Моторное масло: какое лучше зимой — 5w30 или 5w40
О том, что работу любых трущихся деталей в двигателе автомобиля сложно представить без качественной смазки, знает каждый водитель. Если лет 15-20 назад выбора смазки для мотора практически не было, то сегодня европейские производители и их отечественные филиалы так насытили рынок горюче-смазочных материалов, что разобраться в таком разносоле может даже не каждый специалист. Раньше и технологии производства были другими, да и требования к маслу выросли, поскольку мощности моторов и их режимы работы уже не те. Как ни странно, сегодня даже технология производства смазки играет меньшую роль, чем её характеристики и свойства. Одна цифра в маркировке материала может менять очень многое, а на примере того, какое масло лучше зимой, 5w30 или 5w40, постараемся понять основные моменты, по которым мы выбираем смазку для двигателя.
Особенности маркировки современных масел, расшифровка
![Зимнее моторное масло легко распознать по букве W в индексе и цифре от 0 до 25 Лучшее зимнее моторное масло](http://avtomotospec.ru/wp-content/uploads/luchshee-motornoe-maslo-winter-600x400.jpg)
Зимнее моторное масло легко распознать по букве W в индексе и цифре от 0 до 25
Каждый автомобильный двигатель требует индивидуального подхода при выборе смазки. Это связано с разными нагрузками на детали, к примеру, в турбированных и атмосферных моторах, в бензиновых и дизельных. Каждый двигатель имеет разную мощность, разные максимальные обороты, разный температурный режим. Можно только представить себе, какой бы хаос начался, если масла были не стандартизированы по классификации. Именно для упорядочения характеристик и свойств масел и облегчения их подбора существует несколько стандартизированных классификаций смазочных материалов:
- самый ходовой у нас — стандарт SАЕ, утвержденный Международным Обществом автомобильных инженеров;
- часто можно встретить классификацию по АРI, Американского института нефтяных продуктов;
- в Европе можно увидеть масла, классифицирующиеся по стандарту АСЕА, ассоциации автопроизводителей Европы;
- есть классификация и по стандарту Международного Комитета по стандартизации масел.
Часто на упаковках встречаются сразу несколько маркировок, чтобы облегчить выбор, но без знания базовых понятий осознанно выбрать между нашими маслами 5w30 и 5w40, особенно зимой, будет очень затруднительно.
У нас чаще всего используют классификацию SAE и именно ей мы и уделим максимум внимания. Вязкость масла — это основной сезонный параметр, тем не менее вязкость вязкости рознь. Самая популярная классификация делит все масла на три группы в зависимости не только от вязкости, но и от температуры, при которой эту вязкость измеряют:
- масла зимние, в их индексации обязательно будет литера W и одна цифра от 0 до 25;
- летние масла маркируются только цифрой от 20 до 60;
- самые распространённые масла в странах с неустойчивым климатом — всесезонные, они-то и обозначаются двумя цифрами, между которыми ставится литера W, к примеру, 5w30, 0w40.
Расшифровка предельно проста — первая цифра определяет зимнюю вязкость, вторая — летнюю и, несмотря на литеру w между цифрами, это масла всесезонные, а не зимние. Пожалуй, не стоит перегружаться лишними физико-химическими терминами и сложнейшими методиками, нам, как автомобилистам, достаточно запомнить несколько важных вещей на примере ходовых масел 5w30 и 5w40.
Видеоинформация о моторных маслах и их маркировке
www.youtube.com/watch?v=ukBIcnUr3f4
Чем масло 5w30 отличается от 5w40, разница и общие параметры
Важно понимать, что сегодня меньшее значение имеет тип смазки — синтетика, минералка, полусинтетика. Имея маркировку 5w30 или 5w40, масло будет отвечать важнейшим требованиям, одно из которых — температурная вязкость. Она влияет если не на все показатели двигателя, то на большинство — качество масляной плёнки, которая обеспечивает эффективную смазку между трущимися поверхностями, ресурс двигателя, фрикционные мощностные потери.
Вязкость оказывает влияние и на температуру работы двигателя, токсичность выхлопа, расход масла на угар. Вязкость же зависит не только от базового сырья, но и от вязкостных присадок, загустителей. Именно они формируют синтетические цепочки в структуре масла, а эти цепочки в определённых температурных диапазонах создают смазывающую плёнку разной толщины, масло становится то гуще, то более жидким в зависимости от температуры работы.
