Lada (ВАЗ) 1111 (Oka): технические характеристики и особенности легендарного автомобиля
История создания и производства Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Lada Oka — это легендарный автомобиль, который до сих пор пользуется популярностью у российских автолюбителей. Его история началась в конце 1980-х годов, когда на АвтоВАЗе решили создать доступный и недорогой автомобиль для самых широких слоев населения. Проект получил обозначение ВАЗ-1111 и в народе быстро закрепилось прозвище «Ока» — по названию небольшой речки, протекающей через Тольятти.
Разработка велась под руководством известного конструктора Владимира Соловьева. Инженеры АвтоВАЗа поставили перед собой непростую задачу — создать простой и надежный автомобиль, при этом максимально дешевый в производстве. Решением стало использование уже существующих узлов и агрегатов от «классики» ВАЗ, что позволило сэкономить на разработке.
Первый прототип «Оки» сошел с конвейера АвтоВАЗа в 1988 году. А в 1991 году началось серийное производство седана ВАЗ-1111 в трех комплектациях: стандарт, норма и люкс. Чуть позже появились модификации пикап ВАЗ-11113 и универсал ВАЗ-11115. У автомобиля был простой, но симпатичный дизайн с плавными линиями кузова. Ока производилась и в экспортном исполнении под названием Lada Samara.
Несмотря на все упрощения, ВАЗ-1111 получился довольно современным по меркам начала 90-х. Под капотом располагался четырехцилиндровый двигатель ВАЗ-1111 объемом 1.1 литра и мощностью 54 л.с. Коробка передач — четырех или пятиступенчатая механика. Размеры машины были миниатюрными — всего 3350 мм в длину при колесной базе 2300 мм.
Недорогой и простой в управлении Ока быстро завоевала популярность у россиян. Она стала первым автомобилем для целого поколения наших соотечественников. Конвейер ВАЗа выпускал до 100 тысяч машин в год. Производство различных модификаций ВАЗ-1111 продолжалось вплоть до 2007 года. За это время было выпущено более 1.2 млн автомобилей Lada Oka.
Основные технические характеристики Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Lada Oka появилась в то время, когда большинство российских автолюбителей могли позволить себе только самые простые и дешевые машины. Поэтому конструкторы АвтоВАЗа спроектировали ее как бюджетный автомобиль, максимально упростив конструкцию и отказавшись от излишеств.
Тем не менее, ВАЗ-1111 получился вполне современным для начала 90-х годов. Рассмотрим его основные технические характеристики:
- Двигатель — бензиновый четырехцилиндровый VAZ-1111 объемом 1.1 литра с числом цилиндров 4 и расположением рядное. Мощность 54 л.с. при 5600 об/мин. Крутящий момент 81 Нм при 3000 об/мин. Система питания — однокамерный карбюратор К-126. Расход топлива в городе 9.5 литров на 100 км, на трассе — 6.5 л/100 км.
- Трансмиссия — 4- или 5-ступенчатая механическая КПП. Привод передний.
- Подвеска передняя — независимая пружинная типа Макферсон. Задняя — зависимая, пружинная.
- Тормоза передние — дисковые, задние — барабанные.
- Размеры: длина — 3350 мм, ширина — 1480 мм, высота — 1400 мм. Колесная база — 2300 мм. Колея передних колес — 1240 мм, задних колес — 1224 мм.
- Масса снаряженной машины — 765 кг.
- Максимальная скорость — 135 км/ч.
- Объем багажника у седана — 190 литров, у универсала — 650 литров.
Как видно из характеристик, Lada Oka получилась довольно скромной по мощности и динамике. Малолитражный мотор и небольшой вес обеспечивали приемлемую динамику, но явно недостаточную для современных скоростных автомагистралей.
Зато автомобиль оказался очень экономичным — расход топлива менее 7 литров на 100 км был отличным показателем для бюджетной машины. Несмотря на упрощенную подвеску, Ока обладала мягким и комфортным ходом. Маневренность также была на высоте благодаря малым габаритам и хорошему рулю.
