Антрифриз и ТОСОЛ: можно ли смешивать и как производить замену ОЖ
Значение охлаждающей жидкости для исправной работы силового агрегата автомобиля переоценить очень трудно. Она постоянно циркулирует по системе, осуществляя функцию понижения температуры горячего двигателя. Конечно, с такой задачей могла бы справиться и обычная вода, если бы не ряд «но».
Во-первых, есть большой риск коррозии металла из-за его постоянного окисления. Поэтому водный раствор имеет в своем составе специальные компоненты, препятствующие образованию очагов коррозии и последующему разрушению системы. Во-вторых, вода замерзает при понижении ртутного столбика до отметок ниже нуля. Поэтому наукой и были разработаны специальные формулы, позволяющие не кристаллизироваться жидкости при −40ºC и даже −70ºC.
При, казалось бы, единой миссии, продукция в данном сегменте отличается по характеристикам, и на рынке присутствует два основных лагеря ОЖ в лице тосола и антифриза. Попробуем же разобраться, чем они отличаются, и можно ли их смешивать.
Разберем, что такое тосол
Тосол некогда был разработан как торговое обозначение советской незамерзающей жидкости для использования в системах охлаждения. Аббревиатура ТОСОЛ расшифровывается следующим образом.
ТОС — это «Технология органического синтеза» (научный отдел НИИ органической химии и технологии, в котором было сделано открытие), в то время как приставка «ол» является характерным признаком наличия в составе спиртов.
В данном случае имеется в виду двухатомный спирт этиленгликоль. Впрочем, по другой версии ОЛ расшифровывается, как «Отдельная лаборатория». Но это уже не принципиально.
www.youtube.com/watch?v=KsaPEl8K5g8
Со временем ТОСОЛ стал именем нарицательным и теперь прочно ассоциируется в сознании наших автомобилистов с отечественной охлаждающей жидкостью. Как правило, ТОСОЛ-40 имеет голубой цвет и рассчитан на всесезонное использование при условии, что зимние температуры не опускаются ниже −40ºC. Соответственно, марка ТОСОЛ-65 рассчитана уже на работу автомобиля в экстремальном холоде вплоть до −65ºC — −70ºC, жидкость имеет красный цвет.
Изменение оттенка и дальнейшее обесцвечивание говорит о потере химическим составом заложенных изначально свойств, например нейтрализация противокоррозионных присадок.
Что такое антифриз, и в чем его отличие от тосола
На самом деле грань между тосолом и антифризом весьма призрачна. Можно услышать множество версий по поводу того, чем отличаются эти два продукта. Но правда в том, что ТОСОЛ — это и есть антифриз, вернее, давний и хорошо известный еще в СССР вид антифриза.
Очевидно, что понятие «антифриз» применяется в более широком смысле и охватывает все марки охлаждающей жидкости. Да и в переводе с английского это слово означает «незамерзайка».
По сути, антифризами являются все водные растворы неорганических солей (хлористый натрий, кальций, калий), глицерин и т.д.
В большинстве случаев используются формулы, включающие спирты, а именно вышеупомянутый этиленгликоль. Также встречаются пропиленгликолевые антифризы, которые менее токсичны, но имеют более низкий порог закипания.
www.youtube.com/watch?v=O9YwOJpMWHg
В целом, товарные позиции в этом диапазоне отличаются «продвинутостью» присадок, которые всячески улучшают работу системы охлаждения. Прежде всего, это антикоррозионные свойства (в случае тосола их имеется только необходимый минимум), а также срок годности самого состава при интенсивной эксплуатации мотора.
Помимо прочего, производители могут красить свою продукцию в различные цвета радуги, чтобы в случае течи водитель сразу мог заметить неполадку и правильно поставить автомобилю «диагноз».
Существенных различий между тосолом и прочими антифризами нет, кроме того, что тосол позиционируется исключительно как бюджетный вариант охлаждающей жидкости.
Учимся, как менять тосол
www.youtube.com/watch?v=v6WHIsR6d_c
Начать стоит с того, что замена производится в ряде случаев. Первый вариант — закончился срок эксплуатации, рекомендованный компанией-производителем. Второй — охлаждающая жидкость явно потеряла свои полезные свойства. Определить это можно по обесцвечиванию тосола. Также имеет значение плотность жидкости.
Особенно важно проверять данный показатель перед зимой, так как низкая плотность указывает на наличие избыточного количества воды, которая попросту замерзнет в случае морозов. Предвидеть возможную кристаллизацию поможет ареометр — данный прибор несложно найти в автотоварах. Допустимый диапазон в соответствии с ГОСТом составляет 1,065-1,085 г/см3.
Сам же процесс замены заключается в следующем. В радиаторе всегда имеется сливное отверстие, закрученное специальным «барашком» или обычным болтом. Отверстие необходимо разблокировать и удалить из системы охлаждения всю отработавшую жидкость. При этом основная крышка радиатора должна быть открыта. После все закручивается обратно, а новый тосол заливается через открытую горловину радиатора.
Требуемый объем ОЖ можно узнать из руководства по эксплуатации конкретного автомобиля. Когда станет видно, что уровень тосола практически подошел к линии горловины, необходимо закрыть крышку радиатора и продолжить залив уже в расширительный бачок ОЖ. Там имеются специальные линии «max» и «min». Вот между ними и должен быть уровень тосола.
После окончания процедуры важно завести мотор и дать ему возможность прогреться до рабочей температуры, в том числе под нагрузкой. Затем, позволив двигателю остыть, вы увидите, что уровень тосола в бачке заметно понизился из-за выхода «воздушных подушек» из системы. Это хороший знак, и нужно лишь долить жидкости до необходимого уровня. На этом все. Через несколько дней эксплуатации есть смысл повторно проверить уровень и при необходимости добавить остатки тосола в систему.
Как менять антифриз
www.youtube.com/watch?v=13Nj4PGKCGU
Само собой, принципиальной разницы в процессе замены тосола и антифриза не существует. Как и в предыдущем случае, нюансы могут быть в особенностях конструкции радиатора, а также в рекомендациях производителя ОЖ.
Также стоит заметить, что многие специалисты советуют осуществлять промывку системы перед заливкой нового антифриза.
Это позволит исключить присутствие старых отложений, грязи и прочего «мусора». Есть также вероятность ухудшения из-за старых остатков полезных свойств заливаемого антифриза.
Чтобы произвести чистку, нужно залить в систему деминирализированную воду и дать мотору поработать порядка 5-10 минут на холостых оборотах. После этого тоже самое необходимо сделать уже при помощи обычной воды — около 15 минут. По завершению чисток нужно все окончательно слить и заправить систему охлаждения свежим антифризом.
Можно ли смешивать антифриз с тосолом
www.youtube.com/watch?v=—O-wjYI98I
Несмотря на прямое родство между понятиями «тосол» и «антифриз», в их составе, как правило, имеются существенные отличия. Как уже говорилось выше, тосол не отличается повышенным вниманием разработчиков к вопросам коррозии системы охлаждения. Поэтому в состав данного вида ОЖ добавляются силикаты. Они осаждаются на стенках каналов, тем самым защищая их от агрессивной химии.
Современный антифриз обычно не содержит силикатов, он менее агрессивен по отношению к металлу системы охлаждения.
В случае смешивания тосола и антифриза происходит ухудшение итогового качества химической формулы, появляется риск развития коррозионных процессов и выпадения осадка.
Поэтому смешивать однозначно нельзя, а замену тосола на антифриз и наоборот советуют делать обязательно с промывкой системы.