Секреты водительского общения или условные сигналы и жесты водителей
Многие водители знают, как важно знать о дорожной ситуации на дороге. Особенно остро эта необходимость возникает при совершении потенциально опасных маневров (обгон, изменение направления движения, начало движения). Не редко бывают ситуации, когда все эти маневры необходимо выполнить в условиях плохой видимости. Иногда возникает необходимость предупредить водителя встречного транспортного средства о том, что у него не выключен поворот, не закрыта дверь, багажник, и т.д.
Для этого, а так же для того что бы облегчить движение по дорогам – сделать его более безопасным и культурным у водителей имеется свой набор условных сигналов и жестов. Предлагаем ознакомиться с основными такими сигналами.
Немного из истории условных сигналов и жестов
Стоит отметить, что подобный язык жестов и сигналов сложился с началом автомобилестроения по всему миру. Поэтому определить кто стал его родоначальником невозможно. При этом данный язык можно назвать универсальным, так как большая часть сигналов интернациональна и будет понятна автомобилистам практически любой страны.
В СССР приятно считать, что широкое применение и распространение такой язык получил чуть более 40 лет назад. При этом толчком к развитию такого общения послужила агитационная статья в одной из центральных газет, в которой сотрудник ГАИ осуждал водителей западных кап.стран за их манеру предупреждать других участников движении миганием фар о местах, где дежурят наряды дорожной полиции. Это не могло не спровоцировать применение такого сигнала и в нашей стране. Данный сигнал является наиболее распространенным в среде автомобилистов.
Условные сигналы водителей на дорогах нашей страны
Учитывая стремительные темпы автомобилестроения, и рост количества автомобилей на дорогах в последние годы кроме нескольких основных сигналов стали популярны и другие, которые перекочевали к нам с Запада.
Мигание фар
Кстати за границей мигание светом фар, не всегда обозначает пост ГАИ. Основное назначение данного сигнала – это предупредить встречного водителя о том, что на пути его движения имеется какая-то опасность (ДТП, зона ограниченной видимости, гололед, и т.д.).
На узких участках дороги где невозможно разминутся двум авто, и именно в данном случае ПДД не регламентируют порядок проезда, двойное моргание дальним светом сигнализирует, что водитель встречного авто пропускает вас. Проехав, не забудьте поблагодарить его за это. Обычно для проявления благодарности используется повсеместно следующий сигнал – одинарное (двойное) моргание аварийной сигнализации.
Если дальним светом моргает автомобиль едущий позади вас, значит, он просит уступить дорогу. Если справа от вас есть полоса для движения, значит, необходимо перестроится на нее, и пропустить автомобиль сзади. Однако если есть причины, по которым вы не можете это сделать – выполняете обгон транспортного средства, опережение автомобиля справа от вас, то включите правый поворот ненадолго. Это даст знать водителю автомобиля позади вас, что вы уступите ему дорогу при первой же возможности. Кстати такой сигнал – «уступи дорогу» в виде мигания светом фар используется в основном в постсоветских странах. В Европе для этого используют более тактичный сигнал – включение левого сигнала поворота.
Так же переменное включение ближнего и дальнего света фар сигнализирует о том, что вы слепите встречного водителя. Проверьте, не горит ли у вас дальний свет, и если это так, немедленно переключитесь на ближний.
Сигналы при помощи указателей поворотов
Включение кратковременно левого сигнала поворота у впереди идущего автомобиля сигнализирует вам о том, что в данный момент обгонять не стоит, так как спереди имеется какое-то препятствие или помеха. Если дорога чистая и ничего не мешает обгону то зачастую водитель впереди идущего авто включает кратковременно правый поворот. Обычно такие условные сигналы водителей используют большегрузные и длиномерные автомобили. Ведь они значительно закрывают обзор впереди для идущего за ними транспорта, а расстояние для их обгона нужно не маленькое. Хотя не стоит слепо доверять таким сигналам. Очень часто включенный сигнал поворота сигнализирует о том, что водитель просто забыл его выключить.
Случаи применения сигнала аварийной остановки
В случае если в движении на вашем авто возникла непредвиденная поломка или обстоятельство которое вынуждает вас немедленно остановить автомобиль, лучше всего сразу включить сигнал аварийной остановки, что бы предупредить других участников движения о вашей необходимости остановиться. Особенно важно использовать такой сигнал в условиях плохой видимости.
В европейских странах аварийку используют и еще в одном случае. Если водитель видит впереди затор на дороге или тянучку то он включает ее для того что бы предупредить всех следующих за ним участников дорожного движения. Это позволит всем участникам движения своевременно снизить скорость, не доводя ситуацию до аварии. После того как авто въедет в пробку следующее за ней авто включает сигнал у себя, и таким образом информация передается по цепочке к остальным участникам движения.
