Полезные советы для автолюбителей

Как часто это делается: когда менять тормозные колодки

Регламент замены тормозных колодок — понятие довольно условное. Безусловным является только отказ тормозов. С этим уже не поспоришь. Машина или тормозит, как вкопанная, или визжит и скрипит, едва замедляясь. Но и это не самый плохой вариант. Хуже, когда тормоза работали идеально всего час назад, но моментально отказывают в самый ответственный момент. Чаще всего не потому, что тормозная система ущербна, а потому, что водитель просто не в курсе, как правильно выбрать, когда поменять тормозные колодки и только ли в колодках дело.

Тормозные колодки фото

На фото тормозные колодки, регламент замены которых пробегом не регулируется

Важные мелочи

Почему-то у одних колодки отрабатывают по 60 тысяч километров, а у других едва дотягивают до 10 при штатном режиме эксплуатации, тяжелые и спортивные условия в расчет не берем. Значит не так важно, при каком пробеге наступает износ тормозов. Не меньшее значение имеет стиль вождения и модель автомобиля, марка колодок и тормозных дисков и барабанов, материал, из которого это все изготовлено. Но не только это. Важные мелочи, на которые мало кто обращает внимание, оказывают непосредственное влияние на работу всей тормозной системы — вспомогательные аксессуары и расходники:

  • тормозные шлаги;
  • демпфирующие и удерживающие пружины и скобы;
  • пыльники;
  • уплотнители;
  • тормозные манжеты;
  • регулировочные тяги и крепеж.

Видеоролик о том, когда нужно менять тормозные колодки

Все это потихоньку накапливается и постепенно приводит к неэффективности работы тормозов и ускоренному износу главного расходника — тормозных колодок.

Редко обращают внимание на состояние и конструкцию самого тормозного диска и барабана, считая их вечными. Брендовые вентилируемые диски действительно могут проходить без замены и проточки гораздо дольше, чем штатные, но и у них есть свой предел прочности. Также колодки можно менять до бесконечности в том случае, если тормозной суппорт деформирован или установлен неправильно изначально. Об этом скажет немного неравномерный износ колодок на одном из колес. Вроде мелочь, а влияет и на износ колодок, и на эффективность торможения. К тому же, такой симптом может привести к внезапному отказу тормозов, что вообще недопустимо.

На долговечность всей тормозной системы, и не только колодок, влияет высокая температура, соль и другие химические реагенты, разбросанные по всем дорогам зимой. Гарантированно можно сказать, что до следующей плановой замены колодок вышеназванные аксессуары уже потеряли часть своих свойств и не могут так же эффективно работать.

Тормозной диск

Состояние и конструкция тормозного диска также может отражаться на износе тормозных колодок

Через сколько километров менять армированный тормозной шланг Форд Фокус 2, не скажет даже ведущий инженер компании. Поэтому экономить на тормозах и ограничиваться заменой одних только колодок нерационально и даже опасно. Заменив полный комплект аксессуаров при смене колодок, мы получаем гарантию того, что тормоза в любой момент сработают точно и четко дозировано, независимо от нагрузки и температуры нагрева.

Из чего делают колодки

Конечно, любой производитель проверяет качество электроникой, и чем серьезнее бренд, тем выше вероятность хорошего качества и долговечности. Производитель ориентируется на определенные стандарты, которые устанавливает автозавод, но вместе с тем продолжает усовершенствовать материалы. У хорошего производителя — хуже не будет. Делфи, к примеру, использует около 20 разных составов для материала передних колодок и 15 для задних. Поэтому в любом случае можно подобрать колодки так, чтобы торможение соответствовало стилю вождения, было мягким и бесшумным, если это необходимо, или цепким и резким, если стиль вождения более агрессивный.

Так, можно выбирать колодки по применяемому в них материалу:

  1. Полуметаллические колодки. Долговечный материал с хорошей теплоотдачей. В составе таких колодок от 25 до 60% металла. Однако они шумные, могут утратить фрикционные свойства на холоде. В их составе может быть железный порошок, порошок меди, стальная паутина.
  2. Безасбестовые колодки. Органические колодки, появившиеся, как замена запрещенному асбесту. Их материалы — кевлар, стекло, резина. Они мягкие и тихие, предполагают размеренный спокойный стиль вождения. При использовании в динамичном режиме изнашиваются очень быстро, при работе выделяют много пыли.
  3. Низкометаллические. Компромиссное решение и наиболее часто встречающийся вид колодок. Практически все автопроизводители комплектуют именно такими тормозами конвейерные автомобили. В частности, все модели ВАЗ — 2109, 2110, 2114 с завода укомплектованы колодками, содержащими до 30% меди или стальной тонкой сетки. Чем больше металла — тем больше шума и тем меньше износ.
  4. Керамические колодки. Хорошие и прогрессивные качественные комплектующие. Они намного легче обычных колодок, дороже, но при этом тише работают и меньше изнашиваются. В основном состоят из керамических волокон, небольшого количества мягких цветных металлов. Практически не пылят, поэтому и изнашиваются гораздо реже. Как пример, обратите внимание, как эффективно и тихо работают тормоза у Ниссан Z350.
Полуметаллические тормозные колодки

Полуметаллические тормозные колодки долговечны, но шумны

Кстати, совсем не значит, что если на Лада Калина с завода стоят дешевые низкометаллические колодки, то нельзя купить керамику или подобрать более комфортные органические колодки. Теперь о регламентах.

