Продвинутый тюнинг – установка турбины на машину
Турбонаддув представляет собой механизм, корпус которого содержит вал с крыльчаткой, 2 опорных и 1 упорного подшипников скольжения, уплотнители и 2 улитки. На конструкцию навешивается пневмопривод, функция которого заключается в активации перепускного (байспасного) клапана, предназначенного для регулировки числа оборотов турбины, отвечающей за производительность компрессора.
При увеличении давления воздуха, нагнетаемого компрессором, пневмопривод открывает клапан и сбрасывает часть газов в выхлопную систему, тем самым уменьшая число оборотов вала турбины. Следует отметить, что при выходе турбины из строя, ремонт ее невозможен, она подлежит замене.
Конструкция турбины
Турбина на авто изготавливается из жаростойкого сплава, компрессор — из алюминия, для изготовления вала турбонаддува используется среднелегированная сталь. Корпус т/н изготавливается из чугуна сплошным отливом. Газовый поток, вращающий турбину, формируется чугунной деталью, известной как улитка. Компрессор подает воздух через центральное отверстие, уплотняет его и через кольцевой канал подает в двигатель.
Автомобиль с турбиной требует особого подхода, так как несоблюдение некоторых правил может спровоцировать деформацию улитки.
Свойства турбины
Основной задачей турбины является повышение мощности мотора машины. В настоящее время имеется множество способов повышения мощности двигателя: чип тюнинг, установка фильтров нулевого сопротивления, расточка цилиндров, полировка впускных каналов, использование закиси азота. Наиболее доступным и легким способом повышения мощности мотора является турбина для авто.
Работа турбонаддува заключается в выводе отработанных газов на лопасти турбинного колеса через выпускной коллектор. Турбинное колесо устанавливается на одной оси с компрессионным колесом, которое нагнетает высокое давление воздуха и подает его на впускной коллектор мотора. Эти действия в значительной мере увеличивают мощность двигателя и снижают потребление топлива.
Увеличение мощности двигателя
Для увеличения мощности двигателя авто с турбиной рекомендуется использовать устройства высокого давления. Его отличительной особенностью является наличие клапана, стравливающего избыточное давление при высоких оборотах турбины. Для охлаждения воздуха, нагреваемого в процессе работы турбины на больших оборотах, большинство автолюбителей устанавливают интеркулер.
Для предупреждения задержки реакции автомобиля, в моторе следует установить две параллельные турбины с низкими и высокими оборотами. С задержкой реакции также успешно справляется турбина с наклонным ротором и турбокомпрессоры с керамическими лопастями.
Эксплуатация авто с турбиной
Авто с турбиной требует особых условий эксплуатации. При соблюдении некоторых правил можно продлить срок работы турбины:
- своевременно проводить очистку масляных и воздушных фильтров;
- перед началом движения «прогнать» двигатель на холостом ходу;
- эксплуатировать двигатель в оптимальном режиме.
Установка турбины на авто требует специальных знаний и навыков. При отсутствии синхронности работы турбокомпрессора и мотора автомашины, могут возникнуть повреждения последнего.
Компоненты турбины
При грамотной установке турбины на двигатель серийного производства, его мощность возрастает в 1,5-2 раза. Основным компонентом турбины для авто является выпускной коллектор, снабженный фланцами, совместимыми с «посадочным местом» турбокомпрессора. Для вывода отработанного газа в выхлопную магистраль необходим даунпайп (фланец), к которому необходимо приварить специальную гайку под лямбда зонд.
Для уплотнения зазоров в местах соединения выпускного коллектора и даунпайпа необходимо использовать специальные прокладки. Для сооружения воздушной магистрали используются алюминиевые трубки, силиконовые патрубки и силовые хомуты. Чтобы турбонаддув можно было эксплуатировать на протяжении длительного времени, необходимо периодически смазывать его и не допускать перегрева.
Охлаждение двигателя
После охлаждения турбины охлаждающая жидкость должна быть возвращена в емкость, откуда она была взята. Для этого к турбокомпрессору подводятся маслослив и магистраль отвода жидкости. Несоблюдение данных рекомендаций может привести к выходу турбокомпрессора из строя, снижению давления в системе смазки, нарушениям в работе мотора и появлению очагов возгорания под капотом автомобиля.
Клапаны и форсунки
Турбина содержит еще один важный компонент воздушной магистрали – клапан сброса избыточного давления воздуха (байпас). Он открывается при разрежении давления путем закрытия заслонки дросселя. Для вывода лишнего воздуха наружу используется другой вид байпасного клапана – блоуофф. При его активации появляется шипящий или свистящий звук.
Установка турбины на авто требует монтажа топливных форсунок большей производительности. Они регулируют подачу топлива в камеру сгорания через топливный насос. Для получения баланса подачи топлива и производительности насоса необходимо учитывать прирост мощности двигателя при установке турбонаддува.
Опасность детонации
Авто с турбиной зачастую подвержено детонации, возникающей в моторе из-за увеличения количества топливно-воздушной смеси. Для предупреждения возникновения опасности можно применить несколько способов:
- использовать топливо с высоким октановым числом;
- производить обогащение воздушно-топливной смеси для снижения КПД двигателя. Этот метод требует постоянного контроля над расходом топлива, так как его излишек будет догорать за пределами цилиндров, нагревая турбокомпрессор, выпускной коллектор и выпускной тракт;
- уменьшить угол опережения зажигания;
- снизить степень сжатия, для чего производится установка специальных поршней.
Чтобы двигатель и турбина на авто работали правильно, необходимо ими «правильно» управлять, для чего наиболее оптимальным вариантом является использование программного обеспечения. Программа должна быть настроена под конкретный двигатель, так как любая другая настройка может его повредить.
Перегрев двигателя
Во время увеличения мощности мотора возрастает его температура, которая делает эксплуатацию автомобиля некомфортной. Для предупреждения возникновения подобных проблем, необходимо выявить и устранить причинны:
- низкая производительность помпы, которая может быть увеличена за счет устранения зазора между крыльчаткой и блоком цилиндров;
- устранить неисправность термостата, о которой может свидетельствовать перегрев верхнего патрубка, ведущего к радиатору;
- повысить количество поступающей в радиатор охлаждающей жидкости;
- увеличить продуваемость радиатора путем отвода нагретого воздуха из-под капота путем установки заборника воздуха;
- увеличить производительность основного вентилятора.
Итак, система турбонаддува существенно увеличивает мощность автомобиля, но только грамотная установка и систематический осмотр обеспечат максимальную эффективность и безопасность.
Видео: принцип работы турбины