Способы торможения автомобиля
Торможение –один из сложнейших автомобильных манёвров. Умение верно и вовремя использовать разнообразные приёмы торможения в зависимости от условий – это наиважнейший аспект безопасного управления вашим «железным конём». К сожалению, большинство современных автомобилистов в чрезвычайных обстоятельствах пользуются резким торможением, что в большинстве случаев ведёт к опасным последствиям: потере управления машиной и увеличению тормозного пути.
Как вы уже поняли, любой уважающий себя автомобилист должен теоретически и практически изучить различные виды торможения автомобиля. Идеальное торможение – это не только умение правильно использовать сцепление колёс с дорогой и удерживать правильное движение машины, но и способность тормозить с помощью двигателя или во время полного отказа тормозов.
Какие виды торможения существуют?
- Торможение при помощи двигателя
- Аварийное торможение
- Экстренное или неотложное торможение
- Импульсное торможение
При желании можно за несколько тренировок усвоить все предложенные способы торможения. Главное – это упорство и старание. Итак, чтобы узнать, как эффективно тормозить, нужно сначала разобраться: в какой ситуации нужно применять тот или иной вид торможения, а затем постепенно переходить к теории и практике вождения. Давайте постараемся расставить все точки над «и» и разобраться в этом непростом вопросе.
Как тормозить на машине двигателем?
Существует автолюбительская шутка: «Сначала машина начинает тормозить бампером, затем – капотом, после этого – радиатором и лишь в конце – двигателем. » Конечно, это только каламбур и затормозить двигателем вполне реально.
По словам водителей-профессионалов, существует огромное количество способов данного вида торможения. Но обычно используют три основных:
- Обыкновенное отпускание педали газа без переключения на «нейтралку». Если есть надобность, можно немного помочь «тормозом». Этот способ в основном применяется при спокойных обстоятельствах, когда не требуется быстрота действий.
Типичная ошибка: иногда автомобилисты выжимают сцепление, а за тем – «тормоз». Так часто учат в автомобильных школах. Этот способ подходит лишь для движения на небольшой скорости. В другой ситуации нужно первым делом надавить на педаль тормоза, а уже потом выжимать сцепление. - Переход на пониженную передачу. Этот способ является очень эффективным на скользкой (заснеженной, мокрой или обледенелой) дороге. Данный вариант не самый быстрый, но после перехода на более низкую передачу машина становится более-менее управляемой. Возможная ошибка: резкое отпускание сцепления с последующим срывом колёс и потерей управления. При таких действиях автомобиль с передним приводом продолжит скольжение, а с задним – уйдёт в занос. Поэтому обязательно отпускайте педаль сцепления в несколько этапов с небольшим интервалом в одну секунду.
- Объезд препятствия со сбросом газа. Такой вариант применяется только в чрезвычайной, неотложной ситуации, когда нет времени на раздумывание, а другие типы торможения не подходят. При отпускании педали газа автомобиль немного «наклоняется» вперёд, из-за чего на пару секунд повышается общая управляемость машины. В этот момент можно сделать резкий объезд преграды.
Эти советы подходят только для механической коробки передач. Если же у вас машина имеет автоматическую коробку, то хорошенько изучите инструкцию к авто. В ней должны быть описаны способы торможения, подходящие для всех вышесказанных обстоятельств, но соответствующие типу коробки на вашей машине.
Как правильно тормозить на машине во время экстренной ситуации?
Большинство «мелких» аварий (когда одна машина немного «цепляет» другую) случаются по причине незнания повадок своего «железного друга». Если у вас есть желание узнать, как ведёт себя ваша любимец в неотложном случае, то поэкспериментируйте.
Небольшой эксперимент
Лучше всего проводить этот опыт на пустой дороге, где ни одна особа вам не помешает. Для начала разгоните автомобиль до сорока километров в час, после чего резко затормозите. Запомните тормозной путь и резкость наклона. Так проведите несколько экспериментов, постепенно увеличивая скорость на десять километров в час. Такая деятельность поможет вам правильно определить дистанцию на дороге, учитывая особенности машины и скорость вашей реакции.
Большинство водителей понимают буквально фразу «экстренное торможение». На самом деле этот термин означает некий баланс между максимальной силой торможения и полной блокировкой колёс. Научившись чувствовать эту тонкую грань, вы не попадёте в ситуацию, когда колёса заблокируются и ваша машина уйдёт в занос.