В итоге инженерам АвтоВАЗа удалось создать простой, недорогой и надежный автомобиль для массового потребителя. Lada Oka стала настоящим хитом продаж и лидером российского авторынка в своем классе.
Комплектации Lada (ВАЗ) 1111 (Oka): стандарт, люкс, экспорт
Lada Oka выпускалась в нескольких комплектациях, ориентированных на разные сегменты авторынка.
Базовой была модификация стандарт. Она имела самое простое оснащение, но при этом обладала достойным уровнем безопасности и комфорта:
- Двигатель 1.1 л 54 л.с.
- 4-ступенчатая МКПП
- Передние дисковые тормоза
- Отопитель салона
- Аудиосистема с антенной и 2 динамиками
- Регулируемое водительское сиденье
- Коврики пола
- Брызговики
- Дневные ходовые огни
Следующей по уровню шла комплектация норма. Она дополнительно включала:
- 5-ступенчатую МКПП
- Подголовники передних сидений
- Регулировку рулевой колонки по высоте
- Задний стеклоочиститель
- Дополнительный динамик
- Карманы в дверях
Самой богатой была версия люкс. Она имела расширенный список опций:
- Дворники с омывателем лобового стекла
- Электропривод и обогрев зеркал
- Подогрев передних сидений
- Сиденье водителя с подлокотником и подголовником
- Датчик уровня топлива
- Рейлинги на крыше
- Декоративные колпаки колес
- Тонированные стекла
Для экспорта в Европу выпускалась версия Samara с усиленной антикоррозийной защитой и улучшенной шумоизоляцией. Эта модификация комплектовалась 1.3 л двигателем в 68 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач.
Благодаря разным комплектациям Lada Oka подходила как для молодых и активных автолюбителей, так и для семейного использования. Гибкая линейка позволяла выбрать оптимальный набор опций под любой бюджет и потребности.
Тест-драйв Lada (ВАЗ) 1111 (Oka): впечатления от вождения
Поделимся своими впечатлениями от вождения.
Садясь в салон ВАЗ-1111, сразу обращаешь внимание на простоту и скромность отделки. Все очень функционально и эргономично. Приборная панель с большим спидометром по центру хорошо читается. Рулевое колесо регулируется по высоте. Водительское кресло подходит для комфортной посадки.
Заводим двигатель с первого поворота ключа. Малолитражный мотор отзывчиво реагирует на нажатие педали газа, однако динамика скромная. Разгон до 100 км/ч занимает около 16 секунд. Максимальная скорость в районе 135 км/ч. Коробка передач работает точно, рычаг легко входит в пазы.
В движении Ока проявляет себя как типичный городской автомобиль. Малые габариты и хороший обзор облегчают маневрирование в плотном потоке. Легкий руль позволяет быстро совершать повороты и развороты. Подвеска эффективно глушит большинство выбоин на дороге, обеспечивая комфортный ход.
Небольшой расход топлива радует — в городском цикле Ока довольствуется 8-9 литрами бензина на сотню. Шумоизоляция на приемлемом уровне, хотя на высоких оборотах мотор становится слышен в салоне. Тормоза работают надежно и плавно, без резких рывков и увода в сторону.
В целом Lada Oka оставляет ощущение надежного и неприхотливого автомобиля, прекрасно подходящего для ежедневных поездок. Благодаря простой конструкции и минимуму электроники она не доставит хлопот в эксплуатации. Компактные размеры и маневренность хорошо проявят себя в городских условиях.
Так что неудивительно, что этот бюджетный автомобиль снискал такую популярность в 90-е годы и до сих пор вызывает симпатию у многих российских автолюбителей. Lada Oka стала настоящей легендой отечественного автопрома.
Размеры салона и багажника Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Благодаря компактным внешним габаритам, Lada Oka отличалась небольшими размерами салона и багажника. Тем не менее, для своего класса автомобиль предлагал приемлемый уровень вместительности.