Условные сигналы при помощи стоп-фонарей
Последняя группа условных знаков на дороге между водителями – это сигналы с использованием фонарей тормоза. При непрерывном кратковременном вспыхивании на впереди идущем автомобиле стоп-сигналов это означает, держи дистанцию.
Условные жесты водителей на отечественных автодорогах
Кроме условных световых сигналов имеются еще и специальные жесты водителей при помощи рук.
Самым распространенным считается жест, при котором указательный палец или рука указывает на незакрытую дверь, или прижатый дверью ремень безопасности. При этом необходимо так расположить руку, что бы водитель встречной машины смог увидеть ваш жест. Для этого лучше всего, что бы привлечь внимание водителя использовать звуковой сигнал.
Если водитель встречного автомобиля хлопает ладонью по воздуху, значит, вам необходимо взглянуть в зеркало заднего вида. Так как ваш багажник мог открыться во время движения. И именно об этом вам и сообщил водитель встречного автомобиля.
Если водитель совершает круговые движения рукой и указывает при этом вниз, значит, у вас спустило одно из колес, поэтому как можно скорее остановитесь и проверьте все колеса на своем авто.
Часто бывает, что в сумерках в дальней дороге, глаза водителя привыкают к постепенно надвигающейся темноте, и он забывает своевременно включить габаритные огни или фары. Для напоминания об этом используется специальный жест рукой. Он символизирует мигающую лампочку и представляет собой периодически распрямляющиеся пальцы сжатые предварительно в кулак.
Очень часто бывает, что при обгоне водитель соседней машины указывает рукой (пальцем) на низ вашего авто. Заметив это лучше всего остановиться и выяснить причину такого поведения водителя в соседнем авто. Для этого необходимо осмотреть автомобиль снаружи и обязательно заглянуть под днище. Такая остановка впоследствии может предотвратить поломку с последующим ДТП.
Есть и неприличные жесты, которые, тем не менее, обозначают вполне мирные и цели и задачи. Так показав дальнобойщику, обычный кукиш вы укажете ему на то, что на тягаче или прицепе между спаренными колесами застрял булыжник. Это может привести к травмированию следующих за авто участников движения, и так же заметно снизить управляемость грузового авто на дороге. Второе дело поймет ли водитель грузовика, что вы ему хотели сказать или нет.
В качестве благодарности многие водители используют не аварийку, а поднятую вверх руку. Это так же обозначает «спасибо».
Если вы останавливаетесь перед пешеходным переходом для того что бы пропустить пешеходов как того требуют правила дорожного движения, а они не решаются переходить, махните им рукой. Лучше всего из открытого окна, так как блики солнца или уличного освещения могут не позволить им разглядеть ваш жест за лобовым стеклом. А звуковой сигнал может напугать или вызвать негативные эмоции.
Сигналы при помощи клаксона
Кстати о звуковом сигнале. Согласно правил дорожного движения его можно использовать в случае необходимости предотвратить возможную аварийную ситуацию на дороге. Однако в нынешние времена звуковой сигнал используют зачастую совсем в иных целях. Это и выражение недовольства другими участниками дорожного движения, перебегающими в неположенном месте пешеходами. А многие и просто сигналят потому что проходящая мимо девушка пешеход, или девушка в соседнем авто за рулем симпатичны. Это конечно в некотором смысле засоряет эфир общения и отвлекает участников движения от управления автомобилем. Но ничего с этим не поделаешь такие неординарные сигналы и жесты, не относящиеся к ситуации на дороге стали обыденным явлением, поэтому приходится с ними смириться и меньше на них отвлекаться.
Видео — сигналы водителей на дороге
httpv://www.youtube.com/watch?v=bA6b6XVuI2E
Заключение!
Вот собственно и все сигналы, которые можно встретить на отечественных дорогах. Однако помните, что не всегда применение указателей поворотов или аварийной сигнализации могут свидетельствовать об общепринятых сигналах. Поэтому прежде чем решиться на обгон фуры, у которой включен правый поворот, убедитесь в том, что встречная полоса свободна и лишь после этого начинайте обгон. Кроме этого все сигналы и жесты водителей в первую очередь направлены на безопасность и уважение участниками дорожного движения друг друга. Поэтому не злоупотребляйте подачей сигналов и не пытайтесь использовать их просто так. Так как это может ввести в заблуждение остальных участников дорожного движения и вызвать ДТП. Удачи на дорогах.