Моторное масло: какое лучше зимой — 5w30 или 5w40
О том, что работу любых трущихся деталей в двигателе автомобиля сложно представить без качественной смазки, знает каждый водитель. Если лет 15-20 назад выбора смазки для мотора практически не было, то сегодня европейские производители и их отечественные филиалы так насытили рынок горюче-смазочных материалов, что разобраться в таком разносоле может даже не каждый специалист. Раньше и технологии производства были другими, да и требования к маслу выросли, поскольку мощности моторов и их режимы работы уже не те. Как ни странно, сегодня даже технология производства смазки играет меньшую роль, чем её характеристики и свойства. Одна цифра в маркировке материала может менять очень многое, а на примере того, какое масло лучше зимой, 5w30 или 5w40, постараемся понять основные моменты, по которым мы выбираем смазку для двигателя.
Особенности маркировки современных масел, расшифровка
Каждый автомобильный двигатель требует индивидуального подхода при выборе смазки. Это связано с разными нагрузками на детали, к примеру, в турбированных и атмосферных моторах, в бензиновых и дизельных. Каждый двигатель имеет разную мощность, разные максимальные обороты, разный температурный режим. Можно только представить себе, какой бы хаос начался, если масла были не стандартизированы по классификации. Именно для упорядочения характеристик и свойств масел и облегчения их подбора существует несколько стандартизированных классификаций смазочных материалов:
- самый ходовой у нас — стандарт SАЕ, утвержденный Международным Обществом автомобильных инженеров;
- часто можно встретить классификацию по АРI, Американского института нефтяных продуктов;
- в Европе можно увидеть масла, классифицирующиеся по стандарту АСЕА, ассоциации автопроизводителей Европы;
- есть классификация и по стандарту Международного Комитета по стандартизации масел.
Часто на упаковках встречаются сразу несколько маркировок, чтобы облегчить выбор, но без знания базовых понятий осознанно выбрать между нашими маслами 5w30 и 5w40, особенно зимой, будет очень затруднительно.
У нас чаще всего используют классификацию SAE и именно ей мы и уделим максимум внимания. Вязкость масла — это основной сезонный параметр, тем не менее вязкость вязкости рознь. Самая популярная классификация делит все масла на три группы в зависимости не только от вязкости, но и от температуры, при которой эту вязкость измеряют:
- масла зимние, в их индексации обязательно будет литера W и одна цифра от 0 до 25;
- летние масла маркируются только цифрой от 20 до 60;
- самые распространённые масла в странах с неустойчивым климатом — всесезонные, они-то и обозначаются двумя цифрами, между которыми ставится литера W, к примеру, 5w30, 0w40.
Расшифровка предельно проста — первая цифра определяет зимнюю вязкость, вторая — летнюю и, несмотря на литеру w между цифрами, это масла всесезонные, а не зимние. Пожалуй, не стоит перегружаться лишними физико-химическими терминами и сложнейшими методиками, нам, как автомобилистам, достаточно запомнить несколько важных вещей на примере ходовых масел 5w30 и 5w40.
Видеоинформация о моторных маслах и их маркировке
www.youtube.com/watch?v=ukBIcnUr3f4
Чем масло 5w30 отличается от 5w40, разница и общие параметры
Важно понимать, что сегодня меньшее значение имеет тип смазки — синтетика, минералка, полусинтетика. Имея маркировку 5w30 или 5w40, масло будет отвечать важнейшим требованиям, одно из которых — температурная вязкость. Она влияет если не на все показатели двигателя, то на большинство — качество масляной плёнки, которая обеспечивает эффективную смазку между трущимися поверхностями, ресурс двигателя, фрикционные мощностные потери.
Вязкость оказывает влияние и на температуру работы двигателя, токсичность выхлопа, расход масла на угар. Вязкость же зависит не только от базового сырья, но и от вязкостных присадок, загустителей. Именно они формируют синтетические цепочки в структуре масла, а эти цепочки в определённых температурных диапазонах создают смазывающую плёнку разной толщины, масло становится то гуще, то более жидким в зависимости от температуры работы.
