Средства для промывки кондиционера автомобиля своими руками
Первое широкое распространение кондиционер в автомобиле получил в 30-х годах XX века. На колеса кондиционер установили в пассажирский автопоезд. Позже системы совершенствовались и уже к 50-м годам устройство во всю устанавливали серийно в США, правда, на дорогие автомобили. Парадоксально, но пока проще систем автомобильного кондиционирования никто ничего не придумал. Поэтому и приходится мирится с неприятными особенностями устройства. Ничего не поделаешь, захочешь комфортных условий в салоне, придется выполнять все требования капризной климатической системы.
Обслуживание автокондиционера
При качественном обслуживании и нормальном уходе кондиционер может служить довольно долго. Это полностью замкнутая система, которая только принимает и отдает тепло. Но работоспособна она только в том случае, когда внутрь этой системы ничто не вмешивается. Достаточно контуру дать слабинку, и узлы начинают потихоньку выходить из строя. Не только из-за плохого ухода, но и из-за естественного износа. И вот тогда требуется полная промывка кондиционера.
Дело в том, что при физическом износе компрессора, а это единственная механическая составляющая системы, неминуемо образуются продукты износа. Это и мелкая стружка, и грязь, которая вызвана разгерметизацией контура, некачественный хладагент, неумелый ремонт со смешиванием разных марок фреона. На износ компрессора влияет также состояние поверхности конденсора и испарителя, магистралей и привода. Словом, замкнутую систему только тронь, и пойдет цепная реакция, которая может вылиться в дорогостоящий нежелательный ремонт.
Видеоролик по очистке автомобильного кондиционера средством LIQUI MOLY
www.youtube.com/watch?v=Gbq8Q63uAZw
Зачем нужна промывка кондиционера
Раз промывка, значит, удаление грязи. Откуда берется грязь, мы уже выяснили. В основном источником ее становится компрессор и после его замены или ремонта промывка магистрали и контуров попросту необходима. Иначе установка новых элементов не имеет никакого смысла — они моментально выйдут из строя в грязной системе. Поэтому оттуда нужно удалить грязное масло, шлаки и стружку. Производители запасных частей для систем кондиционирования настаивают на промывке перед установкой, в то время, как автопроизводитель вообще не рекомендует проводить промывку.
С одной стороны, не проведя очистку, мы теряем гарантию на заменяемую запчасть, а с другой стороны — производитель автомобиля не горит желанием, чтобы криворукий сервис угробил кондиционер. Нам, как пользователям, до этого дела нет, но главное — иметь гарантию того, что компания, которая берется за обслуживание системы, адекватная и отвечает за свои действия. Сервисного обслуживания не избежать, поэтому промывать будем.
Можно ли сэкономить на промывке кондиционера?
Услышав шум из компрессора кондиционера, каждый прекрасно понимает, что дело идет к ремонту. А особенно тогда, когда кондиционер работает все хуже и хуже. Возникает естественное желание сэкономить на сервисе и или отказаться от промывки и ремонта вообще (как делают перед продажей автомобиля), или провести промывку своими руками. Делов-то. Продаются специальные средства, которые подмешиваются к хладагенту, после чего кондиционер какое-то время крутит весь этот коктейль. После этого жидкость сливается, у себя в гараже мы заправляем новый хладагент народными средствами и с чистой совестью продолжаем эксплуатировать систему, даже не подозревая, осталась ли в системе грязь.
Такой ход экономически выгоден, но ведет к полной потере устройством работоспособности. Да, цена промывки будет в несколько раз меньше, чем в хорошем сервисе. Там за полную промывку с разборкой и заменой всех уплотнителей, а если нужно, то и испарителя, возьмут не меньше 10-15 тысяч. Но даже эта стоимость не сравнится с покупкой нового компрессора, который потянет тысяч на 30-40. А риск при промывке своими руками вот в чем.
www.youtube.com/watch?v=wWLlZSTyt_o
Ребята, которые занимаются автомобильными кондиционерами профессионально, встречаются с такими залежами шлака в системе, которые можно удалить только механическим путем и никакое волшебное средство шлак этот не растворит. Опасность промывки в гараже заключается не только в спорном качестве промывочных составов, но самое главное — в невозможности оценить визуально степень загрязнения системы. Теперь посмотрим, как эту операцию выполняют на СТО, учитывая все рекомендации автопроизводителей.
Промывка кондиционера автомобиля. Как это делают
Если промывочные жидкости, которые продаются в автомагазинах эффективными можно считать довольно условно, то на сервисах для этого пользуются профессиональными составами. Все эти жидкости сертифицированы и одобрены производителями, совместимы со всеми системами автокондиционирования.
От жидкости для промывки системы требуется вот что:
- она должна хорошо растворять грязь;
- быть полностью совместимой с элементами системы;
- не представлять опасности для здоровья;
- быстро высыхать;
- не оставлять следов и разводов;
- не оставлять осадков и не гореть.
Раньше для этого пользовались жидкостями дихлорметан R11, но несколько лет назад его запретили в связи с неблагоприятным воздействием на организм. General Motors допускает использование хладагентов R12, R134a, но практика показала, что они не удаляют полностью абразив и грязевые отложения. Наиболее распространенная жидкость для промывки — HCFC — 141B, или Dura Flush 141. Она совершенно безопасна и одобрена всеми производителями автомобилей.
www.youtube.com/watch?v=cthrkbBh_v8
А теперь посмотрим на алгоритм работ по промывке кондиционера:
- Удаляется из системы хладагент.
- Проводится тщательный осмотр системы.
- Снимается компрессор, осматривается и дефектуется.
- Демонтируются все элементы, которые подлежат замене или промывке.
- Подсоединяется устройство для промывки, радиаторы, трубки промываются составом в двух направлениях.
- Компоненты продуваются высушенным азотом тоже в двух направлениях.
- Заменяется фильтр-осушитель.
- Система собирается.
- Вакуумирование не менее 120 минут.
- Заправка системы маслом, хладоном и красителем.
Только таким образом можно получить чистую и на сто процентов работоспособную систему кондиционирования.