Автомобиль не заводится без генератора: как починить поломку и завести машину
Проверить предохранитель генератора
Если автомобиль перестал заводиться из-за неисправного генератора, первым делом нужно проверить предохранитель, который защищает цепь генератора. Обычно он расположен в монтажном блоке под капотом. Найдите предохранитель, отвечающий за генератор, и убедитесь, что он не перегорел. Если перегорел — замените его на новый того же номинала.
После замены предохранителя попробуйте завести машину. Если автомобиль по-прежнему не заводится, значит, проблема не в перегоревшем предохранителе. Тогда нужно проверить сам генератор и его систему.
Во-первых, осмотрите приводной ремень генератора. Если ремень порван или сильно изношен, замените его. Проверьте также натяжение ремня — если он провисает, отрегулируйте натяжение.
Во-вторых, проверьте контакты проводов, идущих к генератору. Зачистите клеммы и затяните все ослабленные соединения, чтобы обеспечить хороший контакт.
В-третьих, прозвоните обмотки статора генератора на обрыв и проверьте щетки — если изношены, замените. Также очистите коллектор от нагара.
Если все вышеперечисленные проверки и замены не помогли, скорее всего, придется менять сам генератор. Отсоедините старый генератор и установите новый, предварительно проверив крепления.
После замены генератора не забудьте также заменить ремень и отрегулировать его натяжение в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Если после всех проверок и замен автомобиль по-прежнему не заводится, вероятно, дело в разряженном аккумуляторе. Проверьте напряжение аккумулятора мультиметром и при необходимости зарядите его или замените.
Таким образом, чтобы завести автомобиль с неисправным генератором, нужно предпринять ряд проверок и замен — проверить предохранитель и проводку, состояние ремня и щеток, при необходимости заменить сам генератор. И конечно, убедиться, что аккумулятор заряжен и исправен. Если самостоятельно определить причину поломки и устранить ее не удается, лучше обратиться к профессионалам в автосервис.
Проверить приводной ремень
После проверки предохранителя важно осмотреть приводной ремень, который соединяет коленчатый вал двигателя и генератор. Со временем ремень может потрескаться, порваться или просто растянуться и провиснуть из-за ослабления натяжения.
Осмотрите весь ремень — если на нем есть трещины, разрывы, следы износа или жесткости, необходимо заменить ремень на новый. Рекомендуется менять ремень генератора каждые 60-100 тысяч километров пробега или раз в 4-5 лет эксплуатации.
Даже если ремень выглядит исправным, проверьте его натяжение специальным натяжным роликом. Сила натяжения должна соответствовать рекомендациям автопроизводителя для вашей модели автомобиля.
Если ремень провисает, отрегулируйте натяжение, поворачивая генератор на кронштейнах крепления. Убедитесь, что после регулировки генератор хорошо закреплен.
Проверив и отрегулировав приводной ремень, попробуйте завести машину. Если автомобиль по-прежнему не заводится, продолжайте поиск неисправностей дальше.
Во-первых, проверьте контакты проводов, идущих к генератору. Зачистите клеммы, подтяните болты, чтобы обеспечить надежный контакт.
Во-вторых, прозвоните обмотки статора генератора на обрыв мультиметром. Также проверьте состояние щеток — если сильно изношены, замените.
В-третьих, очистите коллектор якоря генератора от нагара мелкой наждачной бумагой или специальным камнем. Это повысит качество контакта щеток с коллектором.
Если и после всех этих проверок автомобиль не заводится, вероятно, придется менять сам генератор. Купите новый генератор той же марки и мощности, что и старый, и установите его, предварительно проверив крепления.
Таким образом, проверка и регулировка приводного ремня генератора — важный этап при поиске неисправностей в системе электропитания автомобиля. В сочетании с другими проверками это поможет восстановить работу генератора и завести машину.
Заменить диодный мост
Если проверка предохранителя, ремня и других элементов системы генератора не помогла найти неисправность, стоит обратить внимание на диодный мост.
