Рестайлинг: установка ксенона своими руками
Изменение характеристик головной оптики своего автомобиля может принести безусловную пользу в виде улучшения свойств светового потока. Но может и откровенно навредить — штрафы, лишение прав, впустую потраченные немалые деньги и моральный ущерб в виде рухнувших надежд на всесильный ксенон. Впрочем, обо всем по порядку. Мы расскажем о том, как сделать так, чтобы установка ксенона своими руками не превратилась в бесполезную трату времени, но перед тем, как что-то ставить, нужно вкратце знать, с чем мы имеем дело.
Чужие наступают
Ксеноновая лампа — абсолютно другой вид источника света в автомобильной оптике, поэтому к установке ксеноновых ламп нужно хотя бы немного подготовиться теоретически. Они действительно чужие. Они настолько непохожи на все другие автомобильные лампы, что греческое «ксенос» (чужестранец) им подходит гораздо больше, чем название инертного газа «ксенон», используемого в них. Впервые ксенон осветил дорогу перед BMW 7-й серии в 1992 году, а только через несколько лет Mercedes CL был выпущен с ксеноновыми фарами серийно. До ксенона автомобильные лампы имели нить накаливания, а то и две, ксеноновая светится по другому принципу. Здесь светится не нить, а инертный газ, которым заполнена колба лампы, а отсюда и все технологические трудности, с которыми придется столкнуться при установке ксенона на автомобиль.
Видеоурок по установке ксенона
www.youtube.com/watch?v=vxKiPfELn6c
Капризная штучка
Ксеноновая лампа за красивые глаза и за 12 вольт гореть не станет ни при каких обстоятельствах. Инертный газ может светиться только при условии подачи на электроды 300 вольт, но изменив характеристики тока, с ксеноном договорились на 85 В и изменили частоту на 400 Гц. Сейчас появляются ксеноновые схемы, способные работать от 42 вольт, поэтому следует обращать пристальное внимание на маркировку ксеноновых ламп. Они могут быть не взаимозаменяемы. Оказывается, для запуска ксеноновой лампе мало и 300 вольт. Для того, чтобы электрический заряд прошел между электродами, необходимо напряжение в 25000 вольт. Короткое, импульсное, но очень высокое. Вот почему установка ксенона своими руками не такой простой процесс, как может показаться. Что мы выяснили? Для установки лампы уже необходимо поставить инвертор, преобразующий бортовые 12 вольт хотя бы в 42 и устройство, которое генерирует высоковольтный импульс. Называется оно блок розжига. Этот блок может быть как внешним, так и интегрированным в лампу.
К большому сожалению, мы вынуждены разочаровать владельцев Жигулей, ВАЗ 2110, 2114. Об установке в штатную фару ксеноновой лампы и речи быть не может. Физически ее поставить можно, но толку от нее не будет никакого, один вред. И вот почему. У капризной ксеноновой лампы есть еще один каприз — свет от газа имеет очень короткую волну излучения, а поэтому он в несколько раз больше рассеивается на микронеровностях уже самой фары. Рефлектор такой фары попросту разбросает свет по сторонам, и его смогут по достоинству оценить только водители встречных машин, щурясь и проклиная вас вместе с вашим ксеноном. Рефлектор ксеноновой лампы должен быть идеально гладким. То же самое касается рассеивателя. Он должен быть идеально чистым изнутри. Стерильным. Никакого намека на пыль. Для сравнения можно взять рефлектор и рассеиватель на Форд Фокус 2 или Мазда 3, сравнить его с ВАЗовским. Комментарии излишни. Однако, есть еще один нюанс, и его нужно учесть, если вы хотите ездить с дальним и ближним светом фар.
Ксенон? Дайте два
www.youtube.com/watch?v=mFzk-ce5o3c
Именно два ксенона, а не один. Фокус вот в чем. Галогеновая лампа имеет, как известно, две спирали — ближнего и дальнего света. Когда мы включаем ближний свет, накаляется нить ближнего, так же и с дальним. У газоразрядной лампы такого быть не может по умолчанию. Она или горит, или не горит. Следовательно, для того, чтобы иметь полноценную оптику, нужно иметь по две ксеноновых лампы в каждой фаре. И здесь выход только один — биксенон. Та же самая ксеноновая лампа, но оборудованная специальным механизмом, который меняет режимы освещения — ближнего и дальнего света. Следовательно, биксенон только стоит, как два ксенона, а на самом деле это одна лампа, способная работать в двух режимах. Обычная ксеноновая лампа может хорошо себя чувствовать, если ее установить в противотуманки. Здесь не нужно никаких переключений, достаточно один раз отрегулировать, и в ПТФ лампа прослужит довольно долго.
Еще один немаловажный аспект, который нужно учитывать при самостоятельной установке ксеноновых фар. Экономический. Прямо скажем, это очень дорого. Порой даже слишком дорого, чтобы платить такие деньги за свет, пускай и очень эффективный. Никто никого не разводит, цена действительно диктуется массой аспектов.
Возьмем хотя бы перечень дополнительных приборов и устройств, которые нужно установить при переходе на ксенон:
- Как минимум две ксеноновые лампы. Дешевый китайский ширпотреб светит так же качественно, как и заря коммунизма, поэтому обращать внимание на них не стоит. Это не предвзятое отношение к братскому трудовому народу, а технически оправданное заключение. Дуга в ксеноновой китайской лампе нестабильна и светит туда, куда хочет. Юстировке она не подлежит. Хорошая лампа — дорогая лампа.
- Для того, чтобы преобразовать бортовое напряжение 12 вольт в необходимое для работы ксенона, необходимо установить инвертор. Прибор не из дешевых.
- Чтобы ксеноновая лампа запустилась, ей нужен импульс высокого напряжения, который вырабатывает блок розжига.
- Для того, чтобы этот ансамбль заработал, его нужно правильно закоммутировать, правильно закрепить блоки, правильно установить лампы, а если конструкцией автомобиля ксенон не предусмотрен, то придется устанавливать другую фару в сборе.
www.youtube.com/watch?v=srmkBUATLRg
При наличии непреодолимой тяги к ксенону, его можно установить и на мотоцикл. Штатно он не устанавливается, но все те же дополнительные приборы и устройства могут быть размещены под обтекателем или на раме любого мотоцикла, но есть одно ограничение — биксенон лучше не ставить, поскольку механические детали такой лампы не любят вибрации, от которой никуда не денешься на мотоцикле.
Ксенон не панацея. Если действительно есть необходимость в хорошем и ярком свете, то не нужно зацикливаться на дорогущем ксеноне. Галогеновая лампа последних поколений Philips WhiteVision показывает результаты, не уступающие ксеноновым лампам, а для ее подключения не нужно перелопачивать половину электропроводки. Это та же галогенка, но более мощная и технологичная. Так что есть повод задуматься, насколько такой рестайлинг целесообразен и насколько необходимо переходить на газоразрядный ксеноновый свет.