Говоря образно, чем больший диапазон зимних и летних температур у масла, тем длиннее синтетическая цепочка. То есть, в масле 5w30 она короче, в масле 5w40 — длиннее. А чем длиннее эта цепочка, тем масло изнашивается быстрее. Следовательно, 5w30 имеет меньшую вязкость и меньшую длину синтетической цепочки, 5w40 — наоборот. Теоретически, сороковка быстрее износится, чем тридцатка при одинаковой вязкости зимой, одинаковых производителях .
Ещё одно важное свойство масел — смывать с деталей продукты горения и механические примеси, которые неизбежно возникают даже в здоровом двигателе. Очистка компонентов двигателя — работа моющих присадок, причём эта присадка не должна влиять на вязкость. Моющая присадка обязана бороться с двумя типами отложений — высокотемпературными и низкотемпературными. Самые нежелательные первые, поскольку они образуются на юбке поршня фракции, мешающие нормальной работе цилиндро-поршневой группы. В результате кольца теряют подвижность и закисают в поршне, а это приводит к полной потере компрессии. Естественно, в этом случае сумасшедший расход масла и резкое падение мощности обеспечено. Низкотемпературные фракции, как правило, откладываются в поддоне, под клапанными крышками, на стенках и в маслопроводах блока цилиндров, а это уже полное безобразие — доступ масла к деталям перекрыт, масляное голодание может привести к заклиниванию мотора.
Конечно, это далеко не полный список присадок, которые разные производители вводят в состав своих масел. К примеру, масла Шелл Хеликс Ультра 5w30 декларируют очень эффективный холодный пуск и быструю подачу масла в систему. Прекрасно, но мы-то знаем, что холодный пуск, хорошее холодное давление и низкая вязкость — это показатель, который стоит в самом начале маркировки, 5W, поэтому подобные чудеса может предложить и Кастрол 5w30, и Мобил 5w40. Другой вопрос — это цена за бренд, которую клиент готов платить. Или не готов. Однако, бренды — это личные предпочтения каждого, а ресурсные испытания масел разных торговых марок регулярно публикуются в популярной автомобильной литературе.
Особенности использования масел 5w30 и 5w40 зимой
Первый и единственный советчик при выборе моторных масел — производитель автомобиля и вот почему. В каждом конкретном моторе существуют свои допуски по зазорам в жизненно важных участках — между гильзой и юбкой поршня, между коренной шейкой коленвала и вкладышем, между распредвалами и их постелями в головке блока. Причём эти допуски, зазоры, в современном двигателе измеряются долями микрона. Как раз эти значения и определяет производитель мотора. Каждый из этих зазоров обязан быть заполнен смазкой, иначе ускоренный износ и перегрев двигателя просто неизбежен. Теперь вернемся к толщине смазывающей плёнки, тем самым синтетическим цепочкам. Эта плёнка при любых температурах должна эффективно смазывать любое сопряжение и полностью исключать сухое трение.
Производитель в обязательном порядке проводит жёсткие тесты двигателя с использованием самых разных масел и отбирает наиболее эффективные, причём зачастую рекомендует даже бренд, а не только марку масла. Если использовать смазку, которая не соответствует рекомендации завода, последствия могут быть самыми разными. К примеру, если использовать масло с более высокой температурной вязкостью, в особо нагруженных местах толщина масляной плёнки может не соответствовать номиналу, что приведёт к возникновению сухого трения, пускай даже кратковременного. А это сильно повлияет на износ деталей двигателя далеко не в лучшую сторону.
www.youtube.com/watch?v=3FaX8XsEpKA
При низких температурах, зимой, особой разницы между характеристиками масел 5w30 и 5w40 может и не оказаться, если мы не имеем дело с высокофорсированным двигателем. Для наших марок масел с первым индексом 5W максимальная вязкость при -30°C составит 6600 мПа*с на проворачиваемость. Но как только двигатель прогреется до 100°C, вязкость будет разной — для тридцатки она составит от 9,3 до 12,5 мм2/с. В этих же условиях масло 5w40 покажет высокотемпературную вязкость от 12,6 до 16,3 мм2/с. Соответственно, изменится и толщина смазывающей плёнки, что не может не учитывать производитель.
