Полезные советы для автолюбителей

ESP: система стабилизации курсовой устойчивости

Потеря контроля над управлением автомобиля не просто неприятный момент, но и опасный. Особенно, если это происходит в потоке транспорта. Предвидеть и рассчитать занос по силам далеко не каждому, а выйти из заноса, сохранив устойчивость и направление движения автомобиля — уже профессионализм.

Система курсовой стабилизации

Все современные автомобили оснащены системой курсовой стабилизации

Для решения этой задачи была разработана система курсовой устойчивости — ESP. Впервые она появилась на автомобилях Mercedes Benz и BMW под названием Elektronisches Stabilitatsprogramm. Система более 20 лет видоизменяется и совершенствуется, но суть ее остается прежней — контроль и стабилизация траектории движения автомобиля при сложном и экстремальном маневрировании. Особенную актуальность ESP имеет на высоких скоростях и в условиях нестабильного дорожного покрытия.

ESP: терминология и разночтения

Большинство автомобилистов перемешали аббревиатуры систем контроля и управления в одном котле, благодаря разным названиям одной и той же системы. Путаницу внесли сами производители. Ситуация с ESP — не исключение, и напоминает историю о креплении автомобильных дворников к поводкам, из которой сделали чуть ли не новую научную дисциплину.

Система курсовой стабилизации применяется на всех современных автомобилях, но каждый из производителей называет ее по-своему. ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC — все это разные аббревиатуры одной и той же системы — Electronic Stability Program.

Видеоролик о системе курсовой стабилизации ESP

www.youtube.com/watch?v=iVwzulgQxLA

Как бы ни называли систему производители, какие бы устройства ни участвовали в ее работе, прежде всего, она призвана помочь водителю сохранить контроль над управлением. Срыв автомобиля в занос может случиться по двум причинам — недостаточное тяговое усилие на ведущих колесах, или его избыток. Качество дорожного покрытия имеет второстепенное значение.

Принцип работы системы стабилизации курсовой устойчивости

Правильное распределение тягового усилия между ведущими колесами в автомобиле позволяет стабилизировать направление движения и сохранить курсовую устойчивость, что и призвана обеспечивать ESP.

Система стабилизации курсовой устойчивости схематически работает так:

  • при резком повороте руля, автомобиль, под действием сил инерции, стремится уйти в занос;
  • система мгновенно вычисляет угол поворота руля, угол крена кузова, скорости вращения колес;
  • информация с датчиков ESP поступает на исполняющие механизмы;
  • в зависимости от ситуации, система принимает решение о распределении вращающего и тормозного моментов между колесами, тем самым увеличивая скорость вращения одних, и притормаживая другие;
  • автомобиль принимает стабильный курс, и система переходит в режим наблюдения.
Система ESP

ESP поможет выйти из заноса, сохранив устойчивость автомобиля

Вполне естественно, что это предусматривает комплексную работу всех систем автомобиля, но решающую роль играет ESP. В работе системы участвуют датчики скоростей вращения колес, блок управления, датчик положения рулевого колеса, и датчик перегрузок. Он находится в самом центре автомобиля и отслеживает его положение по горизонтали и по вертикали.

Практическое применение и эффективность ESP

ESP — это электроника, и она не может считывать информацию о намерениях водителя. Система просто реагирует на поворот руля и самостоятельно оценивает ситуацию, пытаясь приблизить данные датчиков к расчетным показаниям.

www.youtube.com/watch?v=vWiBngSX1bY

Это просто понять на примере — водитель пытается изменить направление на высокой скорости, передние колеса перестают реагировать на поворот руля, и происходит снос автомобиля с траектории. ESP притормаживает заднее, внутренне к повороту, колесо, а переднее, внешнее к радиусу поворота, начинает крутиться быстрее, тем самым предотвращая снос.

Система стабилизации курсовой устойчивости может многое, но имеет свой предел возможностей, поэтому полагаться только на электронику не стоит.

  • Новости
  • Практикум
В Москве запретили парковаться возле школ
Читать далее...
Общественная палата требует остановить строительство ЦКАД
Читать далее...
Моделисты рассекретили внешность новой открытой Ferrari
Читать далее...
Доступные седаны с АКП: скоро появится еще один вариант
Читать далее...
Новый маленький кроссовер Mitsubishi: премьера — в августе
Читать далее...
Американцы подготовили к дебюту бескомпромиссный суперкар
Читать далее...
Суд запретил рассказывать, где можно купить водительские права
Читать далее...
Опубликованы первые изображения нового Volkswagen Crafter
Читать далее...
На российских АЗС теперь будет только топливо Евро-5
Читать далее...
Прокуратура: ГИБДД слишком мягко наказывает нарушителей
Читать далее...
Шикарные автомобили звёзд
0 Читать далее...
Самый дорогой во всём мире автомобиль
0 Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2023-2024 года
0 Читать далее...
Лучшие подарки автовладельцу
0 Читать далее...
2023-2024 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2023-2024 модельного года
0 Читать далее...
Какие машины в 2023-2024 году чаще всех покупают в России
0 Читать далее...
Устройство и конструкция стойки автомобиля
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью
0 Читать далее...