Полезные советы для автолюбителей

Условия проведения и сроки программы утилизации автомобилей в 2023-2024 году

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Примерно так говорили очень высокопоставленные лица в правительстве РФ об отечественной автомобильной промышленности, но все же продлили сроки утилизационной программы ещё на 2023-2024 год. Термин «утилизация» сам по себе звучит не слишком обнадеживающе, но без этой меры, судя по всему, отечественный автомобилестроитель не сдвинется с мёртвой точки.

Программа утилизации надеется повысить спрос на автомобили отечественного производства

Программа утилизации надеется повысить спрос на автомобили отечественного производства

Зачем и как помогать отечественному производителю автомобилей

Статистика говорит, что официальных автомобильных заводов в России много. Если ей верить, то их число переваливает за 400. По факту на рынке мы видим десяток моделей, которые не обновляются десятилетиями и продаются только потому, что публика привыкла к тому, что отечественное — значит, самое недорогое. Нехорошая привычка, но факт остаётся фактом. ВАЗовские автомобили продаются хуже и хуже и об этом тоже говорит статистика. ИЖ, автомобильные заводы в Москве, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, да и в Тольятти практически полностью перешли на выпуск импортных автомобилей. Но этих мощностей явно мало, поэтому открыты и продолжают открываться все новые и новые заводы по крупноузловой сборке автомобилей Мицубиси, Мерседес, БМВ, Рено/Ниссан, всех корейских марок, практически всех китайских брендов. И это не считая стапельных черных предприятий, которые рассовывают по автосалонам свою продукцию из краденых машинокомплектов отвратительного качества.

Цели программы утилизации 2023-2024 года:

  • побороть негативные тенденции на современном отечественном авторынке;
  • стимулировать выпуск новых автомобилей;
  • повысить безопасность на дорогах;
  • сохранить рабочие места на заводах по сборке импортных машин на территории РФ;
  • поднять интерес владельцев к программам трейд-ин и программе утилизации;
  • помочь автомобилистам купить совершенно новый автомобиль, выпущенный на территории России.

Как должна работать программа утилизации

Идея программы утилизации на первый взгляд проста и понятна — потребитель сдаёт старый автомобиль взамен на скидку или сертификат, который эквивалентен определенной сумме. Эта сумма должна зачитываться в стоимость нового автомобиля, который выбрал покупатель. Изначально компенсация составляла от 30 до 90 тысяч рублей, а точная сумма зависела от модели техники. Программа заработала в 2010 году и в первые же месяцы показала как высокие результаты и высокий уровень заинтересованности публики, так и вскрыла определённые недостатки и подводные камни, которые не слишком-то афишировались. Стимул для замены старой машины на новую был, а продажи новой автотехники, которая попадала под программу утилизации, выросли на несколько пунктов.

На фотоснимке представлена схема омоложения автопарка РФ

На фотоснимке представлена схема омоложения автопарка РФ

В 2015 году кризис, обвал рубля, зарубежные санкции и лихорадка на авторынке отпугнули потребителя, да и самих производителей от продолжения программы. Тем не менее программа продлена на 2023-2024 год и будет действовать вплоть до начала 2023-2024 года. По крайней мере, об этом заявил глава Минпромторга РФ Д. Мантуров. Из бюджета государства было выделено десять миллиардов рублей на продолжение программы только на 2023-2024 год, а в 2010 году уже было выделено 11 млрд.

По прогнозам экспертов выделенной суммы должно хватить на 200 000 сертификатов. Если сопоставить эту цифру с количеством новых автомашин, получим около 15% от ежегодно обновляемого парка личного автотранспорта.

Что показала практика

По итогам работы программы 2010-2015 года уже сделаны некоторые выводы, которыми нельзя не поделиться. Это исключительно экспертная оценка, основанная на реальных отзывах покупателей, принимавших участие в программе утилизации. Но уже в первые дни работы программы начали всплывать недоработки и некоторые нестыковки.

