Какие свечи зажигания лучше и когда их необходимо менять?
Резьба, изолятор и два контакта. И это рабочий орган системы зажигания, от которого зависит работа всего двигателя? Так и есть. Свеча зажигания не так проста, как кажется, не так дешева, как за нее просят и не так вынослива, как пишут на упаковках. Свеча свече рознь, и какие свечи зажигания лучше для бензинового двигателя, а какие для газового, какие для мороза, а какие для жары, тоже имеет значение. Попробуем хотя бы вкратце разобраться в этой искрометной истории, чтобы свечи служили эффективно и долго.
Конструкция и параметры свечей
На первый взгляд, не так уж она и сложно устроена. Но это только кажется, потому что свеча зажигания неразборная и обращает на себя внимание крайне редко. Если внимательно посмотреть на свечу в разрезе, явно видно ее основные элементы:
- Контактный вывод. Он служит для надежного подключения высоковольтного провода.
- Изолятор. Изолирует не только от прохождения электричества, но и в первую очередь от высокой температуры, поэтому он такой массивный. И это только видимая его часть. Основная часть находится в камере сгорания и предохраняет рабочую часть электрода от перегрева.
- Гофрированная часть изолятора не просто удерживает колпачок с высоковольтным проводом, а и предотвращает возможные пробои на корпус.
- Электроды. Между ними возникает искра, когда подается высоковольтный импульс.
- Уплотнительная прокладка на резьбовой части. Предотвращает прорыв газов из камеры сгорания.
При всей своей простоте, свеча имеет массу характеристик, которые влияют на качество, интенсивность искрообразования и это во многом зависит от материалов, из которых свеча изготовлена. Вначале обратимся к параметрам свечей, которые одинаково важны для любого автомобиля, будь то карбюраторный ВАЗ 2107, инжекторный Рено Дастер или двигатель двухтактного мотоцикла Иж Юпитер.
Видеоурок о том, какие свечи зажигания лучше
www.youtube.com/watch?v=bgi4UqdieSc
Характеристики свечей зажигания
Прежде чем решить, какие свечи зажигания лучше для конкретного двигателя, нужно определить калильное число свечи. Это и есть самый главный параметр, который влияет на подбор свечи к двигателю.
Калильное число характеризует давление, при котором происходит самовоспламенение смеси без искрообразования и является числом условным. Что-то вроде коэффициента отношения давления, марки топлива, температуры в камере сгорания. А эти данные, естественно, исходят от того, для какого автомобиля подбирается свеча. Этот параметр должен неукоснительно соблюдаться при установке свечей с небольшим допуском для кратковременного использования в сторону увеличения. Если использовать свечу с меньшим калильным числом, последствия могут быть самыми плачевными, вплоть до разрушения головки блока, поршневой и газораспределительного механизма, а самым безобидным может стать пробой прокладки головки. Отечественные свечи еще могут как-то делиться по калильному числу (8, 11, 14, 17, 20, 23, 26). Импортные же производители такую классификацию отвергают и делят свечи на горячие и холодные.
Зазор на электродах свечей также важен и он указан в инструкции по регулировке автомобиля. Это просто расстояние между боковым и центральным электродом и для каждого типа двигателя он определяется индивидуально. Более того, если в моторе 2114 или 2109 рекомендуемый зазор 0,8 мм, не факт, что двигатель будет стабильно работать именно с таким зазором. На процесс искрообразования очень влияет бензин, точнее, его качество, а оно крайне нестабильно. Поэтому иногда может потребоваться изменить зазор в меньшую сторону для того, чтобы пробить искру было проще. А в некоторых случаях наоборот, для того чтобы искра была мощнее, зазор можно увеличить. Зазор выставляется при помощи специального калиброванного щупа, но при этом следует очистить свечи от нагара.