Диодный мост предназначен для преобразования переменного тока, вырабатываемого генератором, в постоянный, необходимый для зарядки аккумулятора и питания бортовой сети.
Со временем в нем может выйти из строя один или несколько диодов. Это приведет к падению или исчезновению выходного напряжения генератора.
Чтобы проверить диодный мост, нужно отключить провода от генератора и с помощью мультиметра в режиме прозвонки проверить проходимость между выводами диодов в прямом и обратном направлении.
Рабочий диод должен пропускать ток только в одном направлении. Если хотя бы один из четырех диодов окажется неисправным, замените весь диодный мост целиком.
При замене следите за правильностью подключения выводов — у диодов есть анод и катод. Современные мосты часто выполнены на печатной плате, что упрощает их установку.
После установки нового диодного моста подключите провода к генератору и попробуйте завести машину. Если автомобиль по-прежнему не заводится, значит, проблема все-таки в самом генераторе.
В этом случае потребуется полная разборка генератора. Нужно снять щеткодержатель, проверить состояние щеток и коллектора, замерить сопротивление обмоток якоря и статора.
При наличии подгораний, коротких замыканий или обрывов обмоток потребуется ремонт или замена ротора и статора генератора в специализированной мастерской. Или проще купить и установить новый генератор.
Таким образом, проверка или замена диодного моста генератора — важный этап диагностики, который может помочь решить проблему с незаводящимся автомобилем.
Заменить регулятор напряжения
Регулятор напряжения — еще один узел генератора, который стоит проверить при поиске неисправностей.
Регулятор напряжения служит для поддержания стабильного выходного напряжения генератора при изменении оборотов двигателя.
Со временем из-за износа контактов регулятор может перестать правильно регулировать напряжение, и оно будет выходить за допустимые пределы 14-15 Вольт.
Это приведет к некорректной зарядке аккумулятора и нестабильной работе потребителей электроэнергии.
Для проверки регулятора напряжения нужно запустить двигатель и с помощью мультиметра замерить напряжение на выходе генератора при разных оборотах двигателя.
Напряжение должно оставаться в пределах 13,5-14,5 В. Если напряжение сильно выходит за рамки, значит регулятор неисправен и требует замены.
При установке нового регулятора напряжения нужно точно выставить его на номинальное напряжение 14 В согласно инструкции, чтобы избежать перезаряда или недозаряда аккумулятора.
После замены регулятора повторно проверьте напряжение генератора при работающем двигателе. Если оно в норме, но машина по-прежнему не заводится — проблема в другом узле.
Возможно, потребуется замена щеток, коллектора, статора или ротора генератора. Или дело в разряженном аккумуляторе. Поэтому замена регулятора напряжения — лишь один из шагов по восстановлению работы генератора.
Проверить обмотки статора на обрыв
Статор — неподвижная часть генератора, содержащая обмотки, в которых при вращении ротора наводится переменное напряжение.
Со временем из-за трения, перегрева или вибраций в обмотках статора могут возникнуть обрывы. Это приведет к исчезновению или резкому падению выходного напряжения генератора.
Чтобы проверить обмотки статора, нужно отключить все провода от генератора и с помощью мультиметра в режиме прозвонки проверить целостность каждой из обмоток.
При наличии обрыва сопротивление будет бесконечным или очень большим. Рабочая исправная обмотка должна иметь сопротивление в диапазоне от 0,5 до 5 Ом в зависимости от типа генератора.
Кроме того, можно измерить сопротивление каждой фазы относительно корпуса. В исправной обмотке оно тоже должно быть в пределах 0,5-5 Ом.
При обнаружении обрывов в обмотках статора, потребуется ремонт или замена статора. Это сложная операция, лучше поручить ее специалисту в сервисе. Иначе проще заменить весь генератор.
Если обмотки статора исправны, а машина по-прежнему не заводится, значит, неисправность где-то в другом месте — в роторе, щетках, регуляторе напряжения и т.д. Поэтому проверка обмоток статора — важный, но не единственный этап диагностики генератора.