Итак, чтобы правильно остановить автомобиль в экстренной ситуации нужно:
- Вначале немного надавить на педаль тормоза. Это делается для легонького торможения машины.
- Через секунду – полностью выжать «тормоз» до характерного блокирования колёс.
- Затем нужно отпустить педаль, примерно до положения, которое было в шаге № 1.
- Выжидаем полсекунды и опять резко вжимаем «тормоз» в пол.
Совершаем данную последовательность действий, пока машина полностью не остановится. Не думайте, что это так просто. Теория – это хорошо, но без практики у вас ничего не получится.
Выше перечисленные действия – это лишь общие черты экстремального торможения в нормальных условиях (сухой асфальт). Давайте «окунёмся» глубже и рассмотрим способы чрезвычайного торможения в различных условиях.
Скользкая дорога (дождь или гололёд)
Если экстремальная ситуация возникла на скользкой дороге, то вы должны придерживаться следующего алгоритма:
- Слегка надавите на «тормоз» на долю секунды, затем отпустите педаль.
- Ещё раз надавите на тормоз, но уже чуть сильнее и длительнее по времени, затем опять отпустите педаль тормоза.
С каждым нажатием постепенно увеличивайте силу и время давления на педаль, пока не дойдёте до полного выжимания.
Если после этих манипуляций машина всё ещё движется, то помогите себе двигателем – тормозите, постепенно понижая передачи.
Заснеженный асфальт
Эксперты советуют, что на заснеженной дороге лучше выжимать «тормоз» до полной блокировки колёс. Объясняется это тем, что перед заблокированными колёсами образуются кучки снега, которые служат дополнительным «оружием» в торможении.
Экстренное торможение с ABS
Если в вашей машине есть антиблокировочная система, то в экстраординарной ситуации просто резко нажмите на «тормоз». Резкий и мощный удар позволит ABS полностью активироваться. Система начнёт посылать 15-20 тормозных усилий в секунду на каждое из колёс, благодаря чему тормозной путь сократиться.
Импульсное торможение автомобиля
Существуют всего два способа этого типа торможения:
- Прерывистое торможение – это чередование полного нажатия на «тормоз» и отпускание педали. Данный способ чаще всего применяется на дорогах с неоднородным сцеплением (например, чередование заснеженных и сухих участков). Перед тем, как вы наедите на более скользкий участок, следует целиком отпускать тормоз.
- Если ситуация экстренная, то эффективности первого способа будет недостаточно. В чрезвычайном случае нужно использовать второй вариант импульсного торможения – ступенчатый способ. Для его осуществления нужно сначала полностью выжать «тормоз» до блокировки колёс. После чего начать понемногу снижать давление на педаль. Не отпуская «тормоз» до конца, снова следует мощное выжимание педали тормоза до упора. Каждый шаг этого вида торможения даёт возможность «почувствовать» дорогу и своевременно уйти от заноса.
Торможение автомобиля в аварийной ситуации
Под словосочетанием «аварийная ситуация» подразумевается полный отказ тормозной системы. Конечно, такое встречается крайне редко, но, тем не менее, обладание навыками аварийного торможения – дополнительная страховка вашей жизни.
Чаще всего аварийное торможение осуществляется стояночным тормозом или контактным способом (использование окружающих препятствий).
Вращательный способ
Последовательность осуществления:
- Делаем резкий поворот рулём и получаем импульс вращения способом включения-выключения «ручника». Держать включённым ручной тормоз нужно до тех пор, пока машина не начнёт входить в занос.
- Затем нужно перейти к вращению автомобиля, скользя задними колёсами за счёт их пробуксовки (для авто с задним приводом). То же самое можно осуществить и на машине с передним или полным приводом.
Скорость вращения зависит от скользкости дороги и массы автомобиля. Лучше заранее произвести несколько тренировок, чтобы в аварийной ситуации не сесть в калошу.
Если вы всё сделаете правильно, то ваш автомобиль станет вращаться и через несколько секунд полностью остановится.
Прочитав эту статью, вы получили большой объём теоретических знаний по различным способам торможения на автомобиле. Теперь вы сами способны ответить на непростой вопрос: как научиться тормозить на машине. Суворов сказал: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Поэтому тренируйтесь – и всё у вас получится!