Полезные советы для автолюбителей

Применение тахографов на грузовых автомобилях: изменения закона в 2016 году

Первое января 2018 года для многих владельцев транспортных компаний наступило внезапно, причем летом. А именно — 1 июля 2016 года. С декабря 2015 года вступил в силу новый приказ Минтранса № 348 о вступлении в силу приказа №273. Вся эта канитель готовилась долго, но по каким-то причинам Минтранс все же решил перевести все грузовые автомобили и коммерческий пассажирский транспорт с аналоговых тахографов на цифровые. В декабре еще были надежды на то, что обязательное использование электронных тахографов вступит в силу с 2018 года, но в начале 2016-го все надежды рухнули. Те, кто не успел перевести автопарк на устройства нового типа будут иметь серьезные неприятности, убытки и штрафы, а эксперты поговаривают о том, что именно с первого июля применение тахографов в России, в частности, изменения 2016 года, приведут к росту цен на грузовые перевозки. Также они не исключают, что клиенты и партнеры будут испытывать трудности со срочными заказами. И все из-за этой маленькой коробки, которая называется тахограф.

С 1 июля 2016 года электронный тахограф с блоком СКЗИ должен находится в грузовом и пассажирском автотранспорте

С 1 июля 2016 года электронный тахограф с блоком СКЗИ должен находится в грузовом и пассажирском автотранспорте

Тахографы на грузовые автомобили: зачем это нужно

Тахограф — это бортовой самописец, который работает и днем, и ночью, без праздников и выходных. Он ежесекундно фиксирует всю информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте и главное, в его задачу входит фиксация времени, проведенного водителем за рулем и времени, потраченного на отдых. Водительский организм не железный и он может нормально функционировать только определенное время, после чего ему нужен отдых. Тахограф четко фиксирует количество часов, которые водитель потратил на работу и на отдых. Пресечь нарушения устройство пока не может, но доложить куда положено тахограф обязан. В случае нарушения водителем скоростного режима или режима работы, работник будет наказан либо органами дорожного надзора, либо в своей организации. А она обязана контролировать данные тахографа после каждого рейса.

Изначально тахографы были аналоговыми и снимали всю информацию, необходимую для составления полной информации о рейсе, с аналоговых датчиков. Носителем информации в таких устройствах был картонный диск, тахошайба, которую готовил к рейсу и заполнял сам водитель. Точность выходной информации с таких приборов была посредственной, да и после ДТП считывание данных было зачастую невозможным — устройство могло повредиться. К тому же за длительный срок использования таких приборов водители научились запросто изменять показания, поскольку дату и время они проставляли сами. В Европе аналоговые тахографы запрещены еще с 2006 года. С этого же периода все новые грузовики, выпущенные в ЕС, стали оборудовать цифровыми тахографами, которые соответствуют европейским нормам учета данных.

После вступления закона в силу, ожидаем повышения цен на грузоверевозки

После вступления закона в силу, ожидаем повышения цен на грузоверевозки

Тахография в России. Начало

Европа еще в 70-е годы забила тревогу, поскольку количество ДТП с участием водителей грузовиков стало критическим. Были необходимы методы контроля режима работы водителя, а аналоговый тахограф стал как раз подходящим инструментом. Штрафы за нарушение режима работы и отдыха в Европе до сих пор сумасшедшие. К примеру, с водителя могут запросто снять до 2 тысяч евро, а с хозяина предприятия в четыре раза больше в том случае, если водитель нарушил режим работы, превысил скоростной режим или проехал более 1 тыс. км без остановки на шестичасовой отдых. В результате количество смертей в ДТП снизилось на 56%, а количество аварий сократилось на 23%.

В РФ об этом задумались несколько позже, только в 2014-м, а с апреля 2015 года установка тахографа на грузовики и автобусы стала обязательной. Закон вступил в силу совершенно неожиданно для многих, поскольку инфраструктура была абсолютно не готова к такому нововведению. Как результат, только в 2015 году было выписано более 300 тысяч штрафов и оформлено протоколов за отсутствие устройства на борту, а 10 тысяч водителей получили штраф за несоблюдение режима отдыха. Причем меры наказания только ужесточаются, поскольку перевозчики массово игнорируют приказ Минтранса. Несмотря на то что были внесены поправки в Федеральный закон о правилах безопасности движения, который должен был заработать с января 2016 года, ситуация изменяется вяло. Если присмотреться к этому закону, становится понятно, что несмотря на вид собственности, требования к автобусам и грузовикам стали еще жестче. Минимальный штраф за нарушение режима отдыха теперь составляет от 3 до 5 тысяч для водителя, а для хозяина предприятия — от 10 тысяч рублей.

Как работает тахограф

Как работает тахограф

Закон пытается приучить к тахографам не только кнутом, но и пряником. Есть мнение, что водитель может иметь определенную выгоду от наличия устройства на борту.

С 2016 года показания тахографа будут рассматриваться в суде, как доказательная база в спорных ситуациях, когда водителю, к примеру, инкриминируют превышение скорости.

С другой стороны, водитель, который мог уснуть за рулем и совершить трагическую ошибку по этой причине, ничего не сможет доказать, если тахограф покажет несоответствие время работы и время для отдыха применительно к конкретному ДТП. Не отдыхал шесть часов подряд, значит, мог запросто уснуть за рулем. В то же время, когда у водителя на руках есть информация о том, что он вовремя отдыхал и не превышал допустимое рабочее время, он свободно сможет это доказать.