Длина салона составляла 1560 мм. Этого хватало для размещения 4 взрослых человек, хотя на заднем диване было довольно тесно. Высота салона — 1190 мм, что обеспечивало достаточное пространство над головой как спереди, так и сзади.
Ширина салона в районе плеч составляла 1320 мм спереди и 1310 мм сзади. Таких показателей едва хватало для комфортного размещения двух взрослых на переднем ряду. Задние пассажиры испытывали некоторый дискомфорт из-за тесноты.
Передние сиденья имели достаточный диапазон регулировок для установки удобной посадки. Подголовники и ремни безопасности были предусмотрены для всех пассажиров. Отделка салона выполнялась из простых и дешевых, но вполне долговечных материалов.
Объем багажника у седана составлял 190 литров — этого хватало для перевозки 2-3 сумок или чемоданов. У версии универсал объем багажника достигал 650 литров, что позволяло разместить до 4-5 чемоданов или большой объем сумок, пакетов и других грузов.
Для увеличения пространства можно было сложить задний диван. Также предусматривалось несколько отделений для мелких вещей в салоне — кармашки в дверях, отсеки в центральной консоли, бардачок.
Таким образом, несмотря на компактные размеры, Lada Oka предлагала вполне приемлемый для бюджетного автомобиля уровень вместительности. 4 взрослых человека могли с комфортом разместиться в салоне, а объем багажника позволял взять с собой необходимые вещи.
Сравнение Lada (ВАЗ) 1111 (Oka) с основными конкурентами
На момент выхода Lada Oka не имела прямых конкурентов в своем классе на российском рынке. Ближайшими по параметрам моделями, с которыми ее можно сравнить, были ЗАЗ Sens и ВАЗ 2104.
ЗАЗ Sens отличался чуть большими габаритами и несколько более современным дизайном. Двигатель объемом 1.1 литра также имел мощность 54 л.с. У Sens была хорошая управляемость и проходимость за счет переднего привода. Однако по качеству сборки Ока выглядела предпочтительнее.
ВАЗ 2104 («Самара») обладал более вместительным салоном за счет базы 2450 мм против 2300 мм у Оки. Двигатель объемом 1.3 литра выдавал 63 л.с., то есть был чуть мощнее. В пользу ВАЗ 2104 говорила более солидная репутация семейства «классика». Но Ока выигрывала в цене и была проще в обслуживании.
По сравнению с зарубежными конкурентами Lada Oka выделялась малым расходом топлива, неприхотливостью и низкой стоимостью владения. Однако по комфорту и динамике она заметно уступала таким моделям, как Daewoo Tico, Fiat Panda, Renault Twingo.
Главными преимуществами Оки были доступная цена, простота конструкции, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Эти качества и обеспечили ей успех на российском рынке в 90-е годы. Многие автолюбители отдавали предпочтение ВАЗ-1111 перед более комфортабельными, но дорогими в обслуживании иномарками.
Так что в своем ценовом сегменте до 500 у.е. Lada Oka долгие годы оставалась фактически безальтернативным выбором для покупателей, ищущих простой и недорогой автомобиль. И по сей день эта модель пользуется спросом на вторичном рынке благодаря оптимальному соотношению цены и качества.
Габариты Lada (ВАЗ) 1111 (Oka): длина, ширина, высота
Как уже отмечалось, Lada Oka отличалась довольно компактными размерами даже по меркам своего класса. Рассмотрим основные габариты этой модели:
- Длина автомобиля составляла 3350 мм для седана и 3430 мм для универсала.
- Ширина колебалась от 1470 до 1480 мм в зависимости от модификации.
- Высота равнялась 1400 мм у седана и 1420 мм у универсала.
- Колесная база была всего 2300 мм.
- Колея передних колес — 1240 мм, задних — 1224 мм.
- Дорожный просвет — не менее 160 мм, что обеспечивало хорошую проходимость.
Как видно, Lada Oka имела сравнительно короткую базу и более укороченные свесы, чем, например, семейство «классика». Это придавало автомобилю компактные пропорции.
