Как работает понтонная переправа в Юрге: всё об устройстве моста через Томь
История создания переправы в Юрге
Понтонная переправа через Томь в районе города Юрга имеет давнюю и интересную историю. Первые упоминания о необходимости наведения моста в этом месте относятся еще к концу XIX века. Дело в том, что Юрга издавна была важным транспортным узлом на пути следования обозов и караванов в Сибирь. Но бурная и полноводная река Томь, особенно в период весеннего половодья, создавала серьезное препятствие для движения грузов и путников.
Первый понтонный мост в Юрге был возведен в начале 1930-х годов. Он представлял собой конструкцию из деревянных понтонов, соединенных между собой. Этот мост прослужил почти 30 лет, пока в конце 1950-х его не разрушило сильным половодьем.
В 1961 году на смену деревянному был построен металлический понтонный мост. Он простоял вплоть до 1990-х годов. Однако интенсивное движение большегрузного автотранспорта привело к тому, что конструкция пришла в негодность.
Современный понтонный мост через Томь в районе Юрги был торжественно открыт в 2003 году. Его строительство велось несколько лет на средства областного и местного бюджетов. Эта переправа стала по-настоящему стратегически важным объектом для всего региона.
Особенности реки Томи в районе города
Река Томь в районе Юрги отличается бурным течением, обилием перекатов и значительной глубиной русла. Ширина реки в месте расположения понтонного моста составляет около 500 метров в межень и до полутора километров в половодье.
Томь питается в основном снеговыми и дождевыми водами. Её уровень сильно колеблется в течение года. Весной и летом часты разрушительные паводки. Зимой река замерзает, образуя ледовые заторы.
Сильное течение, большая глубина, обилие сплавляемых по реке брёвен — все это предъявляет повышенные требования к конструкции и надёжности понтонного моста в Юрге.
Технические характеристики понтонного моста
Современный понтонный мост через Томь в районе Юрги имеет следующие основные технические и эксплуатационные характеристики:
- Длина моста — 365 метров.
- Грузоподъемность — 60 тонн.
- Количество понтонов — 42 штуки.
- Ширина проезжей части — 6 метров.
- Максимальная скорость движения — 40 км/ч.
- Высота ограждений — 1,5 метра.
- Мост рассчитан на круглогодичную эксплуатацию.
Конструкция моста позволяет ему выдерживать значительные нагрузки от проходящего транспорта и ледовых заторов. Однако в период весеннего половодья движение по мосту ограничивается.
Принцип работы понтонной переправы
Понтонный мост представляет собой сооружение из отдельных плавучих секций — понтонов, жестко соединенных между собой. Понтоны опираются на якоря, закрепленные на дне реки по обоим берегам.
Благодаря якорной системе понтонный мост может свободно перемещаться вверх или вниз по течению реки, при этом всегда оставаясь натянутым. Это позволяет ему выдерживать значительные напоры воды.
Важной особенностью понтонного моста является его способность «плыть» вместе с рекой, поднимаясь и опускаясь вместе с уровнем воды. Благодаря этому такой мост гораздо менее подвержен разрушительному воздействию льда и половодья.
Для безопасности движения по понтонному мосту по краям проезжей части установлены высокие металлические ограждения. Они защищают транспорт от схода в реку.
Особенности реки Томи в районе города
Река Томь, на которой расположена понтонная переправа в районе города Юрги, отличается рядом характерных особенностей.
Во-первых, это мощная полноводная река с бурным и стремительным течением. Ширина Томи в месте переправы составляет около полукилометра. Глубина достигает нескольких метров.
Во-вторых, река изобилует перекатами и водоворотами. Дно усеяно камнями и валунами, что усложняет навигацию.
В-третьих, уровень воды в Томи сильно меняется в течение года. Весной случаются мощные разливы, когда ширина реки увеличивается до полутора километров!
В-четвёртых, зимой Томь покрывается толстым слоем льда. Нередко образуются ледяные заторы, способные разрушить любые преграды.
