Сам себе колорист: покраска дисков своими руками
Любой ремонт автомобиля — мера вынужденная. От хорошей жизни и от нечего делать никто не станет тратить время и деньги на замену или восстановление деталей. Это касается чего угодно, только не колесных дисков. Кроме того, что они несут огромную нагрузку в техническом плане, диски предоставляют широчайшие возможности для изменения внешнего вида автомобиля. Причем они могут как подчеркнуть выигрышный дизайн кузова, покраску, качество отделки, так и напрочь испортить впечатление от машины. Оббитые и неухоженные диски, какие они бы ни были — литые либо стальные магниевые, не перекроются даже идеальным состоянием кузова. Менять диски слишком часто — дело накладное, поэтому, если диск находится в удовлетворительном техническом состоянии, остается только одно — красить.
Чем покрасить колесный диск
Вариантов покраски колесных дисков столько же, сколько и типов красок в природе. Только все способы для диска не подойдут — условия эксплуатации больно уж специфические, и требуют, чтобы покрытие диска было достаточно прочным (камни, пыль сколы), не боялось минимальных химических воздействий (соль и химическая гадость зимой), а также имело презентабельный вид и сохраняло его настолько долго, насколько это возможно.
Традиционно сложилось, что для окраски дисков применяют несколько видов покрытий:
- Полимерное покрытие — порошковая краска. Один из самых надежных видов окраски диска.
- Акриловые краски — дешевле, тоже практично и выгодно тем, что покраска дисков своими руками не займет много времени и применяется для всех металлических поверхностей.
- Жидкая резина — новое слово в покрытии дисков. Спорный, но популярный материал окраски.
- Обычные автомобильные пентафталевые краски, нитрокраски и лаки.
- Хромирование диска или покраска в хром.
Видеоурок о том, как покрасить колесные диски за 5 минут
www.youtube.com/watch?v=lqPBid_wR9o
Рассмотрим каждый из этих способов и постараемся выяснить, какой из них наиболее рациональный, какой подойдет для покраски в гаражных условиях, какой самый эффективный и для какого вида дисков.
Покраска диска своими руками баллончиком
Самый простой и доступный метод окраски дисков — применение краски в аэрозольных баллончиках. Такая окраска подходит для всех видов колесных дисков — стальных штампованных, титановых, литых, магниевых. В продаже появилось достаточно видов и цветов красок для того, чтобы угодить самому требовательному покупателю. Лакокрасочное покрытие, нанесенное таким методом, будет уступать по качеству и долговечности другим способам окраски, но безусловным преимуществом его является доступная цена и возможность окрасить диск в два цвета. Технология подготовки поверхности под покраску мало чем отличается от других способов, поэтому и для такой относительно несложной работы тоже нужны некоторые навыки.
В первую очередь разберемся с материалами и инструментом, который понадобится при проведении работ. Если и придется докупать кое-какое оборудование, то это вложения не одноразовые. Все может понадобиться позже, поэтому жадничать не стоит. Инструмента много не бывает.
Краска и грунтовка. Желательно покупать лак, краску и грунтовку одной и той же фирмы, поскольку могут возникнуть несоответствия в составах, покрытие может получить врожденные дефекты, а нам этого не нужно. Рассчитать количество краски довольно просто по инструкции на баллончике, но стоит подумать о запасе. Всякое бывает.
Вспомогательные материалы. Из дополнительных материалов будет необходим малярный скотч, наждачная бумага фракций 300-600, строительный нож, растворитель. Если есть доступ к пескоструйному аппарату — прекрасно, но если нет, тогда в основном придется зачищать поверхность руками. Насадки для шлифовки на дрель помогут не всегда.
www.youtube.com/watch?v=UaYz2T7TO9o
Стоит подумать также и о технике безопасности. Если работы проводятся в помещении, то оно должно обязательно проветриваться, а при покраске нужно пользоваться средствами индивидуальной защиты — респиратором и перчатками. Когда весь инструмент собран, можно приступать к подготовке поверхности.
Подготовка поверхности
Покраска дисков баллончиком не требует демонтажа резины, но если есть желание нанести полный слой на диск, то шины придется демонтировать. Если нет, тогда просто изолируем шину от диска при помощи скотча и полиэтиленовой пленки. Перед тем, как начать грунтовку, диск следует тщательно подготовить. Поверхность сначала тщательно отмывается от загрязнений и битума. Как лицевая, так и внутренняя сторона.
Для этого подойдет любое моющее средство, а мыть лучше щеткой. После этого нужно удалить старое лакокрасочное покрытие. Можно применить химические средства, если знаете состав старой краски. Но, как правило, старое покрытие удаляется механическим методом.
Вначале проходим всю поверхность крупной наждачной бумагой, затем уменьшаем фракцию, и в конце еще раз проходим мелкой бумагой, чтобы убрать крупные царапины. Следите за тем, чтобы старая краска не осталась нигде, иначе она может поднять новый слой, а тогда всю работу придется переделывать заново. После подготовки поверхности промываем ее водой, просушиваем и наносим растворитель, чтобы обезжирить диск как можно тщательнее.
