Буква Закона: какой глубины протектор зимних шин допустим?
Имея в гараже комплект покрышек, у которых допустимая глубина протектора зимних шин соответствует норме, каждый автомобилист твердо уверен в том, что полностью готов встретить зиму во всеоружии. Все же не стоит быть настолько самоуверенным, а присмотреться к резине внимательнее, поскольку ресурс протектора для зимы и для лета очень разный. Существуют определённые показатели, по которым прошлогодние покрышки лучше вообще не применять, а купить новые. Никакие деньги не идут в сравнение с безопасностью на зимней дороге.
Зимняя резина и закон
Любые правила и законы не растут на ровном месте, а отталкиваются исключительно от практики. Поэтому новое постановление Правительства РФ от первого января 2015 года затронуло регламент неисправностей транспорта, при которых его эксплуатация запрещена. В частности, это коснулось и шин. В новой редакции перечня критических неисправностей покрышки чётко делятся на зимние и летние. Если раньше, по старой классификации транспорта, легковушка могла иметь глубину протектора 1,6 мм, грузовик 1 мм, а автобус 2 мм, то теперь изменилась и классификация, и допуски по износу резины.
Остаточная глубина протектора в летний период для мотоциклов и мопедов осталась равной 0,8 мм, а для другого вида транспорта все сложнее и строже:
- транспорт категории N2 и N3, а также О3 и О4 — 1 мм;
- транспорт категории О1, О2, М1 и N1 — 1,6 мм;
- автомобили категории М2 и М3 должны иметь глубину протектора более 2 мм.
Термин «не менее» был заменён на термин «более», а это означает, что номинал, указанный в регламенте, фактически считается недопустимым.
Остаточная глубина протектора шин, которые предназначены для использования на льду или на снегу, должна быть не более 4 мм. Закон чётко указывает, что под зимней покрышкой подразумевается резина, маркированная специальным образом — либо логотипом с горой Фудзияма, тремя пиками и снежинкой по центру, либо литерами MS в любом сочетании, что означает «mud & snow», грязь и снег. Не обошлось и без оговорок: требование распространяется только на участки дороги с обледенелым или заснеженным покрытием. Стало быть, по асфальту или снежной каше можно ездить по летнему регламенту, а вот по льду — с глубиной протектора зимних шин минимум 4 мм.
Видеосоветы для определения высоты протектора шин без специнструмента
www.youtube.com/watch?v=M5zbT2EbXhQ
Многих вводят в заблуждение термины «остаточная глубина рисунка протектора» и «не более», «не менее». Если говорят о глубине, говорят «не более», а если о высоте протектора — «не менее». Этих сакральных 4 мм распространяются на все типы транспортных средств, обутых в зимнюю резину. Но также важно помнить, что это ограничение не распространяется на зимние покрышки с индикаторами износа, при появлении которого покрышка считается непригодной к использованию на дорогах общего пользования. Появление индикатора приравнивается к наличию порезов, трещин, пробоев, расслоений корда и грыж, словом, использовать её нельзя, разве только вместо запаски.
С запасками отдельная история. Если инспектор уличил водителя в использовании колеса с проступившими индикаторами, но остальные колеса в порядке, то такому нарушителю даются сутки на восстановление пробитого колеса. То же касается и докаток, на ней можно доехать до ближайшего шиномонтажа и отремонтировать покрышку. Штрафа как такового за использование нерегламентной резины нет, но инспектор запросто может составить протокол о том, что автомобиль не соответствует техрегламенту для колёсного транспорта и запретить эксплуатацию. Естественно, что на покрышках, которые не соответствуют новым требованиям допустимой глубины протектора зимних шин, техосмотр пройти не удастся. При этом на одну ось нельзя устанавливать покрышки, у которых разные рисунки протектора, не говоря уже о размерах и типах кордов. Докаток это, естественно, не касается.
Смотрим на протектор, измеряем его глубину
С 1 января 2015 года нам пришлось внимательнее смотреть на резину, зимнюю в том числе. К примеру, б/у-шная зимняя покрышка осенью может иметь вполне допустимых минимально 4 мм высоты рисунка протектора. Но на сколько его хватит и когда наступит критический износ, можно только догадываться. Да и мало кому приходит в голову, что после первого зимнего откатанного сезона, даже если остаток протектора соответствует норме, сцепные свойства покрышки ухудшаются на 10-15%. Индикаторы износа тоже устанавливают не для того, чтобы увеличить мировой шинооборот, а как раз в целях безопасности. Кроме того, с каждым новым сезоном эластичность зимней резины ухудшается.