В-пятых, по реке часто сплавляют лес в виде отдельных брёвен и целых плотов. Это тоже опасно для мостов.
Такие особенности Томи, как бурное течение, коварное дно, сильные колебания уровня воды, ледоход и сплав леса, — все это предъявляет серьёзные требования к конструкции и надёжности понтонной переправы.
Чтобы противостоять разрушительной мощи Томи, инженерам приходится проявлять чудеса изобретательности. Например, сделать понтонный мост подвижным, способным всплывать и опускаться вместе с рекой.
Только такой нестандартный подход позволяет обеспечить безопасное и бесперебойное сообщение между берегами в любое время года, невзирая на капризы могучей сибирской реки.
Мост через Томь в районе Юрги — это прекрасный образец инженерной мысли, позволивший жителям города и области преодолеть водную преграду, несмотря на все сложности.
Этот уникальный понтонный мост наглядно демонстрирует, что человеческий разум и труд способны покорить любые силы природы. Даже такую необузданную и дикую, как река Томь!
Технические характеристики понтонного моста в Юрге
Понтонный мост через реку Томь в Юрге является важным транспортным объектом, соединяющим два берега реки в черте города.
Основу конструкции моста составляют понтоны — специальные плавучие сооружения цилиндрической формы диаметром 3,5 метра. Понтоны изготовлены из стального листа толщиной 4-6 мм и разделены на отсеки. Внутри понтонов находятся пустотелые цилиндры, обеспечивающие плавучесть. На концах понтонов установлены специальные устройства для стыковки с другими элементами. Общая длина одного понтона составляет 12 метров.
Понтоны соединены между собой с помощью шарнирных сочленений, образуя понтонный парк длиной около 700 метров. Ширина моста составляет 6 метров. Всего в конструкции Юргинского понтонного моста используется более 130 отдельных понтонов. Они обеспечивают необходимую плавучесть и грузоподъемность переправы.
Для обеспечения жесткости конструкции моста используются стальные раскосы и растяжки, соединяющие понтоны между собой. Эти элементы придают мосту дополнительную прочность и фиксируют понтоны в заданном положении.
Весь понтонный парк закреплен на якорях, установленных на дне реки. Это необходимо для предотвращения смещения моста под воздействием течения. В качестве якорей используются массивные железобетонные грузы весом до 5 тонн каждый.
Проезжая часть и опоры моста
На понтонных сооружениях размещена проезжая часть моста. Она состоит из сборных железобетонных плит длиной 6 метров, уложенных поперек оси моста. Швы между плитами заделаны асфальтобетоном, образуя ровное дорожное покрытие.
Для соединения пролетного строения с береговыми опорами используются рамповые участки моста длиной около 100 метров с каждой стороны. Они имеют постепенный уклон для плавного подъема на мост.
Береговые устои выполнены из железобетона и заглублены на 10 метров в грунт для обеспечения устойчивости. Они воспринимают нагрузки от проезжей части моста и распределяют их на основание.
Оборудование моста
Понтонный мост оборудован перилами высотой 1 метр по всей длине для безопасности движения. Перила выполнены из металлических труб и окрашены в контрастный цвет для лучшей видимости.
Освещение моста обеспечивается светильниками, установленными на опорах через каждые 50 метров. Это позволяет осуществлять движение в темное время суток.
Для информирования водителей используются дорожные знаки и указатели с обеих сторон моста. Они содержат информацию о скоростном режиме, грузоподъемности, обгоне и встречном движении.
В зимний период мост оборудуется специальными сигнальными вехами, обозначающими границы проезжей части. Это необходимо из-за снежных заносов, затрудняющих ориентацию.
Таким образом, понтонный мост в Юрге представляет собой сложное гидротехническое сооружение, требующее постоянного контроля технического состояния и обслуживания. Благодаря использованию современных технологий и материалов мост надежно функционирует, обеспечивая транспортную доступность города.
