История автомобильного идола — Кэрролла Шелби
Задыхается, движется осторожно и медленно. Это Кэрролл Шелби – настоящая легенда в автомобильном мире. Как всегда, в черном стетсоне, он поднимает к софитам правую руку, отвечая тем самым на аплодисменты.
Очень удивительно, что он сейчас находится на презентации Shelby GT 500 Mustang 2013, поскольку буквально час назад был на больничной койке с давней болезнью на пару. Однако, в свои 89 лет он сам по себе поистине удивителен!
В течение 50 лет Шелби сражался с конкурентами и прочими неудачами. Вот почему для него сущим пустяком является отключение от системы жизнеобеспечения для появления на презентации авто. Для человека, отдавшего полностью сознательную жизнь, имя и репутация автомобилям — это дело плевое.
Начало восхождения
Шелби не любит смотреть назад, а смотрит только вперед и сосредотачивается на новом проекте, не застревая в прошлом.
Однако так как он производит необычайно удивительные автомобили в течение вот уже полувека, наверняка, не станет возражать против небольшого путешествия в прошлое. Ведь именно 50 лет назад первый Cobra смогла увидеть публика Нью-Йорка. Было это на стенде Ford.
Кэрролл начал создание этой машины в 1962 году, а ранее, в 50-х годах успел получить признание на мировых гоночных трассах. Среди других достижений на счету Шелби имеется победа в марафоне Ле-Мана, длившемся сутки, в 1959 году. Тогда он был за рулем автомобиля Aston Martin.
Кроме того, ему принадлежат 16 мировых и американских рекордов скорости на Austin Healey 100S (компрессорный с обтекаемым кузовом), участие в гонках «Формулы-1» 1958 и 1959 гг. и прочее.
Безусловно, он смог бы завоевать еще немало побед, однако у Шебли с 7-летнего возраста барахлило сердце, что в результате стало концом его карьеры гонщика. Потеряв возможность реализации своей страсти к подобным соревнованиям непосредственно за рулем, он открыл школу, где начал обучать гоночному мастерству, и стал строить автомобили. Ведь то, что сам он не мог ездить, вовсе не означало, что нельзя помочь другим делать это.
Вместо строительства машины с нуля (однажды он это сделал и по сей день жалеет), Шелби получил лицензию на ввоз AC Ace от AC Cars. В то время машина была оснащена 2-хлитровым бристольским двигателем, однако Шелби нужна была большая скорость, ведь он решил создать конкуренцию Chevrolet Corvette. И вот при помощи 2,6-литрового мотора Ford V8 на свет появился Shelby Cobra.
С таким движком, а затем с 289 и 427 моделями, этот автомобиль стал, и по-прежнему остается, одним из наиболее известных в мире спорткаров и наиболее опасной машиной в руках неопытного водителя. Кроме того, англичане из-за этой модели страдают вследствие ограниченной скорости. Автомобиль как-то поймали на скорости в 315 км/ч.
Постепенно расцветая от успеха, сотрудничество Ford-Shelby в течение нескольких десятилетий только расширялось. Они выпустили куцый Daytona Coupe, провокатор и угрозу самому Ferrari – GT40, а также чудовищный Shelby GT500 Mustang. Однако их было бы больше, если бы руководитель Ford не ушел в Chrysler. С ним же ушел и Шелби.
В период 1983-1985 гг. под названием Шелби вышла серия самых разных Dodge, однако ни один не смог стать классикой, как быстрые Форды. До тех пор, пока не был создан могучий Viper.
Шелби был приглашен в команду в качестве консультанта по динамике. Над культовым автомобилем всей Америки Шелби работал с Бобом Лутцем, Томом Гейлом и Франсуа Кастеном. По иронии судьбы, то единственное, что было способно затмить в Нью-Йорке юбилей Шелби, произошло в это же день. Это была презентация нового автомобиля SRT Viper.
Работа на себя
Насколько успешной ни была бы работа Шелби на других, он в 1999 году один раз попробовал поработать и на себя. Модель Shelby Series 1 с двигателем Oldsmobile превосходно выглядел, прекрасно звучал, был молниеносно быстрым. Однако вследствие огромных расходов и чересчур долгой бюрократической волокиты, которая была связана с перекупкой фирмы и сменой руководства, проект пришлось закрыть. Всего было выпущено лишь 240 автомобилей. Этой выручки не хватило на покрытие затрат на разработку. Шелби потратил на проект 8-мизначную сумму и решил больше никогда не делать проект в одиночку.
