Регулировка карбюраторов на ВАЗах, скутерах и мопедах
Кардинальным отличием карбюраторных силовых агрегатов от впрысковых ДВС является необходимость ручной регулировки карбюратора, в то время как инжектор самостоятельно производит настройку системы. При этом, единожды отрегулировав систему питания, вам не придется снова возвращаться к этой проблеме. Правда, на разной технике алгоритм настройки может заметно отличаться.
Как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108
Полная настройка карбюратора осуществляется в несколько этапов. Первым делом требуется отрегулировать привод дросселя:
- Проверяется трос на предмет его провисания либо слишком большого натяжения.
- Нужно исходить из того, что при отпущенной педали акселератора заслонка должна быть закрыта полностью, а при выжатой педали — полностью открыта. В случае обнаружения несоответствий норме следует это исправить.
- Вооружившись ключом на 13, фиксируем гайку наконечника оболочки троса. Вторым ключом нужно немного ослабить контргайку и обеспечить возможность самостоятельно выбрать оптимальное расстояние между наконечником и карбюратором.
- После калибровки контргайка зажимается, оценивается работоспособность узла.
Видеоурок по регулировке карбюратора на ВАЗ
www.youtube.com/watch?v=-iYxxRFBWUo
Теперь настраиваем привод воздушной заслонки:
- Открутив крышку от воздушного фильтра, визуально оцениваем свободный ход тяги. В идеале, когда привод был отрегулирован грамотно, то при утопленной ручке управления заслонкой она должна быть полностью открыта.
- Если же дела обстоят иначе, то следует навести на данном участке порядок, ослабив крепежный болт тяги и приступив к настройке привода.
- Чтобы все потом работало правильно, заслонку нужно полностью открыть, а ручку «подсоса» утопить.
- Далее понадобятся плоскогубцы, чтобы вытянуть трос из оболочки и зажать фиксирующий болт.
- Теперь пришло время проверить привод, вытянув ручку. Если заслонка плотно закрылась, то все хорошо.
- При отрицательном результате произведите соответственную корректировку, открутив болт и слегка сдвинув оболочку.
Настройка пускового устройства карбюратора «Солекс»
Третьим этапом регулировки карбюратора должна стать настройка пускового устройства, целью которой является установка пусковых зазоров «А» и «Б», что обеспечит беспроблемный пуск холодного двигателя. Зазор «Б» измеряется при вытянутой до упора ручке «подсоса», находится между стенкой первой камеры карбюратора и кромкой дроссельной заслонки. Зазор «А» образовывается во время пуска мотора, при срабатывании диафрагменного механизма пускового устройства между стенкой первой камеры и кромкой воздушной заслонки.
www.youtube.com/watch?v=uGUHJQ43Cto
Для произведения настройки понадобится шлицевая отвертка, рожковые ключи на 7 и на 8, а также мультиметр, предусматривающий режим тахометра:
- Сначала демонтируем корпус воздухофильтра.
- Затем подключаем один провод тестера к выводу «К» катушки зажигания, другой — к «массе». Если на щитке приборов предусмотрен штатный тахометр, то можно обойтись и его показаниями.
- При вытянутой полностью ручке «подсоса» воздушная заслонка плотно перекрывает сечение первой камеры карбюратора. Производим пуск силового агрегата.
- При помощи отвертки нужно приоткрыть примерно на 30º заслонку, после чего ключом на 7 следует вращать винт регулировки положения дроссельной заслонки (находится под рычагом управления воздушной заслонкой) до тех пор, пока не установится частота вращения коленчатого вала на уровне 3200-3400 об/мин.
- Отпускаем воздушную заслонку.
- Теперь нужно, используя отвертку, крутить регулировочный винт пускового устройства, предварительно ослабив контргайку ключом на 8. Цель — достичь частоты в 2800-3000 об/мин, после чего контргайка зажимается.
Настройка пускового устройства карбюраторов типа «Озон» производится аналогично.
Регулировка холостого хода на примере карбюраторов ВАЗ 2106 и ВАЗ 2107 (Озон, Солекс)
www.youtube.com/watch?v=7dsyoEde6mI
Чтобы правильно настроить холостой ход, нужно прогреть ДВС и включить пару-тройку потребителей электроэнергии от бортсети, например фары, магнитолу, салонный свет. Регулировка холостого хода двигателя в теории должна обеспечивать минимальное количество токсичных веществ в выхлопных газах. И в данном случае желательно иметь газоанализатор. Но, разумеется, почти никто подобного инвентаря в гараже не держит, так что будем смотреть на показания штатного тахометра.
Обратите внимание на два регулировочных винта, расположенных на карбюраторе сбоку внизу:
- Медленно вращая винт 1 (винт качества) в нужную сторону (при закручивании уровень СО понижается, а при отворачивании — повышается), установите его в положение, в котором частота вращения коленчатого вала в условиях холостого хода будет максимальной.
- После этого, вращая винт 2, то есть винт количества смеси, нужно получить частоту вращения вала в диапазоне 1000-1100 об/мин. Надо учитывать, что при заворачивании винта 2 частота уменьшается, при откручивании — увеличивается.
- Теперь, постепенно вворачивая винт 1, снизьте обороты до стандартных 800.
