Электросхема ВАЗ 2110 – от вентилятора охлаждения до прикуривателя
У каждого автомобиля есть свои секреты популярности. У ВАЗ 2110 — это простота при полной доступности в ремонте. Капот десятки всегда гостеприимно открыт для любителей отремонтировать машину при помощи стандартного набора ключей и пары отверток. Иногда может понадобиться тестер. Вот именно о применении тестера в ремонте неполадок электрики десятого семейства будем сегодня говорить.
Схема электрооборудования ВАЗ 2110
Электросхема ВАЗ 2110 проста и понятна, тем не менее сама по себе — просто набор цветных полосок. Если научиться разбираться в ней, никаких проблем с электрикой десятого семейства, да и вообще автомобилей ВАЗ, не будет. Все ВАЗовские бортовые электросистемы выполнены по допотопной схеме с одним проводом. Минусовым проводом служит сам кузов автомобиля. Схему эту, к слову, приручили еще в 1967 году, когда осваивали выпуск ВАЗ 2101. Поскольку никаких архисложных электроприборов бортовая электрика не содержит, то и справиться с ее ремонтом сможет даже человек, далекий от радиотехники. Для того, чтобы найти неисправность в цепи, достаточно пальцем провести по проводу определенного цвета на схеме. И все. Неисправность будет найдена.
Наша задача — максимально упростить работу со схемой и рассмотреть некоторые ее особенности, связанные с появившемся только на десятке дополнительным оборудованием, а также получить базовые навыки вычисления неисправности по цепи и ликвидация простейших, наиболее часто встречающихся, поломок электрооборудования ВАЗ 2110 и ее последователей. К схеме могут идти некоторые поправки, которые связаны с особенностями двигателя с карбюратором, который ставился на 2110, с инжекторным двигателем на 8 и 16 клапанов.
Схема бесконтактного зажигания 2110
Это пример простейшей одноклеточной системы зажигания, которая в принципе, еще проще в обслуживании и в настройке, чем контактное зажигание старого образца.
Видеоролик по электросхеме ВАЗ 2110
www.youtube.com/watch?v=SfCG2tKNvUs
Система зажигания состоит из:
- аккумуляторной батареи;
- прерывателя;
- реле трамблера;
- свечей зажигания;
- электронного модуля зажигания;
- контроллера;
- датчика положения коленвала;
- задающего управляющего диска.
В бесконтактной схеме зажигания 2110 сложности могут возникать только по причине некачественных комплектующих. Как правило, этим отличаются модули зажигания. Самое противное в этой ситуации – что в магазине их не проверишь, а работоспособность прибора выясняется только на ходу. Неисправности электронного модуля выражаются просто — отсутствие искры на свечах зажигания.
Тем не менее, если углубиться в процесс поиска искры, то можно начинать использовать нашу цветную схему, чем мы и займемся:
- На модуль может просто не поступать импульс от датчика вращения коленвала, а сам модуль может быть вполне рабочий. Чтобы в этом убедиться, достаточно тестером замерять напряжение на выходе датчика. Если импульс не поступает, а провода визуально целы, то следует заменить датчик.
- Может не работать сам модуль. Он проверяется осциллографом, но не у каждого физика и радиотехника в гараже лежит эта штуковина, поэтому его прозванивают при помощи тестера, и, если результатов нет, то его заменяют.
- Проверим цепь высокого напряжения. Если искры нет на всех 4 свечах, тогда вопрос, скорее всего, к центральному проводу или к его контактам в прерывателе. Провода проверяются поочередно, а пробитые или визуально поврежденные заменяются.
- Если проводился ремонт и двигатель отказывается запускаться, нужно проверить подключение высоковольтных проводов в порядке работы цилиндров — 1-3-4-2.
Вопросы о регулировке зажигания пока оставим в покое, поскольку это отдельная история, сегодня есть вопрос поважнее.
Монтажный блок ВАЗ 2110
www.youtube.com/watch?v=rxPsEBbw79I
Больше всего вопросов в схеме электрооборудования вызывает именно монтажный блок, потому что в нем сконцентрировано практически все, что касается защиты силовых и сигнальных цепей автомобиля ВАЗ 2110. По сравнению со старыми моделями ВАЗ, где все реле, предохранители и прочие важные мелочи были разбросаны по всему автомобилю. И под капотом, и в салоне, и даже в багажнике. После 30 лет кропотливой работы заводу удалось все-таки собрать почти все предохранители и реле в одну коробку и поставить ее не так, как в девятке, между лобовым стеклом и моторным отсеком, где блок периодически заливало дождями, а в салоне. Его сложнее достать, но здесь он будет целее.