Когда менять тормозные колодки

В зависимости от того, какая тормозная система установлена на автомобиле, регламент замены может быть разный. Если не брать к сведению то, о чем мы говорили сначала, а представить, что мы живем в идеальном мире, где все ездят одинаково по одинаково хорошим дорогам и пользуются одинаково хорошими тормозными колодками, то барабанные механизмы требуют замены расходников раз в 100-120 тысяч км. Тем не менее, есть разница — на ВАЗ 2107 или на Приоре с изношенным тормозным барабаном замена задних колодок может потребоваться уже через 50 тысяч, а менять задние колодки на Авео после автосалона нужно через 150 тысяч. С передними колодками — та же история. В идеальных условиях новые передние колодки на дисковые тормоза ставятся через 15 тысяч для нашемарок, для иномарок — срок может быть увеличен вдвое.

Нужно ли менять колодки и через какое время, скажут сами колодки. В буквальном смысле. Визг и скрип изношенных тормозов не услышать нельзя, а ухудшающаяся эффективность их работы только подтвердит целесообразность похода в автомагазин. Скрипит, тянет в сторону, появляются вибрации, педаль стает нечеткая — колодки свое отъездили, и чтобы не убить тормозные диски, меняем колодки как можно скорее. Причем слева и справа, независимо от износа. Контрольная минимальная толщина фрикционной накладки может быть разной для каждого автомобиля, но меньше 2 мм не встречается.

Степень износа колодок и дисков оценивают визуально даже без демонтажа суппорта. Минимальная толщина тормозного диска почти для всех машин — около 10 мм, но это значение, как правило, нанесено на торец диска. В крайнем случае не проблема измерить толщину штангенциркулем. Еще очень важный момент — колодки меняются на одной оси автомобиля одновременно — и справа, и слева, причем все колодки по возможности должны быть произведены одной фирмой.

Замена тормозных колодок Приора

Замена задних колодок на Приоре с изношенным тормозным барабаном может потребоваться уже через 50000 км

Это исключит уводы в сторону при торможении, если окажется, что правые колодки изношены больше. Как ни стандартизируй, все равно фрикционные свойства у каждой партии колодок разные, а тем более у каждого производителя. Теперь самое время узнать немного больше о выборе колодок.

Покупаем тормозные колодки

Дешевая рыбка — плохая юшка. Это безоговорочное правило покупки важных запчастей. Все очень просто — все запасные части делятся (условно, конечно) на четыре большие группы:

  1. Запасные части, поставляемые производителем на сборочный конвейер. Самые дорогие, продавцы говорят о них «оригинал» и дерут сумасшедшие деньги. Такое железо в магазины поступает редко. Колодки с конвейера должны быть в фирменной упаковке автозавода, иначе это «не оригинал».
  2. Aftermarket. Запчасти, которые изготовлены тем же производителем, но для рынка запасных частей. Это тоже «оригинал», но в упрощенном варианте. От конвейерной колодки может отличаться незначительным, но допустимым изменением состава фрикционной накладки, но маркировка должна быть всегда в порядке — никаких размазанных или нечетких надписей.
  3. Дешевые колодки, цены на которые подогнаны с учетом покупательской способности тех стран, в которых они будут продаваться. Но это не значит, что они совсем уж плохие. На упаковке должна быть рекомендация от автозавода, маркировка и состав фрикционной накладки должен быть как минимум как-то обозначен.
  4. Железо непонятного происхождения, которое маскируется под оригинально всеми силами, иногда весьма успешно. Серьезный продавец не станет иметь дело с такими поставщиками, а купив тормозные колодки втрое дешевле оригинальных, владелец молча соглашается с ущербностью и отсутствием качества тормозных колодок. Гарантии на них дать не может никто и официалы их ставить не будут.
Оригинальные тормозные колодки

Самыми дорогими тормозными колодками является колодки от производителя — «оригинал»

Чаще всего приходится сталкиваться с колодками второй и третьей категории. Еще раз повторимся и скажем, что они пригодны к ипользованию и сертифицированы. Так, одна и та же компания может поставлять колодки на конвейер Фольксваген и Шкода, при этом такие же колодки будут идти с конвейера на Рено Логан. Это можно определить по надписи на самих колодках.

С брендом мы определились, теперь стоит определиться со стилем вождения и требованиям к колодкам по уровню шума и жесткости, выбрав фрикционные накладки подходящего состава. Они обеспечат комфортные и надежные тормоза автомобиля, главное не пропустить время следующей замены.

  • Новости
  • Практикум
Власти придумали, как снизить аварийность на МКАД
Читать далее...
Из нового Volkswagen Polo сделают кроссовер-кабриолет
Читать далее...
Москвичам снова обещают погодный Армагеддон
Читать далее...
Парковка в Москве станет бесплатной на пять дней
Читать далее...
Кризису на авторынке предрекли продление до 2023-2024 года
Читать далее...
Трасса М-11 Москва-Петербург: успеют или нет?
Читать далее...
Hyundai запатентовал рулевое колесо как на Е-классе
Читать далее...
Досматривать автомобили хотят разрешить еще одной структуре
Читать далее...
Bentley Bentayga: еще один рекорд
Читать далее...
Новая мера: водителям разрешили скидываться на ремонт дорог
Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2023-2024 году
0 Читать далее...
Хиты 2023-2024 рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Лучшие подарки автовладельцу
0 Читать далее...
КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Устройство и конструкция стойки автомобиля
0 Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
Рейтинг 2023-2024: видеорегистраторы с радар детектором
0 Читать далее...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2022-2023 модельного года
0 Читать далее...