- Когда система питания исправна, концентрация СО в газах не превысит 2%, что вполне укладывается в допустимые нормы. При этом силовой агрегат будет без перебоев увеличивать частоту вращения коленвала при выжимании «газа» и не должен глохнуть после отпускания педали.
Регулировка карбюратора на «Оке»
Значимых особенностей, которые бы усложняли процесс настройки карбюратора «Оки», на самом деле не существует. Устанавливаемые на хэтчбек карбюраторы были созданы на базе распространенных «жигулевских» моделей. В результате большая часть конструкционных отличий связана лишь с адаптацией оборудования к поперечному расположению мотора.
Характерным нюансом, который свойственен системе питания ДВС «Оки», является возможный отток топлива от главных топливных жиклеров и трубки эконостата во время резкого левого поворота.
Это способно привести к незначительным «провалам» в работе силового агрегата. Поэтому рекомендуется в данном случае особо тщательно контролировать уровень горючего в поплавковой камере и не допускать его понижения.
Настройка карбюратора К-135
На карбюраторе К-135 подлежат регулировке системы, отвечающие за минимальные обороты силового агрегата на холостом ходу:
- Необходимо завернуть до упора винты качества, а затем вывернуть их на 3-4 оборота.
- Затем нужно запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры.
- Посредством кручения винта упора выставляется минимально возможная устойчивая частота вращения коленвала.
- Один из винтов качества подлежит завертыванию до появления признаков неустойчивости работы ДВС, после чего винт нужно отвернуть приблизительно на 1/8 оборота. Аналогично поступаем и со вторым винтом качества.
- Используя винт упора, обороты доводим до диапазона 550-650.
- Следует убедиться, что мотор не глохнет при резком нажатии и отпускании педали акселератора. В случае заглохания рекомендуется повысить обороты, но не выше 650 об/мин.
Как отрегулировать карбюраторы К62, К68 на «Урале»
Чтобы начать настройку карбюратора типа К62 или К68 на мототехнике «Урал», следует сперва прогреть мотор на обоих цилиндрах до рабочей температуры и заглушить:
- Со свечи одного из цилиндров снимается высоковольтный провод и замыкается на «массу» (для этого лучше всего использовать зажатый между ребер головки гвоздь).
- Теперь мотор запускается на одном цилиндре, и пора вращать винт регулировки холостого хода, чтобы выставить минимальные устойчивые обороты.
- Что же касается винта качества, то он сперва вворачивается до упора, а потом откручивается на полтора-два оборота.
- После этого можно понемногу отворачивать винт качества, повышая тем самым обороты.
- Надо найти положение, обеспечивающее максимальные обороты, после чего снова уменьшить их до минимальных устойчивых посредством вращения винта регулировки холостого хода. То же придется проделать со вторым карбюратором.
Еще нужно настроить синхронность работы цилиндров оппозита:
- Ставим «Урал» на центральную подножку и вывешиваем заднее колесо, ослабив при этом упоры приводных тросов на карбюраторах.
- Производится пуск мотора и включение четвертой передачи.
- Рукоятку «газа» нужно зафиксировать так, чтобы стрелка спидометра постоянно показывала 40-50 км/ч. Если же имеется тахометр, то ориентируйтесь на 1000 об/мин.
- Попеременно снимая колпачки со свечей, необходимо добиться того, чтобы каждый из цилиндров по отдельности выдавал 40 км/ч.
- Регулировка в данном случае осуществляется посредством затягивания и ослабления упоров приводных тросов. Не стоит забывать и о дроссельных заслонках — они должны находиться в одинаковых положениях и работать синхронно.
Регулируем карбюратор на скутере
www.youtube.com/watch?v=a0rMb8efxkM
Произвести настройку карбюратора скутера довольно просто:
- За основу нужно брать заводские установки. Они подразумевают, что винт качества топливной смеси выверчен на полтора-два оборота, в то время как винт холостого хода — на 2,5 оборота.
- Значит, нужно для верности закрутить винты до упора, после чего оставить их в положении по умолчанию. Как правило, исправный скутер будет при этом равномерно набирать скорость и держать холостые обороты.
- В противном случае выкрутите при прогретом моторе винт качества на два оборота. После этого вворачивайте винт холостого хода.
- Обороты силового агрегата будут расти, и в определенный момент должно сработать сцепление (заднее колесо начнет вращаться). В таком случае стоит лишь открутить винт назад на четверть оборота.
Регулировка карбюратора на мопеде «Альфа»
www.youtube.com/watch?v=yRj-CWoAIrY
Как и в случае со скутером, карбюратор мопеда «Альфа» настраивается после прогрева двигателя:
- Необходимо полностью завернуть винт качества смеси, а потом вывернуть его примерно на 1 оборот.
- Теперь, вращая винт регулировки холостого хода, добиваемся минимальных устойчивых оборотов.
- Затем медленно откручиваем винт качества, пока не начнут возникать перебои в работе ДВС.
- Следующим шагом становится постепенное закручивание винта холостого хода, чтобы двигатель стал работать стабильнее.
- Нужно повторить цикл 2-3 раза, пока не будет получена минимально возможная, но устойчивая частота работы мотора.