Нанесение грунтовки
Грунт необходим для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия с диском, для предотвращения коррозионных процессов, а также он поможет скрыть мелкие дефекты поверхности. Если есть крупные сколы на литом диске, к этим местам нужно присмотреться очень внимательно, поскольку сплав может пустить микротрещину. Если ничего подобного не обнаружено, то глубокие сколы или вмятины можно скрыть полимерной двухкомпонентной шпаклевкой. Это сделать несложно при помощи мягкого шпателя, а после затвердения материала поврежденное место аккуратно зачищается мелкой наждачной бумагой.
www.youtube.com/watch?v=0kJNJArd5aY
Нанесение грунта начинаем с внутренней поверхности диска. Распыляем материал с расстояния 30-40 см горизонтальными возвратно-поступательными движениями. С первого раза не получится — получится со второго, здесь ничего сложного нет. Главное — не перелить грунт, иначе он начнет стекать, образовывая потеки. Тогда придется перекрашивать всю поверхность. Но и жадничать не стоит. Нужно нанести грунт в три слоя. И так, чтобы он покрыл всю поверхность без исключения и равномерно. Скорость высыхания у каждого грунта своя, но в любом случае лучше воспользоваться строительным феном или любым другим устройством, катализирующим процесс высыхания.
Нанесение красок и лакировка
Перед тем, как покрасить диск, убедитесь в том, что грунтовый слой высох полностью. Процесс нанесения краски из баллончика не отличается от процесса нанесения грунта, разница лишь в том, что если вы запустите потек, то придется переделывать всю работу полностью, начиная с удаления грунта. Да, такая нелегкая и ответственная работа у автомобильных маляров. Краска тоже наносится в несколько слоев до полного перекрытия грунта и как можно равномернее.
Когда краска высохнет, можно, но необязательно, нанести защитный бесцветный лак. Хороший лак укрепляет поверхность, а плохой делает вид, что укрепляет, но тот и другой хоть немного, но защищают краску от сколов и мелкого дорожного абразива. Лак сохнет немного дольше, чем краска, поэтому это надо иметь в виду. Не стоит сразу устанавливать свежеокрашенные диски на автомобиль, если нет условий для принудительной сушки. После полного высыхания диск можно отполировать пастой. Она снимет мелкие неровности и даст еще больше глянца.
Порошковая покраска дисков
Покрытие поверхности легкосплавных дисков полимерным слоем в корне отличается от окраски баллончиком как по качеству, так и по цене. Технология, естественно, тоже другая. Смысл порошковой покраски заключается в создании прочной полимерной поверхности любого цвета, любой фактуры. Это может быть стандартный глянец, благородные матовые поверхности, муар, шагрень, металлик. Выбор оттенков тоже ограничен только вашим вкусом и фантазией.
www.youtube.com/watch?v=x2mvwR1D8Lo
Порошковая покраска подразумевает полимеризацию окрашивающего слоя под воздействием высокой температуры. Порошок наносят на подготовленную поверхность в сухом виде, а затем помещают в специальный термошкаф, где и происходит полимеризация материала. Процесс во многом похож на кустарную окраску, но есть и существенные различия начиная с этапа подготовки.
Подготовка поверхности проводится более тщательно и включает в себя несколько этапов химической обработки — травление, фосфатирование и другие виды химической очистки, которые недоступны в гаражных условиях. Грунтуют колесные диски также не простыми грунтами, а эпоксидными или эпоксидно-цинковыми. Порошковая краска напыляется специальным оборудованием, которое обеспечивает равномерность распределения краски и выполняется по электростатическому принципу. После этого диск помещается в камеру для полимеризации.
Жидкая резина, хромирование и другая экзотика
Покраска дисков жидкой резиной одно время была очень популярной. Метод нанесения материала ничем не отличается от нанесения обычной краски в баллончиках, а свойства жидкой резины моментально застывать и образовывать слой, напоминающий слой тонкого каучука, привлекали тем, что его можно было в любой момент безболезненно удалить. Выбор цветов так же велик, как и у обычной краски, но по цене материал дороже, а по прочности он значительно уступает акриловым краскам.
Покраска дисков под хром — тоже своего рода имитация хромированной поверхности. По-настоящему провести хромировку или никелировку диска доступно не всем, поскольку процесс дорогой и выполняют его только в специализированных мастерских.
www.youtube.com/watch?v=7lP6qRwpZag
Поэтому имитировать хромированную поверхность научили акриловую краску «под хром». Это та же краска в баллончике, только со специальными добавками, которые придают поверхности некоторую схожесть с хромом, нанесенным гальваническим методом.
Любой метод покраски колесных дисков будет уместен, если хозяин автомобиля имеет отличный вкус, здоровую фантазию и чувство меры. Экспериментируйте, и ваш автомобиль обязательно станет уникальным, ярким и достойным внимания.