Самоочищение свечей — одно из основных свойств, которые ценятся в эксплуатации. Понятие, естественно, довольно условное, но одни свечи могут пройти и 90 тысяч без замены или элементарной очистки, а другие через 5 тысяч км отказываются давать искру. Здесь уже все вопросы только к производителю свечи и на нефтеперерабатывающий комбинат. Часть топлива сгорает, а некоторая часть его, самые тяжелые фракции, остаются на стенках камеры сгорания и на днище поршня, на клапанах и на контактах свечи. Каждый производитель хочет видеть свои свечи на пьедестале почета, как самые стойкие и не поддающиеся образованию на них нагара, но это не всегда соответствует истине. А проверить это можно только опытным путем. Пожалуй, поэтому японские свечи NGK и считаются самыми боевыми, несмотря на идентичные характеристики с другими свечами. Что-то они там знают. Даже при их подходе к калильному числу, достаточно просто поставить свечу немного холоднее, и двигатель заработает лучше.
Виды свечей зажигания
www.youtube.com/watch?v=J6d1EbgD0wU
Как таковой классификации свечей не существует, но есть условное деление их на обычные, иридиевые и платиновые. Понятно, что это названия материалов, которые входят в состав электродов в той или иной степени. Классические свечи имеют медные электроды, а в остальных есть определенный процент платины и иридиевого сплава. Существуют также комбинированные свечи, где электрод медный, но покрыт специальными сплавами для увеличения ресурса. Платиновые и иридиевые свечи самые долговечные, а также свечи на основе сплавов из них практически не выгорают.
Есть свечи с одним или двумя, а бывают и с тремя внешними электродами. Теоретически, это должно было бы увеличивать интенсивность искрообразования, но, как показала практика и исследования в лаборатории, искры больше не становится. Единственным плюсом мультиконтактных свечей можно назвать тот факт, что, когда один электрод закоксовывается, в работу включается второй, а оба одновременно они практически не работают.
Когда менять свечи
www.youtube.com/watch?v=4WvJ-IKAaVQ
Каждый производитель старается ставить свои сроки замены свечей. Так, для ВАЗ старых выпусков ресурс свечей составлял 25-30 тысяч км. При этом нужно учесть, что речь шла о тех свечах, которые были доступны в то время и о той конструкции автомобиля, которая была тогда. Сегодня, на том же десятом семействе ВАЗ, 2112, Приоре, 2114, 2115 с инжектором, автомобилях ГАЗ, замена свечей может проходить и на 30 тысячах, хотя завод на этом не настаивает. Более современные автомобили, такие как популярные Шевроле Ланос 1.5, Лачетти 1.6, Дэу Нексия, Рено Логан, Хендай Акцент, Фольксваген Поло Седан, с небольшой степенью сжатия могут тоже обойтись заменой свечей в районе 60 тысяч км. Это в том случае, если свечи стандартные. Более дорогие свечи не будут беспокоить гораздо дольше, но их целесообразнее ставить на автомобили с более высокой степенью сжатия и работающими на бензине с более высоким октановым числом. На Форд Фокус 2, Хендай Солярис, Мицубиси Ланцер, а также на последние Лада Гранта, Лада Калина 2 нормальным пробегом платиновых или иридиевых свечей, даже с нашим бензином, будет 80-90 тысяч км.
А если свечи не менять?
Все-таки лучше менять. Не важно, на бензине автомобиль или с ГБО, ресурс свечей имеет определенный предел и первыми признаками того, что свечи просятся на выход может стать трудный запуск и вялая динамика при хорошем состоянии мотора и всех систем. Также, если на ровном месте растет расход топлива, не помешает выкрутить пару свечей и посмотреть, в каком они состоянии. Самым трагичным результатом халатного отношения к свечке может стать детонация двигателя. Она будет тем более опасна, что ее никто не ждет и все, казалось бы, работает исправно. Только итогом может стать одна ударная волна, которая выведет из строя половину двигателя.
Следовательно, устанавливая свечи на автомобиль, необходимо сверять калильное число с тем, которое указал производитель и при любой возможности стоит поглядывать на свечи и состояние электродов, контролировать зазор между ними. И, конечно, топливо должно быть максимально качественным, тогда свечи не станут о себе напоминать 50, а то и 60 тысяч километров.