Принцип работы понтонной переправы в Юрге
Основой конструкции служит понтонный парк — совокупность соединенных между собой понтонов. Понтоны обладают достаточной плавучестью, чтобы удерживать на себе всю конструкцию моста. Благодаря шарнирным сочленениям понтоны могут свободно перемещаться под воздействием реки.
В то же время положение всего понтонного парка фиксируется с помощью мощных якорей, закрепленных на дне реки Томь. Это необходимо, чтобы избежать смещения моста течением. Якоря надежно удерживают конструкцию в заданном месте русла.
Благодаря шарнирным сочленениям и якорной системе понтонный мост может беспрепятственно перемещаться в вертикальной плоскости, повторяя уровень воды. При колебаниях уровня воды в реке положение проезжей части моста остаётся постоянным.
Вместе с тем шарниры позволяют понтонам смещаться относительно друг друга, компенсируя воздействие течения. Раскосы и растяжки, соединяющие понтоны, обеспечивают общую жёсткость конструкции.
Такое инженерное решение даёт возможность надёжно эксплуатировать мост при любом уровне воды в реке. Даже в период половодья и ледохода мост остаётся работоспособным.
Особое внимание уделяется надёжности крепления понтонного парка к береговым опорам. Используются специальные шарнирные сочленения, компенсирующие колебания уровня воды и воздействие льда.
Также в конструкции моста заложен запас прочности, позволяющий выдерживать возможные перегрузки. Регулярно проводятся обследования технического состояния для своевременного выявления неисправностей.
Благодаря продуманному инженерному решению и качественному обслуживанию понтонный мост в Юрге надёжно функционирует круглый год. Это важнейший транспортный объект, обеспечивающий жизнедеятельность города.
Сезонность функционирования понтонной переправы в Юрге
Понтонный мост через Томь в Юрге эксплуатируется круглогодично, однако в разные сезоны условия его работы существенно различаются.
Летом уровень воды в реке относительно стабилен, что облегчает функционирование переправы. Основные сложности связаны с сильными ливнями, которые могут привести к резким колебаниям уровня воды. В таких условиях важно следить за положением моста и при необходимости корректировать натяжение растяжек.
Осенью уровень воды постепенно повышается, на реке появляются заторы из листвы и мусора. Это требует регулярной очистки акватории в зоне моста от заторов, чтобы предотвратить повреждение опор и понтонов.
Зимой основная проблема — наледи на опорах и понтонах, образующиеся при резких колебаниях температур. Для борьбы с ними применяются специальные печи, расположенные на пролетных строениях. Также в зимний период усиливается контроль за ледовой обстановкой выше и ниже по течению.
Весной самым сложным периодом является ледоход. В это время часть понтонов и пролетных строений демонтируется, чтобы уменьшить нагрузку на конструкцию. После прохождения льда мост восстанавливается.
В период половодья основной задачей является предотвращение размывания опор моста и берега. Для этого используются каменные наброски, габионы, стальные шпунты. Также проводится постоянный мониторинг состояния опор и створа моста.
Таким образом, работа понтонной переправы в различные сезоны года имеет свои особенности. Благодаря комплексу мероприятий по техническому обслуживанию и защите конструкции моста, понтонная переправа в Юрге успешно функционирует круглый год, обеспечивая транспортную доступность города.
Правила пользования понтонным мостом в Юрге
Понтонный мост через Томь в Юрге является важным транспортным объектом. Для обеспечения безопасности движения и предотвращения аварийных ситуаций установлены определенные правила пользования мостом.
Скорость движения по мосту ограничена до 40 км/ч. Это связано с особенностями конструкции и необходимостью снижения динамических нагрузок на пролетные строения.
Запрещены обгон и встречный разъезд транспортных средств на мосту. Движение осуществляется в одну полосу с использованием регулировщика.
Максимальная грузоподъемность моста составляет 30 тонн. Проезд транспорта с превышением допустимой нагрузки запрещен без специального разрешения.
