Полезные советы для автолюбителей

Как проверить лямбда зонд мультиметром или тестером

Лямбда зондом называется датчик содержания кислорода в выхлопных газах автомобиля. Прибор входит в систему автоматического регулирования концентрации газовоздушной смеси, подаваемой в камеры сгорания мотора. Он устанавливается непосредственно на выходе коллектора двигателя, перед катализатором или на катализаторе. Полное сгорание топлива в цилиндре обеспечивает повышение КПД двигателя, его экономичность и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Лямбда зонд

Датчик содержания кислорода в выхлопных газах автомобиля называется лямбда зондом

Установлено, что полное сгорание топлива в камере ДВС происходит при достижении оптимального соотношения количества топлива к количеству воздуха 1:14,7. В теории двигателей для оценки состава газовоздушной горючей смеси введено понятие коэффициента избытка воздуха, определяемое как отношение подаваемого количества воздуха в цилиндры к количеству воздуха в оптимальном составе смеси, который обозначается греческой буквой «лямбда». Если λ=1, то смесь считается обеднённой.

В связи с ужесточением экологических требований все современные ДВС производятся с системой автоматического электронного регулирования подачи топлива на основе микрочипа, который не только управляет форсунками, но и осуществляет элементарный контроль исправности зонда по значению напряжения на его выходе. Если напряжение падает ниже рабочих значений, то контроллер сигнализирует о неисправности, зажигая табло «СЕ» (Check Engine).

Проверка работоспособности лямбда зонда является необходимым условием в поиске причин повышенного расхода топлива при работе двигателя. Она должна производиться с применением измерительных приборов — тестером или осциллографом.

Видеоролик о том, как работает лямбда зонд

www.youtube.com/watch?v=56diZTOhEB8

Особенности работы и устройства лямбда зонда

Конструкция зонда напоминает устройство свечи зажигания и состоит из железного корпуса с гранями и резьбой для вкручивания в корпус коллектора выхлопной системы. Уплотнительное кольцо поверх резьбы обеспечивает герметичность крепления. В корпусе установлен чувствительный керамический полый наконечник из диоксида циркония с платиновым напылением на внутренней и внешней поверхности.

Внешняя поверхность наконечника, защищённая от механических повреждений экраном с отверстиями, помещается в поток отработанных газов, а на внутреннюю поверхность попадает атмосферный воздух. При достижении рабочей температуры наконечника 300-3500С из-за разности окислительных реакций между поверхностями возникает разность потенциалов, которая выводится наружу с помощью токосъёмника.

Керамический изолятор и уплотнительная манжета обеспечивают надёжное крепление соединительных проводов и удерживают накальную спираль в полости наконечника. Спираль, предназначенная для быстрого подогрева наконечника до рабочей температуры, присутствует не во всех типах зондов.

Осциллограф

Осциллограф нужен для проверки работоспособности лямбда зонда

Поэтому существуют одно-, двух-, трёх- и четырёхпроводные зонды в зависимости от наличия подогревателя, схемы подачи питания на него и съёма сигнального напряжения. Современные модели авто практически все оснащаются зондами с подогревом. Одно и двухпроводные типы зондов встречаются на старых выпусках Гольф 3 или Пассат Б3.

Как проверить лямбда зонд мультиметром

В инструкциях по эксплуатации всех марок автомобилей проверка лямбда зонда в основном ограничивается измерением значений напряжения, выдаваемых им в различных режимах работы двигателя, с помощью цифрового или стрелочного мультиметра.

Техническую исправность зонда следует проверять в следующих случаях:

  • повышенный расход топлива;
  • появление самопроизвольных рывков автомобиля в движении;
  • нестабильной работе мотора;
  • увеличение норм по токсичности выхлопа;
  • после 5-10 тыс. км пробега.

Принцип и порядок проверки зонда на всех моделях авто одинаков, может отличаться в зависимости от типа применяемых зондов их расположением и значением рабочих напряжений. Так, на автомобилях марки ВАЗ 2114 или более ранних моделей 2110 трёхпроводные лямбда зонды могут располагаться в разных местах выхлопной системы.

www.youtube.com/watch?v=CZNgjO3Vn24

Рассмотрим порядок проверки на типичном примере зонда фирмы BOSH, применяемого на автомобилях марки Ауди 80 или Ауди 100.

Обычно причиной отказа лямбда зонда является неисправность цепи накала или снижение чувствительности наконечника. Целостность накальной спирали и проводов можно «прозвонить» омметром, подключая концы прибора к зажимам двух белых проводов зонда — контакты 3-4 разъёма (в некоторых типах — белый и коричневый провод), которые должны быть предварительно отсоединены от колодки. Сопротивление спирали должно быть менее 5 Ом.

Чувствительность наконечника может быть ухудшена из-за чрезмерного покрытия её рабочей поверхности сажей, серым нагаром или свинцовым налётом, что определяется визуальным осмотром. При наличии таких дефектов зонд подлежит замене. Для проверки термоэлектрических параметров зонда следует подключить концы стрелочного или цифрового вольтметра к контактам 1-2 разъёма или зажимам чёрного и серого проводов лямбда зонда. Проверку нужно проводить при работающем и прогретом двигателе.

Вольтметр

Качественно оценить работоспособность кислородного лямбда зонда можно вольтметром

Установить обороты двигателя 3000 и проверить показания вольтметра на пределе 2В. Прибор должен показывать напряжение около 0,55В. Нажимая и опуская педаль газа, резко увеличивать и уменьшать обороты двигателя. При этом показания прибора должны соответственно увеличиться до 0,8-1В или уменьшаться до 0,4В и ниже. Динамические изменения показаний прибора в указанных пределах говорят о нормальном состоянии зонда. Отсутствие колебаний или более вялые колебания стрелки прибора в меньших пределах говорят о необходимости замены зонда.

Таким образом, вольтметром можно качественно оценить работоспособность кислородного лямбда зонда. Более точная характеристика чувствительности датчика определяется с помощью осциллографа.

  • Новости
  • Практикум
Новый президент АвтоВАЗа: впечатления от завода — положительные
Читать далее...
На базе Tesla Model S построили первый катафалк
Читать далее...
Культовый маслкар провалил краш-тест
Читать далее...
Собянин не позволил закрыть станцию метро Мякинино
Читать далее...
Противоречие знака и разметки: новая попытка принять закон
Читать далее...
Китайский сервис онлайн-шопинга представил первый интернет-автомобиль
Читать далее...
ЗиЛ покажет новинку на Московском автосалоне
Читать далее...
Отзыв Volkswagen Touareg добрался до России
Читать далее...
Эксперты рассказали, какие автомобили покупают компании в РФ
Читать далее...
КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.
0 Читать далее...
Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
Какую машину выбрать женщине или девушке
0 Читать далее...
Автомобили для настоящих мужчин
0 Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2023-2024 года
0 Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris
0 Читать далее...
Шикарные автомобили звёзд
0 Читать далее...