Что такое цифровой тахограф и какая на него цена

Если аналоговый прибор представлял собой примитивный самописец с картонным диском, все это находилось под опломбированным спидометром, то современный прибор представляет собой стандартное по размерам 1-диновое устройство, напоминающее автомагнитолу 90-х годов. На лицевой панели находится монохромный дисплей и несколько кнопок для управления, устройство вывода информации и считывающее устройство, которое идентифицирует водителя по его личной тахо-карте. Конструкцией предусмотрена установка GPRS-модема для того, чтобы информация могла передаваться на контрольный сервер с возможностью хранения в течение нескольких лет. Тахограф также содержит датчик движения и специальный криптографический модуль СКЗИ (по внутреннему стандарту РФ) или модуль ЕСТР (по стандарту ЕС).

Модуль СКЗИ необходим только для работы в пределах РФ, а для международных перевозок используется исключительно криптограф европейского образца. Эта штука нужна для кодирования данных и она делает практически невозможным внесение каких-либо изменений в записанную информацию. Конечно, если есть большое желание, умение и оборудование, то с записанной информацией можно проводить любые манипуляции, но для большинства пользователей это либо слишком дорого, либо просто не имеет смысла. Цена тахографов с модулем СКЗИ (а именно на таких устройствах настаивает Минтранс и именно такие приборы должны быть установлены на все грузовые автомобили и автобусы с 1 июля 2016 года) практически неподъемная для физических лиц.

На фотографии рекламный проспект цифрового тахографа

На фотографии рекламный проспект цифрового тахографа

Стоимость установки одного прибора — 3 000 рублей, активация обойдется в 2 500 рублей, в такую же сумму выльется обязательная калибровка устройства. Карта водителя стоит 2,2 тысячи, а карта предприятия обойдется в такую же сумму. Цена тахографа Continental VDO DTCO 3283 составляет 40 000 рублей. К этой сумме еще нужно прибавить считывающие устройства, купить принтеры для распечатки данных, термобумагу и соответствующее программное обеспечение. В зависимости от модели устройства, общая стоимость установки цифрового тахографа может достигать 80-100 тысяч рублей. Тахограф без блока СКЗИ стоит на порядок дешевле, но и их использование уже запрещено. Теперь становится понятным, почему аналитики прогнозируют рост цен на грузоперевозки с 1 июля 2016 года.

Изменения в законе 2016 года. Аналоговый тахограф не пройдет

Согласно новому постановлению, все автомобили для коммерческих грузовых и пассажирских перевозок должны быть оборудованы цифровыми тахографами с модулем СКЗИ ( разрешенные модели указаны на сайте Росавтотранса) в сроки до 1 июля 2016 года. Следовательно, все аналоговые шайбовые тахографы, а также устройства, не умеющие считывать карты и подключаться к принтерам (это, как правило, азиатский стандарт), включая электронные тахографы без модуля СКЗИ, должны быть заменены. Это касается всех грузовых автомобилей и автобусов, занимающимися коммерческими перевозками. Здесь есть лазейка — если грузовик в собственности у физического лица, то использование тахографа, вроде как, необязательно. Однако для коммерческих перевозок все же необходимо оформлять ИП, что делает эту лазейку еще уже. Некоторые транспортные компании для оптимизации расходов практикуют такую штуку: оформляют грузовики, как собственность водителей. Но ведь и водитель не лыком шит — как только он увольняется с предприятия, автомобиль номинально остается в его собственности.

Видео: принцип работы тахографа

Росавтотранс не так давно опубликовал список исключений, то есть тех грузовых автомобилей, на которые необязательно устанавливать электронный тахограф. К ним относятся все учебные машины, но только в том случае, если на них не перевозятся грузы или пассажиры. Освобождены от тахографов автомобили, проходящие дорожные испытания, а также большая часть транспорта сельхозпроизводителей (машины для перевозки яиц, рыбы, птицы, удобрений). Также можно не устанавливать прибор на те автомобили, которые имеют допуски к международным перевозкам (согласно карте допусков). Но для этих грузовиков и автобусов обязательно наличие электронных тахографов, предусмотренных положением о нормах работы экипажей в странах ЕС (ЕСТР).

Теперь о штрафах. За отсутствие тахографа на борту автомобиля, на должностное лицо, ответственное за перевозку, накладывается штраф в размере 10 тысяч, а на водителя — 3 тысяч рублей. Юридическое лицо в этом случае будет оштрафовано на 30 тысяч. Если же тахограф по каким-либо причинам выключен или неисправен, размеры штрафных санкций не меняются. Так что с законом лучше не шутить, а оборудовать автомобиль правильным тахографом вовремя.

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Старый Land Rover Defender может воскреснуть под новым именем
Читать далее...
Lada 4×4 Urban вызвала удивление у венгров
Читать далее...
В России может начаться выпуск нового кроссовера Skoda
Читать далее...
Французы хотят создать конкуренцию Газели
Читать далее...
Porsche Macan: представлена самая мощная версия
Читать далее...
Renault будет давать гарантию на подержанные машины
Читать далее...
Синоптики рассказали, когда в Россию придет день жестянщика
Читать далее...
Дизельгейт: автор программы-обманки признал себя виновным
Читать далее...
Суд запретил рассказывать, где можно купить водительские права
Читать далее...
Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
2016 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...
КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью
0 Читать далее...
Рейтинг самых дорогих автомобилей
0 Читать далее...
Какая машина является самым дорогим джипом в мире
0 Читать далее...
КАК выбрать машину, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте