Полезные советы для автолюбителей

Семейство ВАЗ: признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Насколько ни был бы напичкан электроникой современный автомобиль, все равно, даже в электронных системах без механики не обойтись. Электронные блоки управления двигателем работают на основании показаний датчиков. Чем точнее будут эти данные, тем точнее ЭБУ будет корректировать работу мотора, тем экономичнее и мощнее будет двигатель. Среди всех сканеров, передающих информацию на блок, датчик положения дроссельной заслонки занимает особенное место. С виду — улитка улиткой и размером с пятак, а от его работы зависят практически все системы и функции инжекторного двигателя. Прежде чем говорить о неисправностях самого датчика, стоит разобраться вообще о чем речь, какие бывают признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки и зачем он вообще нужен.

Современные автомобили

Даже в современных авто с электронными системами без механики не обойтись

Зачем заслонке датчик

Датчик дроссельной заслонки представляет собой подвижный механический узел. Его положение в реальном времени контролируется ЭБУ и чем выше точность его показаний, тем точнее система настраивает двигатель на текущий режим работы. Грубо говоря, если диапазон работы датчика разделить на сегменты, то каждому из них должна соответствовать определенная реакция блока управления. Если сегментов будет три, то мы и получим всего три режима работы двигателя. А если их будет тысяча, то столько же вариантов настроек нам предложит ЭБУ. Словом, чем точнее датчик, тем эластичнее работа двигателя.

Вроде бы все просто, но не совсем. Электронную педаль газа тоже внедрили неспроста. В ранних системах впрыска дроссельная заслонка приводилась в движение тросом или тягой. Простое и надежное решение. К тому же на комфорт управления автомобилем это никак не влияло. Но по мере того как конструкция машины усложнялась, в ней появились дополнительные системы, требующие более эластичного отзыва не только от водителя, но и от дроссельной заслонки в первую очередь.

Видеоролик и проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки

Это:

  • система курсовой устойчивости;
  • антиблокировочная система;
  • антипробуксовочная система;
  • управляемые электроникой коробки передач;
  • противозаносные системы;
  • системы круиз-контроля.

Вся эта когорта требует обязательной реакции дроссельной заслонки не только на действия водителя, но и на сигналы этих систем. Поэтому-то в Приорах, Калинах, ВАЗ 2110, 2112, Ниссан Примера Р10 и стали применять привод дроссельной заслонки электронного, а не механического типа. Эти системы не просто определяют положение дроссельной заслонки, но и заставляют реагировать ее не только на педаль газа.

Причем это не единственный и не самый лучший вариант привода заслонки. В разное время на разных автомобилях, в частности, на Опель Вектра, Мазда 626 и Тойота Кемри до 2002 года выпуска были реализованы более сложные электромеханические приводы дроссельной заслонки, где датчик положения мог изменять угол открытия дросселя, но приводился еще при помощи троса. Такая система имеет смысл в том случае, когда качество электронных комплектующих имеет определенный допуск.

фото дроссельная заслонка

На фото дроссельная заслонка, которая в ранних системах впрыска приводилась в движение тросом

К примеру, ВАЗ 2110 сильно тупит при наборе скорости со стандартным приводом дросселя. Но стоит заменить электронный привод на другой такой же, только с несколькими настройками и по-человечески выполненный, машину просто не узнать. Эта штука называется бустер для педали газа, но на самом деле, она просто представляет собой электронный привод, который нормально работает и соответствует всем номиналам. Так вот, о датчике.

В этих самых первых системах использовались угловые датчики механического типа. Они были довольно неточными и капризными. Стоило поменяться погоде, датчик менял свои показания, сбивая с толку ЭБУ, а блок принимал сигнал за оптимальный, поэтому моторы с такими старыми датчиками механического типа прожили недолго. Им на смену пришли потенциометры абсолютно разных конструкций. То есть, конструкция у них одна, с точки зрения механики, а вот принцип работы несколько отличается. Не станем нырять с головой в физику и особенности электрического сопротивления поверхностей, но такая система тоже далека от идеальной.

В результате от механики отказались практически полностью, а контроль за дроссельной заслонкой взвалили на электронно-следящие устройства. Причем в некоторых автомобилях установлены по несколько датчиков заслонки сразу. Стали появляться и датчики угла положения дроссельной заслонки бесконтактного типа и о них мы поговорим немного позже. Датчики с потенциометрами, которые применялись в автомобилях до этого имели один большой недостаток — трущиеся поверхности. Как всякая поверхность с фрикционным влиянием, она имеет не слишком длительный срок службы. Рабочая поверхность потенциометра просто вытирается и в работе мотора появляются провалы и сбои. А дело всего-навсего в этом датчике. Поэтому сегодня потенциометры стараются заменять на приборы бесконтактного типа. Они не всегда полностью взаимозаменяемы, но позволяют более корректно контролировать положение заслонки, что влияет на точную коррекцию электронным блоком управления всех электронных систем автомобиля.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Поломки у него, как мы уже выяснили, более чем простые, но проявляются они слишком разнообразно. Для того чтобы обвинять в нестабильной работе двигателя датчик, необходимы веские причины и доказательства. Есть несколько методик диагностирования датчика. Вкратце мы с ними познакомимся.