Говоря образно, чем больший диапазон зимних и летних температур у масла, тем длиннее синтетическая цепочка. То есть, в масле 5w30 она короче, в масле 5w40 — длиннее. А чем длиннее эта цепочка, тем масло изнашивается быстрее. Следовательно, 5w30 имеет меньшую вязкость и меньшую длину синтетической цепочки, 5w40 — наоборот. Теоретически, сороковка быстрее износится, чем тридцатка при одинаковой вязкости зимой, одинаковых производителях .
Ещё одно важное свойство масел — смывать с деталей продукты горения и механические примеси, которые неизбежно возникают даже в здоровом двигателе. Очистка компонентов двигателя — работа моющих присадок, причём эта присадка не должна влиять на вязкость. Моющая присадка обязана бороться с двумя типами отложений — высокотемпературными и низкотемпературными. Самые нежелательные первые, поскольку они образуются на юбке поршня фракции, мешающие нормальной работе цилиндро-поршневой группы. В результате кольца теряют подвижность и закисают в поршне, а это приводит к полной потере компрессии. Естественно, в этом случае сумасшедший расход масла и резкое падение мощности обеспечено. Низкотемпературные фракции, как правило, откладываются в поддоне, под клапанными крышками, на стенках и в маслопроводах блока цилиндров, а это уже полное безобразие — доступ масла к деталям перекрыт, масляное голодание может привести к заклиниванию мотора.
![Моторное масло помогает смывать с деталей продукты горения и механические примеси, которые неизбежно возникают даже в здоровом двигателе Какое масло выбрать для двигателя зимой](http://avtomotospec.ru/wp-content/uploads/kakoe-maslo-vibrat-dla-dvigatela-600x400.jpg)
Моторное масло помогает смывать с деталей продукты горения и механические примеси, которые неизбежно возникают даже в здоровом двигателе
Конечно, это далеко не полный список присадок, которые разные производители вводят в состав своих масел. К примеру, масла Шелл Хеликс Ультра 5w30 декларируют очень эффективный холодный пуск и быструю подачу масла в систему. Прекрасно, но мы-то знаем, что холодный пуск, хорошее холодное давление и низкая вязкость — это показатель, который стоит в самом начале маркировки, 5W, поэтому подобные чудеса может предложить и Кастрол 5w30, и Мобил 5w40. Другой вопрос — это цена за бренд, которую клиент готов платить. Или не готов. Однако, бренды — это личные предпочтения каждого, а ресурсные испытания масел разных торговых марок регулярно публикуются в популярной автомобильной литературе.
Особенности использования масел 5w30 и 5w40 зимой
Первый и единственный советчик при выборе моторных масел — производитель автомобиля и вот почему. В каждом конкретном моторе существуют свои допуски по зазорам в жизненно важных участках — между гильзой и юбкой поршня, между коренной шейкой коленвала и вкладышем, между распредвалами и их постелями в головке блока. Причём эти допуски, зазоры, в современном двигателе измеряются долями микрона. Как раз эти значения и определяет производитель мотора. Каждый из этих зазоров обязан быть заполнен смазкой, иначе ускоренный износ и перегрев двигателя просто неизбежен. Теперь вернемся к толщине смазывающей плёнки, тем самым синтетическим цепочкам. Эта плёнка при любых температурах должна эффективно смазывать любое сопряжение и полностью исключать сухое трение.
Производитель в обязательном порядке проводит жёсткие тесты двигателя с использованием самых разных масел и отбирает наиболее эффективные, причём зачастую рекомендует даже бренд, а не только марку масла. Если использовать смазку, которая не соответствует рекомендации завода, последствия могут быть самыми разными. К примеру, если использовать масло с более высокой температурной вязкостью, в особо нагруженных местах толщина масляной плёнки может не соответствовать номиналу, что приведёт к возникновению сухого трения, пускай даже кратковременного. А это сильно повлияет на износ деталей двигателя далеко не в лучшую сторону.
www.youtube.com/watch?v=3FaX8XsEpKA
При низких температурах, зимой, особой разницы между характеристиками масел 5w30 и 5w40 может и не оказаться, если мы не имеем дело с высокофорсированным двигателем. Для наших марок масел с первым индексом 5W максимальная вязкость при -30°C составит 6600 мПа*с на проворачиваемость. Но как только двигатель прогреется до 100°C, вязкость будет разной — для тридцатки она составит от 9,3 до 12,5 мм2/с. В этих же условиях масло 5w40 покажет высокотемпературную вязкость от 12,6 до 16,3 мм2/с. Соответственно, изменится и толщина смазывающей плёнки, что не может не учитывать производитель.
