На что обратить внимание при покупке подержанной машины
Покупая подержанный автомобиль, следует учитывать пять основных факторов: стоимость подержанного автомобиля, репутация марки и модели в отношении надежности и качества, расходы на содержание, ремонт и обслуживание, доступность центров техобслуживания и запчастей, ценоустойчивость модели на рынке с учетом срока эксплуатации. При этом можно купить подержанный автомобиль за цену предлагаемую продавцом, а можно и существенно эту цену снизить, если придерживаться алгоритма покупки описанного ниже.
Что необходимо иметь с собой для выбора подержанного автомобиля
Для того чтобы выбор подержанного автомобиля прошел быстро и качественно необходимо вооружится некоторыми приспособлениями которые помогут пролить свет на состояние авто. Для этого понадобится: небольшой магнит; небольшое зеркальце; мелок; подстилка и тряпки для того чтобы подстелить на землю и вытереть руки, отвертки; кусок проволоки 3-4 мм диаметром и длиной 40 см; проволока диаметром 1-2 мм и длиной 80 см; ключ 10х12. Магнит должен быть завернут в тряпку таким образом, что бы он лишь слегка примагничивался к дверце холодильника дома. При помощи магнита проверяют, есть ли на металле шпатлевка или нет. Не забудьте и блокнот с ручкой, в который будете заносить все выявленные недостатки.
После того, как вы подготовились к осмотру, можно приступать к выбору автомобиля. На рынке не стоит сразу браться к тщательному осмотру первой понравившейся вам машины. Лучше обойти рынок несколько раз наметить несколько моделей подходящих вам, узнать стоимость подержанных автомобилей. После того как определились, приступаем к осмотру.
Проверяем соответствие документов выбранному подержанному автомобилю. Сначала сверяем номера основных агрегатов в документах с номерами на самих агрегатах – кузов, двигатель. После этого проверяем данные техпаспорта – год выпуска авто, и дату регистрации, с маркировкой на самом автомобиле.
Далее после всех выполненных процедур описанных выше приступаем к внешнему осмотру автомобиля.
При этом важно, что бы автомобиль был вымыт, так как за грязью владелец может попытаться скрыть небольшие дефекты лакокрасочного покрытия. Для осмотра встаньте вдоль правой или левой стороны автомобиля спереди (сзади), и присев на уровень поясной линии кузова внимательно осмотрите покрытие. В случае проведения кузовных работ все изъяны будут видны. После чего выбрав по аналогичному методу точку обзора, осмотрите поверхность крышки багажника, капота, и крышу. Так же при осмотре используйте подготовленный заранее магнит. О геометрии кузова свидетельствует состояние дверей. Для этого необходимо все двери открыть и закрыть с одинаковым усилием. Если звук закрывания дверей разнится, и одна дверь требует большего (меньшего) усилия, значит большая вероятность того, что кузов по тем или иным причинам поведен. Для того что бы определить перекрашивался автомобиль или нет необходимо немного отвернуть уплотнительные резинки на дверных проемах, крышке багажника, под подкрылками. Если есть отличия в цвете – авто перекрашивалось. Обязательно осмотрите подкапотное пространство и лонжероны. Если имела место деформация и последующая рихтовка, металл местами будет смят, и будут иметься сколы краски. Под уплотнителями зачастую от скопившейся влаги появляется коррозия, что свидетельствует о плохом уходе и хранении автомобиля.
Осмотр салона
После осмотра экстерьера приступаем к осмотру салона при выборе подержанного автомобиля. В первую очередь садимся на сидения и проверяем работоспособность всех регулировок. При работе механизмов не должно быть никаких люфтов и заеданий. Обшивка должна быть целой без дыр и латок. Далее очередь места водителя. Проверяем работоспособность всех органов управления. Обязательно должны работать все сигнальные лампы при включенном зажигании, особенно лампа датчика давления масла. Для проверки внешних световых приборов необходимо самостоятельно их включать и убеждаться, выйдя с салона в их работоспособности. Не забудьте проверить работу и стеклоподъемников даже если они механические. Не поленитесь заглянуть и под коврики салона. Если там есть влага, это значит, уплотнители пропускают воду, или же патрубки на печку имеют подтекания. Для того что бы проверить реальные ли показатели одометра или накрученные, взгляните на накладки педалей. Если резина заметно изношена, а владелец клянется что авто практически не ездило, а стояло в гараже не верьте. Можно в солнечную погоду взглянуть на лобовое стекло, выйдя из салона. Если став сбоку под углом к стеклу вы сможете заметить потертости от дворников значит авто точно прошло километраж измеряемый шестизначными числами.
Подвеска и тормоза
После салона необходимо проверить работу подвески. Не всегда когда хочешь купить подержанный автомобиль, может появиться возможность использовать специалиста и смотровую яму. Рассмотрим вариант самостоятельного осмотра подвески. Сначала взгляните на покрышки. Если они имеют неравномерный износ, это свидетельствует о проблемах с геометрией подвески. Важным элементом при осмотре является процедура проверки амортизаторов. Для этого необходимо качнуть авто над каждым из колес поочередно. При этом качания кузова должны прекратиться уже на 2-3 раз. Если авто качается длительное время, значит амортизатор выполняет роль металлолома. Загляните под днище и визуально убедитесь в том, что амортизаторы сухие и не имеют подтеканий жидкости, и повреждений корпуса, а резиновые отбойники и пыльники, целые без растрескиваний и порывов. Стоит взглянуть и на состояние тормозной системы. Хотя если авто уверено тормозит в движении, можно пропустить этот этап. Но для справки следует помнить, что диски должны иметь толщину не менее 11 мм, а накладки на колодках не менее 5 мм. Кстати заметный бортик на дисках видимый глазу образуется если авто прошло более 100 тыс. км. Руль не должен иметь большого свободного хода и люфта. Кроме внешнего осмотра шарниров рулевого управления, сожмите чехлы на них пальцами, если под ними обнаружится смазка, значит, в скором времени шарниры необходимо будет заменить.