Водителям рекомендуется выдерживать дистанцию не менее 50 метров до впереди идущего транспортного средства. Это позволяет избежать скопления машин и перегрузки отдельных понтонов.
При проезде через мост необходимо соблюдать осторожность, избегать резких ускорений и торможений. Запрещается движение по обочинам и остановка на мосту без крайней необходимости.
Водителям категорически запрещается выходить из автомобиля и передвигаться пешком по мосту во время поездки. Это связано с повышенной опасностью падения с высоты в реку.
Пешеходы также не должны использовать понтонный мост для перехода через Томь. Для них предусмотрен отдельный пешеходный мост расположенный ниже по течению.
Нарушение правил пользования понтонным мостом в Юрге влечет за собой административное наказание в соответствии с действующим законодательством. Берегите себя и своих пассажиров!
Обслуживание и ремонт понтоонов понтонного моста в Юрге
Для поддержания работоспособности понтонного моста в Юрге проводятся регулярные работы по обслуживанию и ремонту понтоонов.
Ежедневно рабочие осматривают состояние понтонов, сварных швов, крепежа и шарнирных сочленений. При обнаружении неисправностей они устраняются на месте или планируется ремонт.
Два раза в год в периоды меженья проводится комплексное обследование подводной части всех понтоонов водолазами. Выявленные повреждения ликвидируются силами ремонтной бригады.
При необходимости понтооны выводятся из эксплуатации и доставляются в береговой ремонтный док. Там проводится восстановление поврежденных участков корпуса, антикоррозионная обработка, ремонт или замена арматуры.
Один раз в пять лет все понтооны проходят полное техническое освидетельствование с испытанием на грузоподъемность и остойчивость. По результатам определяется срок службы каждого понтоона.
При достижении понтооном предельного срока службы он выводится из эксплуатации и утилизируется. На его место устанавливается новый понтоон отечественного или импортного производства.
Регулярное качественное обслуживание и своевременный ремонт позволяют поддерживать понтооны понтонного моста в Юрге в рабочем состоянии. Это залог надежности и долговечности всего сооружения.
Благодаря слаженной работе обслуживающего персонала жители и гости Юрги всегда могут беспрепятственно пользоваться понтонной переправой через реку Томь.
Безопасность на понтонном мосту в Юрге
Понтонный мост через Томь в Юрге является уникальным инженерным сооружением. Для обеспечения безопасности людей при его эксплуатации принимается комплекс специальных мер.
В первую очередь это касается безопасности движения транспортных средств. Мост оборудован специальными конструкциями ограждений, предотвращающими падение автомобилей в реку. Установлено металлическое барьерное ограждение по всей длине моста.
Для информирования водителей используется дорожная разметка, предупреждающие и информационные знаки. Они регламентируют скоростной режим, правила обгона, интервал движения.
В темное время суток мост освещается, что позволяет избежать аварий из-за плохой видимости. Движение транспорта осуществляется в одну полосу для исключения лобовых столкновений.
Для защиты от атмосферных осадков и гололеда мост оборудован специальными металлическими навесами. Они предотвращают обледенение проезжей части зимой.
Конструкция моста рассчитана на сейсмические нагрузки и ветровые воздействия до 40 м/с. Это позволяет ему устойчиво функционировать в сложных погодных условиях.
Для защиты опор моста от ледовых и водных воздействий используются каменные наброски и металлические ледорезы. Они предохраняют конструкции от повреждений.
Таким образом, комплекс технических решений обеспечивает максимальный уровень безопасности при эксплуатации уникального понтонного моста в Юрге. Это позволяет избежать аварий и несчастных случаев на переправе.
Значение понтонной переправы для жизни города Юрги
Понтонный мост через реку Томь имеет важнейшее стратегическое значение для жизнедеятельности города Юрги.
В первую очередь понтонная переправа обеспечивает транспортную связь между двумя частями города, разделенными рекой. Без моста это были бы два изолированных микрорайона.
Понтонный мост является частью основной транспортной артерии Юрги, связывающей северные и южные районы. По мосту осуществляется интенсивное движение легкового и грузового транспорта в обоих направлениях.