Тем не менее для некоторых двигателей производитель допускает сезонное использование обеих марок масел — летом сороковку, зимой тридцатку и на это есть свои причины. Нормальная температура двигателя при работе колеблется в пределах 85-87 градусов, что и отображается на указателе температуры. Однако он показывает не температуру масла, а температуру антифриза, эти показатели могут существенно отличаться. При определённых условиях температура масла может достигать и 150°C, поэтому менее текучее, более вязкое масло здесь будет работать лучше, в этом случае 5w40 предпочтительнее, поскольку менее густое при пограничных температурах 5w30 не сможет смазывать детали эффективно.
Мешаем, доливаем и меняем масла 5w30 и 5w40
Часто, когда речь не идёт о полной замене масла на другую марку, встаёт вопрос о том, можно ли смешивать масла 5w30 и 5w40, долить одно в другое, залить одно вместо другого без промывки и на эту тему существует масса спекуляций. К примеру, если у двигателя с клапанной системой VTEC на Хонде, Тойоте, Мицубиси и их клонах предусмотрена смазка с низкой текучестью, это значит, что для конкретного мотора важно давление масла в определённом сопряжении, а это уже не вязкость, а немного другая история. Предписанные фирмой-изготовителем мотора смазки должны обладать высокой степенью текучести, при этом обеспечивать эффективную смазку даже при высоких температурах и на высоких оборотах. Поэтому при крайней необходимости и на пробег до 2 тысяч км эти масла можно свободно заменять.
Распространены также сказки о том, что если залит Кастрол 5w30, то никакой Мобил 5w30 доливать нельзя. Во-первых, современные производители достигли такого уровня качества смазочных материалов, что вопрос бренда — это вопрос личных пристрастий, в крайнем случае — вопрос рекомендации автозавода. Во-вторых, каждый старается просто долить свою фирменную присадку, которая стала бы магическим эликсиром для подуставшего мотора и рецептом вечной молодости для мотора без пробега. Если смешать Шелл с Кастролом одного класса, ничего страшного случиться просто не может, погибнуть может только уже до того убитый двигатель. В-третьих, любые масла одного производителя и одной линейки можно смешивать безо всяких опасений.
Если же говорить о смешивании масел 5w30 и 5w40 в зимний период, при низкой температуре, то ни о каких сложностях речи быть не может. Фактически это одно масло, поскольку зимняя вязкость абсолютно идентична, поэтому смешивать и доливать наши масла, особенно одного производителя, зимой можно запросто. Если же говорить о всесезонном использовании масел 5w30 и 5w40, то бывают ситуации, когда замена менее вязкого более вязким может быть даже необходима. Это связано с пробегом автомобиля, точнее, с уровнем износа деталей двигателя. Дело в том, что те самые зазоры между основными деталями в процессе эксплуатации увеличиваются, а менее густое масло просто неспособно заполнить промежутки между ними. Именно поэтому после солидного пробега и без капитального ремонта применение маловязкого масла вполне оправдано.
Что касается выбора масла по основе, то выбирать синтетические, полусинтетические или минеральные масла приходится, руководствуясь многими обстоятельствами. Цена минералки — самая низкая, синтетика — самая дорогая, но это далеко не главный критерий. К примеру, двигатель эксплуатировался на минералке длительное время. Это значит, что в системе смазки неминуемо будут характерные для такого масла отложения. Сменив минералку на более современную и агрессивную синтетику, мы рискуем так почистить каналы системы смазки, что смытые отложения полностью забьют маслопроводы. А это — верный путь к застучавшему агрегату и капитальному ремонту.