Небольшая длина облегчала парковку и маневрирование в тесных городских условиях. ВАЗ-1111 легко разворачивался на месте и пролезал там, куда не могли проехать более крупные машины.
С другой стороны, маленькая колесная база ограничивала простор в салоне, особенно на заднем ряду. Также компактные размеры негативно сказывались на гладкости хода из-за повышенной чувствительности к неровностям дороги.
Тем не менее, для бюджетного автомобиля такие габариты были вполне оправданны. Они позволяли снизить массу машины и расход материалов при производстве. А небольшие размеры во многом и определили успех Lada Oka как идеального транспорта для города.
В итоге размеры ВАЗ-1111 стали оптимальным компромиссом между дешевизной, компактностью и практичностью. Это и объясняет популярность Оки в 90-е годы как наиболее доступной машины для российских автолюбителей.
Модельный ряд Lada (ВАЗ) 1111 (Oka): седан, универсал, пикап
Lada Oka выпускалась в нескольких типах кузова, чтобы максимально расширить свою аудиторию.
Самой массовой была модификация седан (индекс ВАЗ-1111). Это классический двухобъемный кузов с четырьмя дверями, удлиненным багажником и вместительным салоном. Седан идеально подходил как семейный автомобиль для ежедневных поездок.
Для любителей активного отдыха и перевозки грузов предлагался пикап ВАЗ-11113. Он имел открытую грузовую платформу вместо цельнометаллического кузова. Грузоподъемность составляла 300 кг.
Также в модельном ряду присутствовал универсал ВАЗ-11115. Благодаря большому объемному багажнику, он идеально подходил для перевозки различных грузов, в том числе крупногабаритных. Кузов универсала позволял быстро трансформировать салон для размещения багажа.
Все модификации комплектовались тем же 1,1-литровым двигателем ВАЗ-1111 мощностью 54 л.с. Трансмиссия и ходовая часть также были унифицированы. Это упрощало производство и обслуживание автомобиля.
Благодаря разным типам кузова покупатель мог выбрать наиболее подходящий для себя вариант Оки. Семьи и люди старшего возраста отдавали предпочтение классическому седану. Молодежь выбирала стильный пикап. А универсал ценился за возможности по перевозке грузов.
Гибкая линейка кузовов позволила расширить целевую аудиторию Lada Oka и сделать ее по-настоящему массовой моделью, подходящей для самых разных нужд автолюбителей. Это стало одним из ключевых факторов коммерческого успеха автомобиля в 90-е годы.
Достоинства и недостатки Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Подводя итоги, давайте выделим основные достоинства и недостатки Lada Oka:
Достоинства:
- Низкая цена и доступность. Ока была одним из самых бюджетных автомобилей на российском рынке.
- Простота конструкции. Минимум электроники повышал ремонтопригодность.
- Надежность. Простая и неприхотливая конструкция обеспечивала безотказную работу на протяжении десятков тысяч километров.
- Низкий расход топлива благодаря малолитражному мотору.
- Хорошая маневренность за счет компактных размеров.
- Удобство в управлении и парковке в городских условиях.
Недостатки:
- Слабые динамические характеристики из-за маломощного двигателя.
- Скромный уровень комфорта и шумоизоляции.
- Тесный салон, особенно на задних сиденьях.
- Невысокий ресурс подвески из-за упрощенной конструкции.
- Быстрый износ отделочных материалов салона.
- Невысокое качество сборки первых выпусков.
Тем не менее, несмотря на ряд недостатков, Lada Oka удовлетворяла основным запросам целевой аудитории — простота, надежность, низкая стоимость владения. Минусы по динамике и комфорту были присущи всем бюджетным моделям того времени.
В итоге Ока предлагала оптимальное соотношение цены и качества для своего класса автомобилей. Именно поэтому многие российские покупатели предпочитали ее более дорогим иномаркам, особенно с учетом проблем с обслуживанием последних. А скромные минусы перекрывались главными достоинствами модели.