Тем не менее для некоторых двигателей производитель допускает сезонное использование обеих марок масел — летом сороковку, зимой тридцатку и на это есть свои причины. Нормальная температура двигателя при работе колеблется в пределах 85-87 градусов, что и отображается на указателе температуры. Однако он показывает не температуру масла, а температуру антифриза, эти показатели могут существенно отличаться. При определённых условиях температура масла может достигать и 150°C, поэтому менее текучее, более вязкое масло здесь будет работать лучше, в этом случае 5w40 предпочтительнее, поскольку менее густое при пограничных температурах 5w30 не сможет смазывать детали эффективно.
Мешаем, доливаем и меняем масла 5w30 и 5w40
Часто, когда речь не идёт о полной замене масла на другую марку, встаёт вопрос о том, можно ли смешивать масла 5w30 и 5w40, долить одно в другое, залить одно вместо другого без промывки и на эту тему существует масса спекуляций. К примеру, если у двигателя с клапанной системой VTEC на Хонде, Тойоте, Мицубиси и их клонах предусмотрена смазка с низкой текучестью, это значит, что для конкретного мотора важно давление масла в определённом сопряжении, а это уже не вязкость, а немного другая история. Предписанные фирмой-изготовителем мотора смазки должны обладать высокой степенью текучести, при этом обеспечивать эффективную смазку даже при высоких температурах и на высоких оборотах. Поэтому при крайней необходимости и на пробег до 2 тысяч км эти масла можно свободно заменять.
![Если смешать Шелл с Кастролом одного класса, ничего страшного случиться - любые масла одного производителя и одной линейки можно смешивать Можно ли смешивать моторные масла](http://avtomotospec.ru/wp-content/uploads/mozhno-li-smeshivat-maslo-dla-dvigatela-600x400.jpg)
Если смешать Шелл с Кастролом одного класса, ничего страшного случиться — любые масла одного производителя и одной линейки можно смешивать
Распространены также сказки о том, что если залит Кастрол 5w30, то никакой Мобил 5w30 доливать нельзя. Во-первых, современные производители достигли такого уровня качества смазочных материалов, что вопрос бренда — это вопрос личных пристрастий, в крайнем случае — вопрос рекомендации автозавода. Во-вторых, каждый старается просто долить свою фирменную присадку, которая стала бы магическим эликсиром для подуставшего мотора и рецептом вечной молодости для мотора без пробега. Если смешать Шелл с Кастролом одного класса, ничего страшного случиться просто не может, погибнуть может только уже до того убитый двигатель. В-третьих, любые масла одного производителя и одной линейки можно смешивать безо всяких опасений.
Если же говорить о смешивании масел 5w30 и 5w40 в зимний период, при низкой температуре, то ни о каких сложностях речи быть не может. Фактически это одно масло, поскольку зимняя вязкость абсолютно идентична, поэтому смешивать и доливать наши масла, особенно одного производителя, зимой можно запросто. Если же говорить о всесезонном использовании масел 5w30 и 5w40, то бывают ситуации, когда замена менее вязкого более вязким может быть даже необходима. Это связано с пробегом автомобиля, точнее, с уровнем износа деталей двигателя. Дело в том, что те самые зазоры между основными деталями в процессе эксплуатации увеличиваются, а менее густое масло просто неспособно заполнить промежутки между ними. Именно поэтому после солидного пробега и без капитального ремонта применение маловязкого масла вполне оправдано.
Что касается выбора масла по основе, то выбирать синтетические, полусинтетические или минеральные масла приходится, руководствуясь многими обстоятельствами. Цена минералки — самая низкая, синтетика — самая дорогая, но это далеко не главный критерий. К примеру, двигатель эксплуатировался на минералке длительное время. Это значит, что в системе смазки неминуемо будут характерные для такого масла отложения. Сменив минералку на более современную и агрессивную синтетику, мы рискуем так почистить каналы системы смазки, что смытые отложения полностью забьют маслопроводы. А это — верный путь к застучавшему агрегату и капитальному ремонту.