Проверить щетки генератора
Щетки являются важным элементом коллекторно-щеточного узла генератора. Они подводят ток от вращающегося ротора к неподвижным выводам генератора.
Со временем щетки изнашиваются и укорачиваются из-за трения о коллектор. Недостаточный контакт щеток может привести к исчезновению напряжения на выходе генератора.
Поэтому важно периодически проверять состояние щеток в генераторе. Для этого нужно снять крышку щеткодержателя и вынуть щетки, осмотрев их.
Минимально допустимая длина щеток обычно составляет 10 мм. Если щетки короче — их следует заменить на новые такого же размера. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору.
При установке новых щеток убедитесь, что они соответствуют рекомендациям завода-изготовителя по материалу и размерам. Правильно зачистите контактную поверхность щеток.
Если после замены щеток генератор не вырабатывает напряжения — причина может быть в других неисправностях. Но проверка щеток должна входить в обязательный перечень диагностики генератора.
Очистить коллектор от нагара
Коллектор в генераторе представляет собой цилиндр, на котором закреплены контактные пластины, к которым прижимаются щетки.
При работе генератора на коллекторе образуется нагар — слой отложений от истирания щеток. Нагар ухудшает контакт щеток с коллектором, что может привести к пропаданию напряжения.
Поэтому при диагностике генератора важно проверить состояние коллектора и при необходимости очистить его.
Для удаления нагара потребуется снять щеткодержатель, чтобы получить доступ к коллектору. Затем аккуратно зачистить коллектор мелкозернистой наждачной бумагой или специальным камнем для коллекторов.
Не следует чрезмерно сильно давить, чтобы не повредить контактные пластины. После зачистки убрать мелкую пыль чистой ветошью.
Коллектор должен иметь ровную, чистую поверхность без царапин и задиров. Это обеспечит оптимальный контакт с щетками.
Если очистка коллектора не помогла — возможно, потребуется шлифовка коллектора в специализированной мастерской или даже замена ротора генератора. Но сначала стоит попробовать восстановить работу щеточно-коллекторного узла очисткой коллектора.
Проверить подшипники генератора
В генераторах используются подшипники для вращения ротора относительно статора. Со временем из-за износа или недостатка смазки подшипники могут начать издавать посторонние шумы, вибрировать или заклинивать.
Это приведет к повышенному трению и нагреву генератора, увеличенному износу деталей. В итоге генератор перестанет вырабатывать электроэнергию.
Поэтому при диагностике генератора стоит проверить состояние подшипников. Покачайте пulley генератора рукой — люфт или заедание будут указывать на дефект подшипника. Также прослушайте генератор на наличие посторонних шумов.
При обнаружении неисправности подшипников их необходимо заменить. Это трудоемкая операция, требующая разборки генератора. Лучше поручить ее специалисту в сервисе.
После замены подшипников и сборки проверьте легкость вращения ротора. Если проблема сохраняется — возможно, придется менять весь генератор.
Таким образом, проверка подшипников генератора поможет вовремя обнаружить и устранить дефект, не допуская дорогостоящего ремонта из-за полной поломки генератора.
Проверить напряжение аккумулятора
После всех проверок и регулировок генератора автомобиль все равно может не заводиться из-за разряженного аккумулятора.
Аккумулятор выполняет две важные функции в автомобиле: запускает двигатель и питает бортовую сеть, когда двигатель выключен.
Если генератор долгое время работал с неисправностью, аккумулятор мог сильно разрядиться из-за недозаряда и не способен запустить двигатель.
Поэтому обязательно нужно проверить напряжение аккумулятора мультиметром. В разряженном состоянии оно должно быть не ниже 12,4 В, а полностью заряженного — 12,6-12,8 В.
Если напряжение ниже 12,4 В — аккумулятор необходимо зарядить точно по инструкции, контролируя напряжение и ток заряда.