Актуальность покупки б/у Lada (ВАЗ) 1111 (Oka) в 2023 году
Несмотря на то, что производство Lada Oka было свернуто еще в 2007 году, эти автомобили до сих пор пользуются спросом на вторичном рынке.
С одной стороны, возраст большинства ВАЗ-1111 уже превышает 20-25 лет. За это время износ многих узлов и агрегатов достиг критического уровня. Поэтому требуется тщательная диагностика технического состояния конкретного автомобиля перед покупкой.
Классические неисправности — износ подвески, стуки в двигателе, течь масел, проблемы с электрикой. Обшивка салона и отделочные материалы, как правило, требуют замены. Накапливается усталость металла кузова.
С другой стороны, Ока отличалась надежной простой конструкцией, что позволило многим машинам дожить до наших дней в хорошем состоянии. При должном уходе ресурс ВАЗ-1111 может переваливать за 300-400 тысяч километров пробега.
Главное преимущество покупки — это по-прежнему низкая стоимость автомобиля и его обслуживания. Средняя цена на Оку на вторичном рынке составляет 50-150 тысяч рублей в зависимости от состояния. Запчасти широко доступны по привлекательной цене.
Так что при покупке исправного экземпляра с проверенной историей Lada Oka может послужить еще не один год. Главное — регулярно следить за техническим состоянием и своевременно заменять изношенные детали.
Стоимость Lada (ВАЗ) 1111 (Oka) на вторичном рынке
Как уже отмечалось, одним из главных преимуществ Lada Oka была и остается низкая стоимость на вторичном рынке.
В первую очередь, стоимость зависит от технического состояния конкретного автомобиля. Цена на Оку в идеальном состоянии с свежим кузовом и новым салоном может доходить до 150-200 тысяч рублей. Но такие экземпляры большая редкость.
Средняя цена на хороший экземпляр ВАЗ-1111 с небольшим пробегом (до 200 тысяч км) и незначительными дефектами составляет 70-120 тысяч рублей. Такой вариант оптимален для покупки.
Если пробег больше 250-300 тысяч км, требуется замена многих узлов и агрегатов, цена обычно опускается до 50-80 тысяч рублей. Такую Оку имеет смысл брать только при условии полной замены изношенных деталей.
Также на стоимость влияют комплектация автомобиля, наличие дополнительных опций, состояние интерьера. Зимой цены немного снижаются. А весной и летом подрастают.
Что касается места продажи, то в Москве и крупных городах цены выше примерно на 10-20%. Зато на периферии или в сельской местности Оку можно купить дешевле.
В целом, несмотря на внушительный возраст, хороший экземпляр Lada Oka и сегодня можно приобрести за 1-1.5 тысячи долларов. Это отличная возможность купить бюджетный, простой и надежный автомобиль.
Особенности и стоимость запчастей для Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Большим преимуществом Lada Oka является широкая доступность недорогих запчастей.
Двигатель ВАЗ-1111 унифицирован с семейством «классика», поэтому можно использовать многие детали от ВАЗ-2101 и ВАЗ-2105. Расходники такие как поршневые кольца, прокладки, подшипники стоят недорого.
Кузовные запчасти — крылья, двери, капот, бамперы — также взаимозаменяемые с ВАЗ-2104 (Самара). Их можно найти как новые, так и б/у по привлекательной цене. Стоимость комплекта кузовных деталей начинается от 25-30 тысяч рублей.
Расходные запчасти подвески и тормозной системы — амортизаторы, сайлентблоки, тормозные колодки, диски — имеют широкую доступность. Их цена варьируется от 500 до 2500 рублей за единицу в зависимости от позиции.
Детали интерьера — обшивка салона, сиденья, приборная панель — также несложно найти на вторичном рынке или заказать. Полный реставрационный комплект обойдется примерно в 15-25 тысяч рублей.
Таким образом, запчасти для Оки отличаются хорошей доступностью и низкими ценами. А унификация с «классикой» облегчает подбор расходников. Это еще одно весомое преимущество Lada Oka перед более современными иномарками.