В 2010 году каждый дилер отдавал за каждый сданный автомобиль в среднем 50 000 рублей. Не наличкой, а сертификатом, который должен был быть зачтен в стоимость нового автомобиля, участвующего в программе. Реально сумма получалась значительно меньше и пользователю приходилось платить наличными деньгами некоторую часть «сертификационной» суммы. Дело в том, что не каждый автомобиль, который хотели сдать в утиль, мог передвигаться своим ходом, а это значит, что владелец должен был за свой счёт оплатить погрузку, разгрузку, эвакуатор, а на тот момент эта услуга стоила не менее 2000 рублей. Кроме того, сам процесс утилизации также стоил определённую сумму, которая должна была быть оплачена владельцем в пользу организации, проводящей физическую утилизацию техники. Семь тысяч рублей. Такая сумма была названа утилизационными компаниями за одну единицу техники. Но и это не все — как оказалось, с суммы в 50 000 рублей владелец должен был заплатить 13% налога. Следовательно, 50 000 безналичных рублей оборачивались владельцу в 20-25 тысяч живых кровных рублей. Ловко.

Пора в утиль

Пора в утиль

В первые же месяцы покупатели столкнулись с нехваткой утилизационных центров. Схема работы была продумана так: владелец своими силами доставляет автомобиль дилеру, а тот, в свою очередь, берет на себя расходы по доставке автохлама в пункт утилизации. На тот момент центры были только в 49 регионах и очень многим дилерам приходилось раскошеливаться на доставку машины в соседнюю область, а это было очень недешево. Государство же предусматривало не более 5 тысяч расходов на один автомобиль, а реальные расходы дилера были гораздо больше.

Одним из обязательных условий участия в программе утилизации было снятие автомашины владельцем с учёта в ГИБДД, но на тот момент ещё действовала привязка регистрации машины к месту жительства. Для многих это было проблемой, кроме того, чтобы передать авто дилеру, необходимо было оформлять генеральную доверенность. Цена услуги на тот момент составляла до 1000 рублей, а процесс занимал полдня.

Ещё одной неприятной стороной программы было то, что около 10-15% утилизированных автомобилей всплывали на вторичном рынке если не России, то стран СНГ.

Для кого-то это была головная боль, а для кого-то неплохой бизнес. Продавались не только машины целиком, но и узлы, агрегаты, отдельные детали, части салонов, словом, все, что можно купить на разборке. Санкции за подобные нарушения не предусмотрены. Ещё один подводный камень программы — активизация мошенников. В одном из южных регионов нашелся предприимчивый парень, который принимал у населения автомобили под вывеской программы утилизации, обещая вернуть деньги наличными на следующий день после приёма машины. Естественно, никто этих денег так и не увидел, а мошенник разбогател на полтора миллиона рублей. Это не единичный случай. Конечно, эти случаи не носили системный характер и многие получили новые автомобили, но ряд проколов со стороны организаторов программы все же остался.

Проведение программы утилизации в 2023-2024 году: процедура, оформление, акции

Схема и процедура остались прежними, но появились некоторые нововведения в условиях участия в программе. Плохо то, что государство так и не взяло на себя расходы на оплату услуг по утилизации и покупателю по-прежнему придётся платить из своего кармана не менее 10-17 тысяч. После того, как все формальности будут утрясены, покупатель получает сертификат и может использовать его при покупке автомобиля в одном из салонов дилеров, принимающих участие в акции.

Подводные камни программы - когда детали автомобиля, сданного в утилизацию, продают на разборках

Подводные камни программы — когда детали автомобиля, сданного в утилизацию, продают на разборках

Но есть и приятные моменты. К примеру, в 2023-2024 году можно провести процедуру без особых временных затрат. Достаточно иметь на руках оригинал техпаспорта (ПТС) и свидетельство о регистрации. В этой акции принимают участие салоны, которые работают по схеме трейд ин. Остаётся найти такой автосалон, выбрать понравившийся новый автомобиль, а процесс утилизации возьмёт на себя дилер, правда, не бесплатно. Сумма, указанная в сертификате, станет меньше на 10 000 рублей. Эти деньги будут направлены на оплату услуг центра утилизации.