Если аккумулятор сильно сульфатирован или вышел из строя, его придется заменить. Устанавливайте аккумулятор той же емкости и размера.
Таким образом, проверка состояния аккумулятора — обязательный этап диагностики генератора. Ведь даже исправный генератор не сможет завести автомобиль с сильно разряженным или неисправным аккумулятором.
Зарядить или заменить аккумулятор
Если проверка показала, что аккумулятор разряжен или неисправен, его необходимо либо зарядить, либо заменить на новый.
Чтобы зарядить аккумулятор, используйте специальное зарядное устройство с автоматическим отключением. Строго следуйте инструкции по зарядному току и напряжению для данного типа аккумулятора. Не допускайте перезаряда.
Лучше всего заряжать аккумулятор медленно, небольшим током в течение нескольких часов. Контролируйте процесс с помощью мультиметра и вовремя остановите зарядку.
Если аккумулятор сильно сульфатирован или не держит заряд, его следует заменить. При установке нового аккумулятора обязательно следите за соблюдением полярности.
Устанавливайте аккумулятор той же или большей емкости. После установки зарядите его перед первым запуском двигателя.
Таким образом, для запуска двигателя автомобиля с неисправным генератором зачастую требуется восстановление или замена аккумулятора. Это необходимо учитывать при диагностике.
Проверить контакты проводов генератора
Плохой контакт в соединениях проводов также может быть причиной неисправности генератора и невозможности завести автомобиль.
Поэтому необходимо тщательно проверить все контактные соединения в цепи генератора.
Осмотрите места присоединения проводов к генератору, к выводному реле, предохранителям и клеммам аккумулятора. Проверьте надежность крепления наконечников проводов.
Если есть ослабленные соединения, подтяните их или замените. Зачистите контактные поверхности наждачной бумагой и обработайте специальной смазкой для защиты от окисления.
Обратите внимание на состояние изоляции проводов. При наличии потертостей, трещин, следов нагрева изоляцию необходимо восстановить или заменить провод.
Хороший надежный контакт в цепи генератора крайне важен для стабильной работы системы электропитания автомобиля. Поэтому регулярно проверяйте контакты при техобслуживании.
Если после проверки контактов генератор все равно не работает — возможно, неисправен сам генератор. Но сначала нужно убедиться, что проблема не в окислении или loose контактах проводов.
Отремонтировать или заменить генератор
Если после всех вышеперечисленных проверок и регулировок автомобиль по-прежнему не заводится из-за неисправного генератора, возможно, потребуется ремонт или полная замена генератора.
Сначала можно попытаться отремонтировать старый генератор. Для этого потребуется полная разборка с демонтажом ротора, статора, щеткодержателя.
Затем проверить состояние всех внутренних деталей — обмоток, подшипников, коллектора. При наличии серьезных дефектов как в роторе, так и статоре, проще заменить весь генератор.
Ремонт генератора в условиях автосервиса обойдется дешевле, чем покупка нового. Но на это уйдет время.
Поэтому иногда проще и быстрее купить и установить новый генератор той же марки и мощности. Современные генераторы надежны и служат долго.
Главное при замене — точно выполнить установку, правильно подсоединив все провода. И не забыть проверить натяжение приводного ремня.
Таким образом, качественный ремонт или своевременная замена помогут решить проблему с генератором и снова завести автомобиль.
Проверить натяжение ремня генератора
После установки нового генератора важно не забыть проверить натяжение приводного ремня.
Ненатянутый прослабленный ремень может пробуксовывать и не обеспечит полноценную передачу крутящего момента от двигателя к генератору. Это приведет к потере мощности и перегреву генератора.
Признаками недостаточного натяжения ремня являются его провисание, скользящий звук при работе двигателя, черные полосы на ремне от пробуксовки.
Чтобы проверить натяжение, используйте специальный прибор — тензометр. Сила натяжения должна соответствовать рекомендациям автопроизводителя для данной модели автомобиля.