Если же говорить о межсезонье, то всплывают актуальные темы аквапланирования и слэшпленинга. Аквапланирование — это полная потеря контакта с поверхностью дороги в воде, колесо попросту всплывает на скорости. Компания Nokian провела ряд тестов и выяснила, что на покрышках с глубиной протектора 1,6 мм и уровнем воды в пределах 4-5 мм аквапланирование возможно уже на 70-75 км/ч. При этом высота протектора новой покрышки может удержать автомобиль от потери контакта вплоть до 95-100 км/ч. Слэшпленнинг — это подобное явление, только происходит оно на снежной каше во время оттепели. В случае износа протектора шины (или превышения скорости) потеря контакта с дорогой на обычной резине может возникнуть на 50-60 км/ч, а на зимней, соответствующей нормам 4 мм глубины, на скорости 70-80 км/ч. При этом контактное пятно с дорогой составит только 17% от контакта на новой зимней покрышке. Поэтому остаток в 4 мм не такая уж и роскошь.
Измерить же глубину протектора можно несколькими способами:
- На глаз. Так и поступает большинство автомобилистов, не задумываясь о том, что высота рисунка протектора в разных местах покрышки может быть совершенно разной и визуальная оценка служит разве только для успокоения совести.
- Монета. Не слишком точный, но дающий представление о реальном износе зимней резины метод. Монета вставляется в несколько точек рисунка протектора, с верхней точки прижимается пальцем. После этого полученное расстояние измеряется. Желательно измерять в нескольких местах по ширине шины.
- Штангенциркуль с глубиномером. Простой и надёжный и точный метод. Измерение лучше проводить в 9-12 точках по диаметру и в трёх точках по ширине.
- Специальный цифровой глубиномер.
www.youtube.com/watch?v=oXsHrJ-J8yg
Изначально новая летняя шина может иметь глубину протектора от 6 до 8 мм, а зимняя — от 8 до 11. При этом зимняя на асфальте изнашивается гораздо быстрее летней, поскольку в ней больше прорезей и мягче резина, а нагрузка на каждую шашку протектора увеличивается.
Специалисты говорят, что при 50% износе летней шины она ещё вполне пригодна к эксплуатации, но зимняя покрышка с таким же процентом износа уже никуда не годится.
Чтобы вычислить реальный износ зимней покрышки, достаточно от высоты нового протектора отнять реальный показатель и умножить результат на 100. Если не удаётся узнать высоту протектора новой конкретной шины, можно взять среднее значение:
- скоростная зимняя резина с похожим на летний рисунком протектора может изначально иметь высоту в пределах 7 мм;
- классическая зимняя покрышка получит около 9 мм высоты рисунка;
- зимняя резина повышенной проходимости с так называемым скандинавским рисунком обязана иметь высоту не менее 10-11 мм.
Ставим зимнюю резину правильно
Безусловно, что не каждый может позволить себе каждый сезон покупать новый комплект зимней резины. Перед тем как установить прошлогодний комплект, стоит обратить внимание на ряд важных моментов, кроме высоты протектора, разумеется:
- На скользкой дороге даже самая дорогая летняя резина не так эффективно держит автомобиль и не так эффективно тормозит, как самая недорогая зимняя.
- Если правила хранения покрышек не соблюдались или же резина хранилась вместе с дисками в сборе, колеса необходимо отбалансировать, прежде чем устанавливать.
- Перед установкой зимнего комплекта желательно проверить развал-схождение, поскольку летом незначительное отклонение от нормы не так заметно, как на скользкой дороге.
- Поскольку зимняя резина более эластична, стоит большее внимание уделять давлению в колёсах и проверять его чаще.
- Запаска по возможности должна иметь такой же рисунок протектора, как и остальные колеса.
- Независимо от типа привода, на переднюю ось устанавливают лучшую пару покрышек, поскольку управляемость на скользкой дороге — это очень важно.
- Если соблюдать сезонность покрышек, вовремя чередовать летние и зимние, они прослужат на 30-40% дольше.
Кроме всего, нужно обязательно учитывать условия эксплуатации автомобиля, однако, это касается, скорее, выбора новых зимних шин. Допустимая глубина протектора зимних шин так же важна, как и соответствие покрышек сезону, поэтому выполняя требования техрегламента, мы сами беспокоимся о безопасности своей и безопасности соседей по дороге.