Дроссельная заслонка ВАЗ

В автомобилях семейства ВАЗ стали применять привод дроссельной заслонки электронного, а не механического типа

Любой датчик заслонки с потенциометром сконструирован так. Сам датчик находится на корпусе дросселя. На оси дросселя жестко закреплен потенциометр. На один его вывод подается базовое напряжение 5 вольт, второй вывод идет на минус, а третий, подвижный контакт, и есть сигнальный. С него и снимается импульс, который подается на ЭБУ. Этот сигнал и является основным для определения угла момента зажигания, расчета нужного количества бензина в конкретный момент, а также для определения режима работы мотора в принципе. Насколько это важно, можно судить по одному простому примеру. При запуске двигателя количество бензина вычисляется по таким параметрам:

  • температуре двигателя;
  • положению коленвала;
  • углу опережения зажигания;
  • углу поворота самой заслонки.

Стоит датчику неправильно выдать сигнал, и мы уже не запустим двигатель, потому что ЭБУ подаст слишком много топлива, зажигание сработает не вовремя. В итоге — залитые свечи, мертвый мотор и посаженый аккумулятор. И это только самый простой пример неисправности датчика заслонки.

В системе впрыска нет системы холостого хода в традиционном понимании. То есть все расчеты для работы мотора на холостом ходу проводятся исключительно на основании показаний датчика дросселя. Если заслонка закрыта совсем, тогда ЭБУ переходит в режим уравновешивания оборотов, это и есть некоторое подобие системы холостого хода в карбюраторных моторах. А частота вращения коленвала здесь уже зависит от температуры антифриза, от прямой нагрузки на коленвал, от температуры воздуха, который попадает в камеру сгорания и от скорости движения машины в том числе.

Еще одним признаком некорректной работы датчика положения дросселя может стать повышенный расход топлива. Происходит все следующим образом. Если датчик выдает слишком низкий уровень сигнала, ЭБУ воспринимает его, как закрытие заслонки и переводит автомобиль в режим холостых оборотов. Но заслонка открыта. В этом случае система включает дополнительную подачу топлива, которое необходимо в переходных режимах. Следовательно, при нормальном режиме движения и стабильных оборотах, двигатель получает топлива в два раза больше.

датчик положения дроссельной заслонки

Все расчеты для работы двигателя на холостом ходу проводятся только на основании показаний ДПДЗ

Мало того что он и не просил этого топлива, бензина расходуется вдвое больше, потому что задействована система переходного режима, система холостого хода. Это все влияет и на работу двигателя. Он начинает работать нестабильно, может дергаться на переходных режимах, при резком разгоне могут возникнуть провалы, а катализатор просто не справляется с таким количеством несгоревшего топлива, о чем докладывает блоку управления. А блок уже, недолго думая, включает Джеки Чана, лампочку Check Engine.

Коды ошибок и регулировка датчика положения дросселя

Теперь перейдем к практике. Если мы замечаем следующие тревожные симптомы в работе двигателя:

  • потеря мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • нестабильная работа двигателя на холостых;
  • провалы и дергания при плавном наборе скорости;
  • двигатель глохнет при резком сбросе газа;
  • при постоянном положении педали газа в движении автомобиль дергается,

то в таком случае перво-наперво проверяем систему на наличие ошибок.

Коды ошибок в автомобилях Дэу Ланос, Шевроле Авео, Дэу Нексия, а также на автомобилях с установленной инжекторной системой опционально — Нива, ВАЗ 2114, ВАЗ 2107, Опель Кадет, будут 21 и 22. На автомобилях Форд Фокус 2, Рено Логан, Ауди и Фольксваген коды могут быть другие. В любом случае необходимо проверить цепь датчика положения заслонки. Как он подключается, мы уже знаем. В полностью закрытом положении датчик должен выдавать 0,5 вольт на подвижном контакте, а при полностью открытой заслонке — 5В.

При этом нужно учесть, что у автомобилей Дэу и Шевроле датчики работают в одну сторону, а у автомобилей ВАЗ — в противоположную. Несмотря на схожесть конструкции, заменить их нельзя. Проверить датчик можно при помощи мультиметра. Его подсоединяют к соответствующим выводам, включают зажигание и плавно нажимают на педаль газа. Показания вольтметра должны плавно, без провалов изменяться от 0,3-05В до 4,7-5В. Если есть хотя бы один небольшой скачок, датчик нужно заменить.Цена датчика для автомобилей ВАЗ — около 500 рублей. Бошевский датчик можно купить от 2 до 4 тысяч, в зависимости от модели автомобиля. Если сам датчик в порядке, контакты чистые и надежные, тогда причину неисправности нужно искать в другом месте. Теперь мы готовы к борьбе с великим и ужасным датчиком положения дроссельной заслонки.

  • Новости
  • Практикум
Самый крутой Mercedes получил бронированную версию
Читать далее...
Spyker выпустит четырехдверный автомобиль
Читать далее...
Американцы представили шестиколесный пикап
Читать далее...
Кинолог — новая версия УАЗ Пикап
Читать далее...
Porsche Macan теперь можно купить на 700 тысяч дешевле
Читать далее...
В Москве заработал уникальный способ оплаты парковки
Читать далее...
Видео дня. Гонка между Porsche и катером, а проиграл Smart
Читать далее...
Пробки хотят победить платным въездом в города
Читать далее...
Минфин предложил реформировать систему ОСАГО
Читать далее...
Страховщики не хотят отвечать за ремонт по ОСАГО
Читать далее...
Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan
0 Читать далее...
Автомобили для настоящих мужчин
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2023-2024 модельного года
0 Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...
Хиты 2023-2024 рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Рейтинг надежных машин 2023-2024 года
0 Читать далее...
Какие машины угоняют чаще всего
0 Читать далее...
Самые лучшие машины 2023-2024 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
0 Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...