В монтажный блок ВАЗ 2110 и автомобилей семейства входят все предохранители и большая часть реле. По большому счету, это центральный модуль, мозг всей системы электрооборудования десятки. Теперь найти неисправный предохранитель или реле стало проще, а с 1998 года корпуса реле заменили на пластмассовые квадратные и каждое реле помечено, так что перепутать их не получится.
В целом блок состоит из:
- пластмассового корпуса;
- печатных плат;
- реле включения всех силовых потребителей энергии на борту, по схеме все реле обозначены литерой К;
- плавких предохранителей, которые обозначены литерой F;
- разъемов для коммутации с электрической проводкой, на схеме коннекторы обозначены литерой Х.
Обозначения элементов и неисправности монтажного блока
Если со схемой электрооборудования еще можно как-то разобраться, то с монтажным блоком — темный лес. Все что нам известно, это назначения предохранителей, которые можно посмотреть в любой таблице. Некоторые из реле не поместились по каким-то причинам в основной монтажный блок и инженеры приняли стратегическое решение разнести некоторые элементы по передней панели. Так, основной монтажный блок находится слева от водителя по аналогии со старыми блоками предохранителей. В той же нише находится еще один небольшой блок, а в центральной консоли спрятан еще один. Чтобы разобраться, что куда упрятали, рассмотрим те реле, которые стоят в этих трех блоках.
www.youtube.com/watch?v=uEYPFLVeS2Q
В основном блоке находятся 6 реле, каждое из которых несет свои функции: это реле ламп малой мощности К1, реле привода дворников К2, реле аварийной сигнализации К3, К4 и К5 включают дальний и ближний свет, а реле К7 запускает обогрев заднего стекла. За главным блоком находится второй монтажный блок, к которому нужно обращаться в случаях, если возникают неисправности с питанием вентилятора, топливного насоса, блока зажигания (это три реле), а также там можно найти предохранители контроллера зажигания, датчика спидометра, предохранитель датчика массового расхода кислорода, предохранители датчика прогрева, продувочного клапана, бензонасоса и модуля системы питания. Эти предохранители должны быть номиналом в 15 А. В консоли спрятали все, что не вместилось в эти два блока — реле противотуманок и дополнительного освещения, иммобилайзера, центрального замка.
Предохранители, амперы и борьба с жуками
Теперь несколько слов о предохранителях. Каждый из них защищает определенную цепь, которая рассчитана на определенную нагрузку, поэтому крайне нежелательно устанавливать предохранители других номиналов, особенно выше, чем указаны в схеме. Не нужно быть Эдисоном, чтобы понять, что при перегрузке электрической цепи током, который превышает расчетный, провода начинают плавиться, потом замыкать накоротко, что приводит к пожару. Особенно это касается высоконагруженных потребителей. К примеру, цепь прикуривателя страдает больше всего из-за того, что в прикуриватель чего только не включают: и холодильники, и автопылесосы, и мойки высокого давления, и компрессоры.
Но всему есть предел и предохранитель может не выдержать нагрузки и оплавиться. Тогда начинается применение жучков из сигаретной фольги или проволоки. Это делать, мягко говоря, неразумно по той причине, что из-за одного автомобильного холодильника можно сжечь всю машину и все вокруг нее. Поэтому номиналы предoхранителей соблюдать нужно неукоснительно. Вот они:
- 5 ампер — габариты, подсветка багажника, освещения номеров и панели приборов;
- 7,5 ампер — лампы ближнего света, стопов, задняя противотуманка, подсветка замка зажигания, свет в салоне;
- 10 ампер — контролька стоп сигнала, фонарь заднего хода, аварийка, повороты, нити дальнего света, противотуманки;
- 15 ампер — конструкторы посчитали, что прикуривателю хватит и 15 ампер, а вместе с ним в цепи и переносная лампа;
- 20 ампер — вентилятор радиатора, печки и подогрев сидений, омыватель и дворники, звуковой сигнал;
- 30 ампер — стеклоподъемники;
- 25-амперный предохранитель защищает цепь отопителя салона.
Когда мы освоим схему электрооборудования ВАЗ 2110, никакие проблемы, касающиеся стартера, генератора и обслуживающих их реле, как и всего остального электрооборудования, не смогут помешать провести диагностику, обнаружение неисправности и ее устранение.