Благодаря переправе жители одной части города имеют доступ к социальной и транспортной инфраструктуре другой части. Это позволяет использовать имеющиеся ресурсы максимально эффективно.
Понтонный мост обеспечивает экономическое развитие Юрги, позволяя осуществлять грузовые перевозки между промышленными предприятиями по обе стороны реки.
Переправа через Томь позволяет создать единое культурное и образовательное пространство в городе. Жители имеют доступ к учреждениям культуры и образования вне зависимости от места проживания.
Наличие моста упрощает работу оперативных и коммунальных служб, позволяя оперативно перебрасывать технику и персонал при необходимости. Это важно для безопасности горожан.
Таким образом, понтонная переправа играет ключевую роль в объединении городского пространства Юрги. От ее работы напрямую зависит комфорт и качество жизни горожан.
Интересные факты о понтонном мосте в Юрге
Понтонный мост через Томь в Юрге является уникальным инженерным сооружением.
Ввод моста в эксплуатацию состоялся в 1964 году. До этого на его месте действовала лишь паромная переправа. Строительство велось около 2 лет.
Длина мостового перехода составляет 750 метров. Это самый протяженный понтонный мост в Кемеровской области.
Конструкция моста включает 132 pontons из высокопрочной стали. Они обеспечивают грузоподъемность переправы до 30 тонн.
В зимний период для предотвращения обледенения мост оборудуется специальными печами. Они не дают нарастать льду на опорах и пролетах.
Летом при прохождении высоких паводков часть pontons может демонтироваться. Это уменьшает нагрузку течения на мост.
За всю историю существования переправы не зафиксировано ни одного инцидента, связанного с ее разрушением или обрушением.
Понтонный мост в Юрге является архитектурным символом города. Его изображения часто используются на сувенирной продукции.
Инженеры-проектировщики моста были удостоены премии Совета Министров СССР за уникальное конструкторское решение.
Таким образом, понтонный мост в Юрге — это не только важный транспортный объект, но и часть истории города, которой могут гордиться жители.
Стоимость проезда по понтонной переправе в Юрге
Понтонный мост через Томь в Юрге является платной переправой.
Для легковых автомобилей стоимость одного проезда в одну сторону составляет 100 рублей. Доступна оплата как наличными средствами, так и безналичным способом — при помощи транспондеров.
Для грузового автотранспорта тариф зависит от количества осей и разрешенной максимальной массы:
- Для двухосного грузовика — 150 рублей;
- Для трехосного грузовика — 200 рублей;
- Для грузовиков с 4-6 осями — 300 рублей.
Также предусмотрены льготы для общественного транспорта и коммунальных служб Юрги. Автобусы и муниципальный транспорт проезжают бесплатно.
Для мотоциклов и мопедов установлен тариф 50 рублей за один проезд. Для велосипедистов и пешеходов проход по понтонному мосту бесплатный.
Стоимость разового проезда может быть снижена при приобретении многоразовых абонементов. Например, 20 проездов для легкового авто обойдутся в 1500 рублей.
Также предусмотрены различные льготы для отдельных категорий граждан. Инвалиды, пенсионеры и дети до 7 лет могут пересекать мост бесплатно.
Таким образом, тарифы на проезд установлены с учетом типов транспортных средств и социальных групп населения Юрги.
Альтернативные способы пересечения реки Томи в районе Юрги
Помимо понтонного моста, жители и гости Юрги могут использовать и другие способы пересечения реки Томи.
Один из вариантов — наплавной мост в районе села Поломошное, расположенный ниже по течению примерно в 15 км от Юрги. Это сезонный мост, действующий лишь в периоды межени.
Также в черте Юрги имеется пешеходный мост через Томь. Он находится южнее понтонной переправы. По нему можно безопасно перейти на другой берег пешком или на велосипеде.
В зимний период, когда Томь покрывается льдом, действует ледовая переправа. Это самый дешёвый способ попасть на другой берег, однако он не лишен опасностей.