Если ремень недостаточно натянут, отрегулируйте натяжение перемещением генератора на кронштейнах крепления. После регулировки надежно затяните крепеж.
Правильное натяжение ремня генератора — залог его долговечности и бесперебойной работы всей системы электрооборудования автомобиля.
Поэтому при замене генератора эта процедура является очень важной для восстановления работоспособности автомобиля.
Проверить крепление генератора
Помимо регулировки натяжения ремня, важно убедиться в надежности крепления самого генератора на двигателе.
Со временем вибрации могут привести к ослаблению крепежных болтов и гаек. Это опасно тем, что генератор может сместиться относительно оси коленчатого вала и начнет биться о корпус, что приведет к его повреждению.
Поэтому при замене генератора обязательно проверьте затяжку его крепежа. Покачайте генератор рукой за корпус — люфты быть не должно.
При наличии люфта подтяните ослабленные болты и гайки моментом согласно спецификации для вашего автомобиля.
Проверьте также крепление генератора к моторам и амортизаторам.
Правильное крепление генератора обеспечит плавность хода, предотвратит вибрации и продлит срок службы всей системы. Это важный момент при устранении неисправностей генератора и двигателя.
Обратиться в автосервис если самостоятельно не удалось решить проблему
Генератор является важным компонентом автомобиля, без которого машина просто не заведется. Его основная функция — подзаряжать аккумулятор во время работы двигателя. Если генератор выходит из строя, аккумулятор быстро разрядится и машина не запустится. Давайте разберемся, что делать, если сломался генератор в автомобиле.
Первые признаки неисправности генератора — это тусклые фары при включенном двигателе, разрядка аккумулятора и отказ запуска машины. При работающем двигателе напряжение должно быть 13,5-14,5 В, а если оно меньше 12 В — скорее всего генератор не работает.
Чтобы понять, сломался ли генератор, можно провести несколько простых проверок самостоятельно:
- Замерить напряжение на клеммах аккумулятора при выключенном и включенном двигателе. Если напряжение одинаковое — генератор не работает.
- Отключить провод от клеммы «B» генератора при работающем двигателе. Если после этого двигатель глохнет — генератор исправен. Если продолжает работать — неисправен.
- Проверить ремень привода генератора. Если он порван или проскальзывает — нужна замена.
Если выяснилось, что генератор сломался, в первую очередь нужно отключить все лишние потребители тока — магнитолу, вентилятор, фары, обогрев и т.д. Это позволит аккумулятору продержаться дольше. Затем аккуратно доехать до автосервиса и не глушить двигатель, чтобы избежать проблем с запуском. Можно также завести машину буксировкой от другого авто.
Часто бывает, что генератор всего лишь слегка «завалился» и после регулировки начнет нормально работать. Поэтому сначала имеет смысл обратиться к автомеханику для диагностики.
Если же генератор действительно вышел из строя, его нужно будет заменить. Стоимость нового генератора для иномарок обычно 3-10 тысяч рублей. Цена установки в среднем 1-2 тысячи. Для отечественных авто цены ниже примерно в 2 раза. Качественный генератор прослужит 3-5 лет. Лучше выбирать оригинальный генератор, а не дешевый неизвестный аналог.
При установке нового генератора обязательно нужно заменить регулятор напряжения. Также проверить состояние ремня привода и при необходимости заменить. После замены генератора обратите внимание на напряжение при работающем двигателе — оно должно быть 13,5-14,5 В.
Чтобы продлить срок службы генератора, вовремя делайте замену масла в двигателе, следите за натяжением и чистотой ремня привода, не перегружайте электросистему автомобиля. При появлении признаков неисправности сразу обращайтесь в сервис.
Подводя итог, если сломался генератор автомобиля, нужно соблюдать следующий алгоритм действий: провести диагностику самостоятельно, отключить лишние потребители тока, аккуратно доехать до автосервиса, заменить генератор и регулятор напряжения. При своевременном обращении к специалистам можно быстро и с минимальными затратами решить проблему с генератором и вновь завести свой автомобиль.