Модернизация и тюнинг Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Несмотря на скромные характеристики заводской модели, Lada Oka оставляет большой простор для модернизации и тюнинга.
Популярная модификация — установка более мощного двигателя ВАЗ-2112 объемом 1.5 л и мощностью 82 л.с. Это значительно улучшает динамику и прибавляет максимальную скорость. Требуются некоторые доработки силового агрегата и кузова.
Также встречается замена 4-ступенчатой КПП на 5- или даже 6-ступенчатую от ВАЗ-21113 или ВАЗ-2115. Это повышает топливную эффективность и комфорт при движении на высоких скоростях.
Популярно усиление подвески спортивными пружинами и амортизаторами, что значительно улучшает управляемость и курсовую устойчивость. Возможна установка стабилизаторов поперечной устойчивости.
Из визуальных модификаций распространены: спортивные бампера, пороги и спойлеры, снижение подвески, литье на дисках, ксеноновые фары, тонировка стекол. Также применяются различные коврики, чехлы, магнитолы.
Грамотный тюнинг позволяет значительно модернизировать устаревшую модель Ока и превратить ее в динамичный и стильный автомобиль. Главное, чтобы все доработки были выполнены качественно и профессионально.
Эксплуатация Lada (ВАЗ) 1111 (Oka): советы владельцам
Рассмотрим основные советы по эксплуатации Lada Oka, следуя которым можно продлить срок службы этого автомобиля и избежать проблем:
- Своевременно меняйте расходные жидкости — масло в двигателе и КПП, тормозную жидкость, антифриз. Используйте качественные материалы из проверенных марок.
- Регулярно проверяйте давление в шинах, люфты в подвеске, любые посторонние шумы или стуки при движении. Сразу устраняйте обнаруженные неисправности.
- Следите за состоянием кузова и салона, своевременно обрабатывайте сколы и царапины. Не допускайте появления очагов коррозии.
- Не перегружайте автомобиль, особенно на задней оси. Периодически промывайте подвеску от солевых и грязевых отложений.
- Избегайте эксплуатации на пределе возможностей — чрезмерно тяжелого багажа, превышения скорости, движения по бездорожью. Это сокращает ресурс.
- Следите за чистотой двигателя, регулярно мойте моторный отсек. Не допускайте утечек масла.
- Не запускайте двигатель при сильно разряженном аккумуляторе, это может вывести из строя электронику.
При соблюдении этих несложных правил Lada Oka прослужит долгие годы и не подведет вас в поездках. Главное — внимательно относиться к техническому состоянию автомобиля и своевременно проводить ТО.
Интересные факты о Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
За годы присутствия на рынке вокруг Lada Oka сложилось много легенд и интересных фактов. Давайте рассмотрим некоторые из них:
- Проект ВАЗ-1111 изначально планировался как замена ЗАЗ-968 на export. Но успех в СССР переориентировал его на внутренний рынок.
- Первоначально автомобиль назывался Спутник, но после распада СССР это имя показалось не совсем уместным, и его сменили на Oka.
- Дизайн ВАЗ-1111 разрабатывал итальянский ателье I.DE.A Institute, что придало ему сходство с Fiat Uno и Daihatsu Cuore.
- В 1993 году Ока выпускалась в специальной версии-тачке для инкассации и перевозки ценностей.
- В 1990-е годы Ока была самой популярной машиной в таксопарках Москвы и других крупных городов.
- Lada Oka неоднократно принимала участие в ралли и других автомобильных соревнованиях, показывая неплохие результаты.
- В начале 2000-х выпускалась укороченная 2-местная версия Оки для инвалидов, не получившая распространения.
- Всего за годы производства было выпущено более 1.2 миллиона автомобилей Lada Oka всех модификаций.
Эти и многие другие факты делают историю Оки увлекательной и интересной. Автомобиль навсегда вписался в историю отечественного автопрома, заслужив любовь миллионов автолюбителей.