Спустя некоторое время Ford возвратился с заряженной моделью и вновь подписал контракт с Шелби, поскольку нуждался в его опыте по созданию быстрых автомобилей. В качестве первого совместного продукта выступил концепт-кар Shelby Cobra 2004. Через год появился восхитительный и грандиозный GR-1.
Первый современный Shelby Mustang GT500 вышел в продажу в 2006 г., оставаясь верным философии Шелби: «высокая динамика на малые деньги». С 5,4-литровым компрессорным мотором V8 мощностью 500 л.с. автомобиль стоил немного больше 40 тысяч долларов.
Данный автомобиль выпускался и сейчас выпускается отделением Ford SVT.
Shelby American Inc
Лучшие специалисты Дирборна имеют лицензию на употребление имени этого великого человека. Однако свой бизнес Шелби (Shelby American Inc.) также не стоит на месте. Компания по-прежнему выпускает нестареющие модели Cobra (289-ая и 430-ая), а также делает ежегодно примерно 500 автомобилей Shelby Mustang.
Любой клиент имеет возможность отправить в компанию стандартный Mustang либо попросить прислать дилера новый автомобиль прямо в мастерскую. Компания ставит подобранный апгрейд, начиная базовым GTS для V6 и заканчивая полномасштабным громогласным 800-сильным Super Snake. В дополнение включены апгрейд ходовой, кузова и мотора. Кроме того, имеется много дополнительных вещей, при помощи которых можно сделать автомобиль поистине уникальным.
Мы протестировали ранний демонстрационный Super Snake и были впечатлены отделкой, сборкой, управляемостью и динамикой.
Shelby Mustang является не просто стандартным автомобилем с полосками, новыми колесами и отличным наддувом. Специалисты оттачивают каждый нюанс (от двигателя до подвески, от кузова до тормозов). Автомобиль не оказался грубияном, а, наоборот, стал более собранным, проворным и более мощным.
Конечно, хочется испытать его на дороге или на треке в течение нескольких дней, однако уже можно сказать точно, что аппарат получился вполне успешным.
Впрочем, как и сам бизнес. Невзирая на трудности в прошлом, Джон Люфт, президент компании, полагает, что сейчас она находится в прекрасно форме. По его словам, бизнес держится на трех китах: сборка автомобилей, лицензия на бренд и автоспортивная мастерская.
Новая мастерская много значит для компании, поскольку дает компании возможность предложить хозяину любого мускул-автомобиля (не только Мустанга) добавить в свой автомобиль немного Shelby (динамометр до 2000 сил с 13 подъемниками). По всей видимости, вереница таких желающих является просто бесконечной, ведь мастерская забита автомобилями ни одного бренда. Причем над всеми трудятся инженеры Шелби.
Shelby Mustang постоянно движется вперед, улучшая имеющиеся продукты, планируя производство новых с большими мощностями и альтернативными энергоустановками. По словам самого Шелби, они построили уже парочку концептов электрических моделей Кобра. Однако он не думает, что это может стать основным бизнесом в ближайшем будущем. Он отмечает, что выхлоп их бензиновых двигателей является довольно чистым, поэтому бензин должен продержаться еще минимум 20-30 лет и пережить его.
Кроме того, Шелби не собирается отдавать лицензии на бренд кому бы то ни было, помимо Ford. Несмотря на то, что Шелди является самым долгоживущим пациентом с пересаженным сердцем во всем мире, в течение последнего года он прилично сдал.
Однако, сколько бы он еще не прожил, можно сказать точно, что этот человек всегда превосходит все ожидания. Его компания процветает, а наследие будет жить еще долго.
За 50 лет, конечно, не все его автомобили стали великими, однако все были увлекательными и яркими. Даже когда Шелби уйдет, его страсть и дух останутся жить вечно.
Если вы знаете еще что-то интересное о судьбе этого инженера, оставляйте комментарии на нашем сайте.
Видео: Ford Mustang Shelby GT500