновидность, которая предъявляет максимальные требования от водителя.  Но умелый пользователь может добиться максимальной скорости, быстрого разгона и меньшего расхода топлива. Крутящий момент, который передаётся МКПП без потерь на проскальзывание, благодаря жесткой связи между двигателем и колёсами. В этом основные отличия между АКПП от МКПП.

Рычаг механической коробки переключения передач

Рычаг механической коробки переключения передач

Преимущества и недостатки механической трансмиссии

Преимущества МКПП:

  • минимальные потери  при передаче энергии вращения двигателя к ведущим колесам;
  • простота ремонта и обслуживания;
  • меньшая масса по сравнению с автоматической коробкой передач;
  • наименьшая стоимость изготовления;
  • высший КПД по сравнению с гидромеханической трансмиссией;
  • отсутствие необходимости в системе охлаждения в отличие от АКПП;
  • высокая надежность  (срок службы МКПП и автомобиля в целом, приблизительно одинаковы, только сцепление требует относительно частой замены);
  • доступность и дешевизна запчастей и расходных материалов;
  • шире диапазон возможностей вождения автомобиля;
  • возможность запуска автомобиля «с наката»;
  • возможность буксировки на любые расстояния.

Простота и надежность конструкции механической трансмиссии дает возможность экономить на ремонте, проводя его самостоятельно.

Недостатки механической коробки передач также весьма существенны:

  • сложность выбора оптимальной передачи для новичка;
  • риск перегрузки трансмиссии и двигателя;
  • в отличие от АКПП в МКПП ниже уровень комфорта при вождении;
  • невозможность плавного изменения передаточного отношения.

Существенный недостаток  механической коробки необходимость водителю постоянно производить ряд физических действий, таких как выжимание сцепления и манипуляции с рычагом переключения передач. Что особенно утомительно при движении в условиях большого города с огромным количеством перекрестков, длинными пробками и постоянной сменой циклов старта и торможения машины. Водитель автомобиля с механической трансмиссией имеет дополнительную  ответственность, которая связана с необходимостью постоянно контролировать число оборотов коленчатого вала – МКПП дает возможность повысить обороты до максимума. Нужно знать идеальные режимы работы двигателя и правильные соотношения скорости и выбранной передачи. Водитель, который умеет водить автомобиль с МКПП легко приспособиться к автоматической коробке передач. Для приобретения навыков вождения автомобиля с механической коробкой переключения передач потребуется определенное время. Также существует прямая зависимость стиля вождения от коробки передач. Вот и все основные преимущества и недостатки механической коробки передач.

Автоматическая коробка переключения передач являет собой агрегат передачи крутящего момента от двигателя к колесам, посредством гидротрансформатора и планетарных шестерен. Очень лёгкая в использовании, не требует ручного переключения передач и выжимания педали сцепления (педаль сцепления отсутствует). Уступает механической по эффективности, в связи с отсутствием постоянной связи двигателя и колес.

Немалый расход топлива и меньшая максимальная скорость вместе с высокой стоимостью это есть те недостатки, с которыми нужно мириться за удобства, присущие «автомату». Причиной этого гидротрансформатор  (два лопастных колеса в масляной ванне), которые устанавливаются вместо классического сцепления, этот гидротрансформатор  позволяет двигателю работать при заторможенных колёсах, а также обеспечивает плавный старт с места и легкое почти незаметное переключение передач. Именно проскальзывание этих лопастных колес относительно друг друга снижает КПД силового агрегата.  Производители автоматических коробок переключения передач дополняют конструкцию возможностью блокировки гидротрансформатора на высоких оборотах и на третьей-четвёртой передачах.

Количество автомобилей, которые комплектуются автоматическими коробками передач, постоянно растет.  Обычный автомобилист не особо интересуется устройством автоматической коробки передач. Автомобиль с автоматической трансмиссией имеет две педали (акселератор и тормоз). Классическая АКПП имеет минимум три положения рычага:  D (drive) – движение вперёд, R (reverse) – задний ход, P (parking) – стоянка.

Рычаг автоматической коробки переключения передач

Рычаг автоматической коробки переключения передач

Здесь надо сказать, что есть несколько видов автоматических трансмиссий.  Основные из них это «классическая» АКПП, вариатор и роботизированная «механика». Коротко опишем их.

Классический  «автомат» (прямая связь двигателя и колес отсутствует, крутящий момент передается через рабочую жидкость, многодисковое сцепление, повышенный расход топлива).

Вариатор (плавно изменяет крутящий момент, постоянно снимает с двигателя максимальную мощность, экономия топлива, меньший вес по сравнению с «классической» АКПП).

Роботизированная «механика» (по строению «механика», а по управлению — «автомат»; небольшой вес;  невысокая стоимость и экономичность; дороговизна производства).

Отличия коробок передач весьма существенны. Нужно тщательно изучить преимущества и недостатки типов коробок передач.

Преимущества и недостатки автоматической трансмиссии

Достоинства автоматических коробок передач (АКПП):

  • легкость и комфортность управления в любых режимах движения (особенно для начинающих водителей);
  • оптимальный режим работы двигателя, отсюда отсутствие возможности перегрузки двигателя;
  • быстрота привыкания к стилю вождения.