Размер компенсации за сданный в утиль транспорт зависит от его типа. Так, за легковушку государство отдаёт сертификат в 50 000 рублей, внедорожники и лёгкие грузовики оценены в 90 000, а крупнотоннажные грузовики и автобусы весом более 2,9 т меняют на сертификат стоимостью в 350 тысяч рублей. Однако и в этой схеме есть свои градации. К примеру, полуторка может быть обменена на сертификат номиналом в 200 000 рублей. Так, получив 170-200 тысяч за УАЗ-буханку или Газель, можно смело идти к дилерам ГАЗ или УАЗ, другие производители коммерческой техники пока не участвуют в программе.

Документы для участия в программе, модели и марки машин

Требования к автомобилю, подлежащего утилизации не слишком жёсткие и они выполнимы практически для каждого владельца — машина не может быть тяжелее 3 500 кг, выпущена не менее 10 лет назад, а срок владения автомобилем должен быть не менее года. Частично это сделано для уменьшения риска мошенничества со стороны организаций или частных лиц, которые могут скупать автохлам оптом, меняя его на новые машины по выгодным ценам.

Видео: Как работает программа утилизации

Со стороны частника для участия в программе необходимо подать гражданский паспорт, копию свидетельства о снятии машины с учёта в ГИБДД, подготовить доверенность на утилизационную организацию, приложить квитанцию об уплате пошлины на утилизацию. Кроме этого, необходимо составить договор с дилером о покупке машины, на которую распространяется акция. Это не все способы покупки автомобиля со скидкой, поскольку многие дилеры предлагают новые машины 2023-2024 модельного года без пробега и с удовольствием избавятся от них, предоставив ещё более комфортные условия покупки. Это для тех, кто не доверяет государственной программе утилизации.

В программе утилизации участвует не только ВАЗ, УАЗ и ГАЗ. Есть возможность купить любую машину, которая собирается на территории РФ официально, а это более десятка марок и более полусотни моделей. Только Тольятти предложило в этом году новые Весту и Икс-рей, которые по программе трейд-ин можно купить со скидкой в 40 000 рублей. Кроме трёх наших марок, есть возможность присмотреть модели от Ситроена, Пежо, Рено, Шкоды, Ниссана. В акции принимают участие также Форд и СанЙонг, Фольксваген и Опель. Наличие моделей, которые попадают под программу желательно заранее уточнять у конкретного дилера. К примеру, до конца 2023-2024 года можно запросто успеть купить новый SsangYong Actyon с выгодой 120 000 рублей, Ford Kuga 2.5 Trend будет дешевле на 100 тысяч, а скидка на Шкоду Yeti 4×4 составит не менее 130 тысяч по программе утилизации или 115 000 по схеме трейд-ин. Для всех автомобилей ВАЗ максимальная скидка на этом фоне составляет максимум 50 000 рублей. Сумма, откровенно говоря, не слишком стимулирует к покупке отечественного автомобиля, но решать какую именно машину выбрать, отечественную, или импортную, в конечном итоге будет не правительство, а потребитель, причём с калькулятором в руках.

  • Новости
  • Практикум
Обмен водительских прав без ГИБДД: уже с 1 ноября
Читать далее...
За тонировку — лишение прав. Законопроект готов
Читать далее...
Самая продаваемая марка в мире: это больше не Toyota
Читать далее...
Давка в ГИБДД Москвы: есть реакция властей
Читать далее...
Новая трасса Москва-Казань: подробности раскроют через месяц
Читать далее...
Завод Ford во Всеволожске встал из-за нехватки деталей
Читать далее...
Объявлены цены на новую Audi A5
Читать далее...
Aston Martin тоже переведут на электротягу
Читать далее...
В Монако на выставке предметов роскоши показали Lada 4×4
Читать далее...
Обновлённая Lada Largus: первое фото
Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2023-2024 года
0 Читать далее...
Рейтинг самых дорогих автомобилей
0 Читать далее...
КАК выбрать машину, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.
0 Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2023-2024 модельного года
0 Читать далее...
ЧТО нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит?, как долго взять авто в кредит.
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...