Осмотр двигателя
Внимательно осмотрите все соединения, они не должны иметь подтекания масла. Внимательно осмотрите шланги системы охлаждения, и топливопроводы. Достав масляный щуп на холодном двигателе, убедитесь, что маслом мотор заправлен в необходимом количестве. Кроме этого внимательно осмотрите масло на щупе на предмет нахождения в масле мелких частиц грязи (сажи), металла. Если таковые присутствуют, это значит, что вкладыши коленвала изношены. В радиатор (расширительный бачок) так же следует заглянуть. Во-первых, в системе должна быть охлаждающая жидкость, а не вода. Во-вторых, жидкость не должна быть с ржавчиной или маслом. Если следы ржавчины присутствуют вокруг крышки радиатора, или же вокруг крышки расширительного бачка это однозначно указывает на перегрев мотора. Далее следует осмотреть заливную горловину для масла. На крышке не должно быть черного налета. Если он присутствует, это говорит о нарушениях в работе системы смазки, или использовании масла неподходящей марки. Так же это может быть свидетельством того, что масло длительный срок не менялось, или двигатель был перегрет.
Заводим мотор
Заводите двигатель самостоятельно. При этом включив зажигание, убедитесь и разберитесь какие лампы и датчики сработали (загорелись), а какие нет. После заводки проконтролируйте состояние двигателя посредством панели приборов: должна погаснуть лампа давления масла, зарядки АКБ. Для осмотра двигателя его необходимо прогреть до рабочей температуры. После этого попросите, кого-то сесть за руль и резко нажать на педаль газа до упора. Сами же в это время подставьте руку с светлой тряпкой к выхлопной трубе. Если на ней будут масляные пятна, значит, двигатель имеет технические проблемы. Так же раз уж находитесь около выхлопной трубы проконтролируйте и работу мотора по выхлопным газам. Если при нажатии на педаль газа с трубы идет беледно-сизый дым значит все нормально. Если дым черного или синего цвета значит двигатель, имеет проблемы. В первом случае неисправна система подачи топлива, а во втором случае в камеру сгорания попадает масло. Если же идет дым белого цвета значит вместе с топливом, сгорает тосол, что недопустимо. Но в мороз и сырую погоду судить о состоянии двигателя по таким критериям некорректно. Послушайте работающий мотор. На холостых он должен работать устойчиво с небольшой вибрацией. Обратите внимание на маслозаливную горловину. Если из-под нее идут газы, значит, поршневые кольца изношены, либо нарушена вентиляция картера. Стук работающего мотора может свидетельствовать о серьезных неисправностях. Ток воды в радиаторе должен быть ровным на холостых оборотах, а при резком нажатии на педаль газа вода не должна выплескиваться через края заливной горловины. Если это происходит, значит, система где-то забита.
Если вышеперечисленные операции дали положительный результат, и вы присмотрели несколько автомобилей, но не знаете какой выбрать. И стоимость подержанных автомобилей, которые вы осмотрели и протестировали, вас устраивает, то для окончательного выбора стоит опробовать их в движении.
Во-первых, следует обратить внимание на усилия, затрачиваемые для переключения передач. Рычаг должен двигаться легко без усилий и четко фиксироваться. Если автомобиль заднеприводный и при движении с места слышится металлический стук, значит, изношена крестовина карданного вала. Во-вторых, необходимо остановиться на подъеме и проверить работоспособность стояночного тормоза. Если на автомобиле установлена коробка автомат, то ее необходимо включить в положение «D» и отпустить стояночный тормоз. При этом авто должно оставаться на месте. Но при легком нажатии на педаль газа оно должно тронуться с места. После троганья на подъем вперед, следует проделать аналогичные процедуры и на задней передаче. Если авто не трогается плавно, а требует значительного повышения оборотов двигателя значит коробка автомат имеет заметный износ и вскоре вообще откажется подниматься на горку с места без ремонта.
Аналогичную проверку для АКПП необходимо выполнять и на ровной дороге. Для этого включаем рычаг в положение «D». После чего одной ногой держим тормоз, а второй резко жмем на газ. Если авто сразу глохнет автомат исправен. Если нет сразу же сбрасываем газ и ставим рычаг в положение «N» или «Р», дабы не изнашивать и без того изношенные механизмы АКПП.
Необходимо в движении проверить и работу тормозной системы. Для этого разогнавшись резко жмем на тормоз, а затем осмотреть следы, оставленные каждым из колес. Они должны максимально совпадать по длине тормозного пути. Кроме этого автомобиль не должен уходить в какую-то одну сторону. Если авто оборудовано системой ABS, то даже при экстренном торможении оно должно откликаться на повороты руля. При плавном нажатии на педаль тормоза она не должна проваливаться, не должно ощущаться толчков.
При обычном движении на ровной дороге ненадолго отпустите руль и посмотрите, держит ли автомобиль ровную траекторию движения. Если нет, значит, геометрия подвески и рулевого управления нарушена. При движении по небольшим неровностям подвеска не должна издавать металлических стуков. Если это наблюдается, значит, изношены резиновые втулки шарнирных соединений, амортизаторов, тяг, стабилизаторов.
Видео — выбираем подержанный автомобиль
Заключение!
Пользуясь такими нехитрыми советами, вы с большой долей вероятности, сможете сделать правильный выбор подержанного автомобиля, который будет вас радовать не один год.