Полезные советы для автолюбителей

Электросхема ВАЗ 2110 – от вентилятора охлаждения до прикуривателя

У каждого автомобиля есть свои секреты популярности. У ВАЗ 2110 — это простота при полной доступности в ремонте. Капот десятки всегда гостеприимно открыт для любителей отремонтировать машину при помощи стандартного набора ключей и пары отверток. Иногда может понадобиться тестер. Вот именно о применении тестера в ремонте неполадок электрики десятого семейства будем сегодня говорить.

Схема электрооборудования ВАЗ 2110

ВАЗ 2110 фото

На фото — ВАЗ 2110, электросхема которого сама по себе очень понятна

Электросхема ВАЗ 2110 проста и понятна, тем не менее сама по себе — просто набор цветных полосок. Если научиться разбираться в ней, никаких проблем с электрикой десятого семейства, да и вообще автомобилей ВАЗ, не будет. Все ВАЗовские бортовые электросистемы выполнены по допотопной схеме с одним проводом. Минусовым проводом служит сам кузов автомобиля. Схему эту, к слову, приручили еще в 1967 году, когда осваивали выпуск ВАЗ 2101. Поскольку никаких архисложных электроприборов бортовая электрика не содержит, то и справиться с ее ремонтом сможет даже человек, далекий от радиотехники. Для того, чтобы найти неисправность в цепи, достаточно пальцем провести по проводу определенного цвета на схеме. И все. Неисправность будет найдена.

Наша задача — максимально упростить работу со схемой и рассмотреть некоторые ее особенности, связанные с появившемся только на десятке дополнительным оборудованием, а также получить базовые навыки вычисления неисправности по цепи и ликвидация простейших, наиболее часто встречающихся, поломок электрооборудования ВАЗ 2110 и ее последователей. К схеме могут идти некоторые поправки, которые связаны с особенностями двигателя с карбюратором, который ставился на 2110, с инжекторным двигателем на 8 и 16 клапанов.

Схема бесконтактного зажигания 2110

Это пример простейшей одноклеточной системы зажигания, которая в принципе, еще проще в обслуживании и в настройке, чем контактное зажигание старого образца.

Видеоролик по электросхеме ВАЗ 2110

Система зажигания состоит из:

  • аккумуляторной батареи;
  • прерывателя;
  • реле трамблера;
  • свечей зажигания;
  • электронного модуля зажигания;
  • контроллера;
  • датчика положения коленвала;
  • задающего управляющего диска.

В бесконтактной схеме зажигания 2110 сложности могут возникать только по причине некачественных комплектующих. Как правило, этим отличаются модули зажигания. Самое противное в этой ситуации – что в магазине их не проверишь, а работоспособность прибора выясняется только на ходу. Неисправности электронного модуля выражаются просто — отсутствие искры на свечах зажигания.

Схема бесконтактного зажигания 2110

Некачественные комплектующие влияют на качество работы бесконтактной схемы зажигания 2110

Тем не менее, если углубиться в процесс поиска искры, то можно начинать использовать нашу цветную схему, чем мы и займемся:

  1. На модуль может просто не поступать импульс от датчика вращения коленвала, а сам модуль может быть вполне рабочий. Чтобы в этом убедиться, достаточно тестером замерять напряжение на выходе датчика. Если импульс не поступает, а провода визуально целы, то следует заменить датчик.
  2. Может не работать сам модуль. Он проверяется осциллографом, но не у каждого физика и радиотехника в гараже лежит эта штуковина, поэтому его прозванивают при помощи тестера, и, если результатов нет, то его заменяют.
  3. Проверим цепь высокого напряжения. Если искры нет на всех 4 свечах, тогда вопрос, скорее всего, к центральному проводу или к его контактам в прерывателе. Провода проверяются поочередно, а пробитые или визуально поврежденные заменяются.
  4. Если проводился ремонт и двигатель отказывается запускаться, нужно проверить подключение высоковольтных проводов в порядке работы цилиндров — 1-3-4-2.

Вопросы о регулировке зажигания пока оставим в покое, поскольку это отдельная история, сегодня есть вопрос поважнее.

Монтажный блок ВАЗ 2110

Больше всего вопросов в схеме электрооборудования вызывает именно монтажный блок, потому что в нем сконцентрировано практически все, что касается защиты силовых и сигнальных цепей автомобиля ВАЗ 2110. По сравнению со старыми моделями ВАЗ, где все реле, предохранители и прочие важные мелочи были разбросаны по всему автомобилю. И под капотом, и в салоне, и даже в багажнике. После 30 лет кропотливой работы заводу удалось все-таки собрать почти все предохранители и реле в одну коробку и поставить ее не так, как в девятке, между лобовым стеклом и моторным отсеком, где блок периодически заливало дождями, а в салоне. Его сложнее достать, но здесь он будет целее.

В монтажный блок ВАЗ 2110 и автомобилей семейства входят все предохранители и большая часть реле. По большому счету, это центральный модуль, мозг всей системы электрооборудования десятки. Теперь найти неисправный предохранитель или реле стало проще, а с 1998 года корпуса реле заменили на пластмассовые квадратные и каждое реле помечено, так что перепутать их не получится.