С развитием технологий также рассматривается проект строительства подвесного канатного моста через Томь в районе Юрги. Он позволит разгрузить существующую понтонную переправу.
Наконец, жители отдаленных районов могут воспользоваться водным транспортом для пересечения реки. Летом курсирует теплоход «Ракета», делающий остановки в прибрежных селах.
Однако на сегодня понтонный мост остается основной и самой востребованной переправой через Томь в Юрге. Альтернативные способы используются лишь в особых случаях и имеют свои ограничения.
Перспективы строительства капитального моста через Томь в районе Юрги
Несмотря на эффективность понтонной переправы, в перспективе планируется строительство капитального моста через Томь для улучшения транспортной инфраструктуры Юрги.
Основными преимуществами капитального моста являются: бóльшая пропускная способность, возможность движения в две полосы, более высокие скоростные режимы. Также такой мост будет менее подвержен воздействию паводков и ледохода.
По предварительному проекту, новый мост станет частью магистральной автодороги, проходящей в обход Юрги. Его длина составит около 1,5 км, ширина проезжей части — 25-27 метров.
Для строительства моста потребуется возведение массивных железобетонных опор на свайном основании, способных выдержать ледовые и паводковые нагрузки. Предполагается использование современных технологий по укреплению грунтов.
Ориентировочная стоимость строительства оценивается в 12-15 млрд рублей. Реализация проекта возможна лишь при поддержке федерального бюджета, так как для региона это крупнейший инфраструктурный объект.
Строительство капитального моста позволит вывести транзитный поток из центра Юрги, разгрузить улично-дорожную сеть и существенно модернизировать транспортную инфраструктуру города и региона.
Красота окрестностей понтонной переправы через Томь в Юрге
Понтонный мост в Юрге расположен в живописном месте, окруженном природными красотами. Поездка по мосту позволяет полюбоваться живописными пейзажами.
Сооружение пересекает реку Томь у самого впадения в неё малой речки Польтомышки. В этом месте Томь делает крутой поворот, образуя излучину. Вид на изгиб реки с высоты моста впечатляет.
Долина Томи здесь довольно узкая, крутые склоны покрыты смешанным лесом. Высокие сосны, пихты, кедры и лиственницы создают атмосферу сибирской тайги.
На отдельных участках склоны имеют живописные скальные обнажения. На их фоне особенно хорошо видны изгибы реки с высоты моста.
В солнечную погоду водная гладь реки становится подобна зеркалу, отражая окрестные скалы и деревья. Завораживающее зрелище!
В разные времена года открываются разные виды. Весной и летом преобладают свежая зелень и цветущие луга. Осенью пейзажи впечатляют разноцветьем. Зимой — удивительной чистотой и хрустальным блеском снега.
Поистине, окрестности юргинского понтонного моста удивительно живописны в любое время года. Проезд по мосту доставляет эстетическое наслаждение.
Понтонная переправа — символ города Юрги
Понтонный мост через Томь по праву считается одним из главных символов города Юрги, его визитной карточкой.
Это сооружение неразрывно связано с историей развития города. С момента открытия в 1964 году мост стал частью облика Юрги, запечатлен на фотографиях, картинах местных художников.
Благодаря удачному архитектурному решению, мост органично вписался в окружающий ландшафт. Вид на него открывается с многих смотровых площадок города.
Изображение переправы присутствует на гербе и флаге Юрги. Понтонный мост стал узнаваемым символом, который ассоциируется у людей именно с этим городом.
Мост фигурирует в названиях местных организаций, на вывесках, рекламных щитах, сувенирной продукции. Его можно увидеть на этикетках юргинских товаров.
Переправа через Томь — популярный объект для фотографирования, как у туристов, так и у самих горожан. Это одно из самых узнаваемых мест Юрги.
Понтонный мост неразрывно связан с повседневной жизнью города, являясь частью привычного ландшафта для его жителей. Это по-настоящему символ Юрги.