Главные недостатки АКПП:

  • больший расход топлива автомобиля с автоматической трансмиссией по сравнению с автомобилем оборудованным МКПП;
  • динамика разгона автомобиля с АКПП хуже чем с МКПП;
  • потеря мощности;
  • невозможность торможения двигателем;
  • высокая стоимость обслуживания;
  • сложность конструкции;
  • медленное переключение передач;
  • сложность внедорожной эксплуатации;
  • абсолютно невозможно починить автоматическую трансмиссию самостоятельно;
  • транспортировка только эвакуатором;
  • чувственность к неровностям дороги.

При поломке автоматической коробки передач нужно будет обязательно обращаться в автосервис и скорее всего придется покупать новый агрегат. Стоимость запчастей высокая и они достаточно дефицитные. Сам агрегат АКПП тоже намного дороже механической трансмиссии.

В отличие от механической коробки передач где опытный  водитель может регулировать потребление количества топлива, в автоматической коробке программа определяет потребление горючего.

Сложность конструкции подвергает риску поломки АКПП. Новейшие автоматические коробки переключения передач хотя и отличаются надежностью, все же не настолько надежные как механические трансмиссии.

Огромная пробка в городе

Огромная пробка в городе

В большом городе автоматическая коробка передач просто незаменима. При частых остановках, долгих пробках, коробка без элементов сцепления работает плавно. Разработанный инженерами алгоритм переключения скоростей сделает Вашу езду по мегаполису максимально комфортной.

Как рекомендуют опытные водители автоматическая коробка передач подойдет неопытным автомобилистам и женщинам.

Мы описали основные отличия АКПП от МКПП и теперь можно сделать некоторые выводы о эксплуатации коробок передач.  При эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой переключения передач нужно быть более внимательным к количеству топлива в баке, так как расход топлива автомобиля с АКПП будет больше.  Это особенно важно при дальних поездках. Помнить нужно также о том, что динамика автомобиля с автоматической трансмиссией ниже, чем у автомобиля с МКПП. Из этого следует что обгон и быстрая езда будут сложными для такого типа трансмиссии. Вы же вольны выбирать, какой автомобиль купить, с автоматической коробкой передач или с механической, но с большой долей вероятности можно сказать следующее, в скором времени механические коробки переключения передач вымрут как класс. Останутся только АКПП и роботизированные МКПП.

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Полностью новая Mazda CX-5: первый тизер и дата премьеры
Читать далее...
Американцы назвали лучшие автомобили 2017 года
Читать далее...
Mercedes построит в России завод вместе с КамАЗом
Читать далее...
В России будут продавать новый японский пикап
Читать далее...
Росавтодор: чем лучше дороги, тем больше аварий
Читать далее...
Неправильные штрафы заставили ГИБДД выключить камеры
Читать далее...
Китайский Porsche будут продавать за $15 000
Читать далее...
Универсалы будущего: Porsche Panamera, новая Alfa Romeo, Mini Clubvan
Читать далее...
BMW 8-й серии вышла на тесты
Читать далее...
Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
0 Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...
КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.
0 Читать далее...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2017-2018 модельного года
0 Читать далее...
Самые покупаемые машины в 2016–2017 году в России
0 Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
Какую машину выбрать женщине или девушке
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Рейтинг самых дорогих автомобилей
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте
  • Сергей

    Статья очень хорошая, только «ошибочка вышла» — в отличиЕ от мех.коробки след бы написать.
    А вопросы комперентному автору такие. МКПП делает проблемы освоения упражнения «эстакада» на практическом вождении. Избежать отката или остановки движка даётся в трудах. Проверено на себе,к.г. Именно этот напряг привёл меня к идее БЗХ (блокировка заднего хода) при трогании с места на подъёме. Я укрепился в ней, когда после курсов часто попадал в пробку на подъёме — это испытание терпения. Задний ход можно «запереть» обгонной(свободного хода)муфтой. Как видится,её можно задействовать, подъезжая к подъёму. Вариантов много. Бывает необходим и задний ход на подъёме.
    У меня есть даже старый эскиз установки муфты БЗХ в КПП. В статистике ДТП можно найти случаи «коллизий» по причине отката при подъёме.С этим пока всё.
    2-й вопрос-заявка. Расскажите также информативно о неудачных попытках заменить дифференциал ведущего моста на те же обгонные муфты в барабанах колёс. Меня не отпускает желание проверить эту идею даже на «концепте» с велоколёсами. Чего кажется проще и дешевле? На повороте,дескать, внешнее колесо переходит в режим ведомого и выбирает большую длину пробега. При буксировке исключён проворот одного колеса. Задний ход можно обеспечить простым переключением.
    Краем уха я слышал об управляемом,задаваемом наклоне автомобиля в сторону поворота. Интересно бы прояснить.
    «Спасибо за внимание» и терпение читать «закидоны»

    • http://avtomotospec.ru/ Антон Козлов

      Спасибо, исправил.