Монтажный блок ВАЗ 2110

Вся защита силовых и сигнальных цепей ВАЗ 2110 сконцентрирована в монтажном блоке

В целом блок состоит из:

  • пластмассового корпуса;
  • печатных плат;
  • реле включения всех силовых потребителей энергии на борту, по схеме все реле обозначены литерой К;
  • плавких предохранителей, которые обозначены литерой F;
  • разъемов для коммутации с электрической проводкой, на схеме коннекторы обозначены литерой Х.

Обозначения элементов и неисправности монтажного блока

Если со схемой электрооборудования еще можно как-то разобраться, то с монтажным блоком — темный лес. Все что нам известно, это назначения предохранителей, которые можно посмотреть в любой таблице. Некоторые из реле не поместились по каким-то причинам в основной монтажный блок и инженеры приняли стратегическое решение разнести некоторые элементы по передней панели. Так, основной монтажный блок находится слева от водителя по аналогии со старыми блоками предохранителей. В той же нише находится еще один небольшой блок, а в центральной консоли спрятан еще один. Чтобы разобраться, что куда упрятали, рассмотрим те реле, которые стоят в этих трех блоках.

В основном блоке находятся 6 реле, каждое из которых несет свои функции: это реле ламп малой мощности К1, реле привода дворников К2, реле аварийной сигнализации К3, К4 и К5 включают дальний и ближний свет, а реле К7 запускает обогрев заднего стекла. За главным блоком находится второй монтажный блок, к которому нужно обращаться в случаях, если возникают неисправности с питанием вентилятора, топливного насоса, блока зажигания (это три реле), а также там можно найти предохранители контроллера зажигания, датчика спидометра, предохранитель датчика массового расхода кислорода, предохранители датчика прогрева, продувочного клапана, бензонасоса и модуля системы питания. Эти предохранители должны быть номиналом в 15 А. В консоли спрятали все, что не вместилось в эти два блока — реле противотуманок и дополнительного освещения, иммобилайзера, центрального замка.

Предохранители, амперы и борьба с жуками

Теперь несколько слов о предохранителях. Каждый из них защищает определенную цепь, которая рассчитана на определенную нагрузку, поэтому крайне нежелательно устанавливать предохранители других номиналов, особенно выше, чем указаны в схеме. Не нужно быть Эдисоном, чтобы понять, что при перегрузке электрической цепи током, который превышает расчетный, провода начинают плавиться, потом замыкать накоротко, что приводит к пожару. Особенно это касается высоконагруженных потребителей. К примеру, цепь прикуривателя страдает больше всего из-за того, что в прикуриватель чего только не включают: и холодильники, и автопылесосы, и мойки высокого давления, и компрессоры.

Предохранители ВАЗ 2110

Предохранители других номиналов устанавливать крайне не рекомендуется

Но всему есть предел и предохранитель может не выдержать нагрузки и оплавиться. Тогда начинается применение жучков из сигаретной фольги или проволоки. Это делать, мягко говоря, неразумно по той причине, что из-за одного автомобильного холодильника можно сжечь всю машину и все вокруг нее. Поэтому номиналы предoхранителей соблюдать нужно неукоснительно. Вот они:

  • 5 ампер — габариты, подсветка багажника, освещения номеров и панели приборов;
  • 7,5 ампер — лампы ближнего света, стопов, задняя противотуманка, подсветка замка зажигания, свет в салоне;
  • 10 ампер — контролька стоп сигнала, фонарь заднего хода, аварийка, повороты, нити дальнего света, противотуманки;
  • 15 ампер — конструкторы посчитали, что прикуривателю хватит и 15 ампер, а вместе с ним в цепи и переносная лампа;
  • 20 ампер — вентилятор радиатора, печки и подогрев сидений, омыватель и дворники, звуковой сигнал;
  • 30 ампер — стеклоподъемники;
  • 25-амперный предохранитель защищает цепь отопителя салона.

Когда мы освоим схему электрооборудования ВАЗ 2110, никакие проблемы, касающиеся стартера, генератора и обслуживающих их реле, как и всего остального электрооборудования, не смогут помешать провести диагностику, обнаружение неисправности и ее устранение.

  • Новости
  • Практикум
Общественная палата требует остановить строительство ЦКАД
Читать далее...
В России придуман робот, который заменит дорожников
Читать далее...
Российский завод Hyundai оказался лучше корейского
Читать далее...
В Москве появятся проездные-брелоки
Читать далее...
Водителя Владислава Суркова накажут за нарушение ПДД
Читать далее...
ЗиЛ покажет новинку на Московском автосалоне
Читать далее...
У Renault Logan и Sandero появилась новая мощная версия
Читать далее...
МАЗ создал новый автобус специально для Европы
Читать далее...
Ravon R2 доедет до России, несмотря на аресты руководства марки
Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
ЧТО нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит?, как долго взять авто в кредит.
0 Читать далее...
Самых дорогостоящие машины в мире
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
Автомобили для настоящих мужчин
0 Читать далее...
Какие машины угоняют чаще всего
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Рейтинг самых дорогих автомобилей
0 Читать далее...