Какой автомобиль ВАЗ-2114: полный обзор легендарной «четырки»
Год начала производства ВАЗ-2114
Легендарная «четырка» ВАЗ-2114 появилась на свет в далеком 1995 году на автозаводе «АвтоВАЗ» в Тольятти. Этот автомобиль стал настоящим прорывом для отечественного автопрома — ведь именно на «четырке» впервые в истории массового производства ВАЗа были использованы передовые на то время технологии — такие как инжекторный двигатель, передние дисковые тормоза, более современная подвеска. Конечно, по сегодняшним меркам ВАЗ-2114 устарел, но для 90-х годов эта машина была настоящим прогрессом.
Многие автолюбители до сих пор помнят тот ажиотаж, который поднялся вокруг премьеры «четырки». Люди готовы были отстоять огромные очереди ради того, чтобы заполучить новенький ВАЗ-2114. И надо сказать, что автомобиль оправдал ожидания — мощный по тем временам 75-сильный двигатель в сочетании с легким кузовом хэтчбека обеспечивал динамику, о которой владельце «классики» могли только мечтать. К тому же, ВАЗ-2114 получился достаточно экономичным — расход топлива на трассе не превышал 8-9 литров на сотню.
Так что можно с уверенностью сказать, что именно с появлением ВАЗ-2114 в середине 90-х началась настоящая революция в отечественном автопроме. И хотя с тех пор много воды утекло, «четырка» до сих пор пользуется любовью миллионов автолюбителей. Ведь эта машина стала по-настоящему народным автомобилем, открыв эру доступных и вместе с тем современных отечественных авто.
Особенности дизайна и кузова ВАЗ-2114
Внешний вид ВАЗ-2114 стал настоящим прорывом для отечественного автодизайна 1990-х годов. Ведь если «классика» ВАЗа выглядела довольно archaic, то «четырка» поражала современным и динамичным обликом.
Прежде всего, изменения коснулись кузова — вместо устаревшего седана на ВАЗ-2114 использовался модный в то время кузов хэтчбек. Благодаря этому автомобиль выглядел гораздо более современно и стремительно.
Кузов ВАЗ-2114 отличался обтекаемыми формами и низким силуэтом, который позволял развивать довольно высокую по тем временам скорость — до 160 км/час. Аэродинамический обвес, включавший спойлер на крыше и обвесы порогов, также способствовал улучшению ходовых качеств.
Оригинальной деталью дизайна ВАЗ-2114 стали большие треугольные фары. Задние фонари также выделялись неординарной формой. В салоне использовались современные на то время материалы отделки.
Можно сказать, что именно благодаря футуристичному дизайну в сочетании с доступной ценой ВАЗ-2114 снискал такую популярность в 1990-е годы. Этот автомобиль стал мечтой для миллионов россиян. И даже сегодня, спустя почти 30 лет, «четверка» выглядит вполне современно и привлекательно. Поэтому неудивительно, что ВАЗ-2114 до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке.
Технические характеристики ВАЗ-2114
Несмотря на солидный по тем временам возраст, технические характеристики ВАЗ-2114 и по сей день выглядят довольно достойно. Давайте рассмотрим их подробнее:
— Двигатель — рядный 4-цилиндровый карбюраторный (на первых выпусках) или инжекторный, рабочим объемом 1.5 литра. Мощность двигателя составляла 75 л.с. при 5600 об/мин. Крутящий момент — 123 Нм при 4000 об/мин.
— Трансмиссия — 5-ступенчатая механическая коробка передач. Привод передний.
— Кузов — 3-дверный хэтчбек.
— Размеры: длина — 3900 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1410 мм, колесная база — 2460 мм.
— Масса снаряженной машины — 980 кг.
— Максимальная скорость — 160 км/ч. Разгон до 100 км/ч за 13,8 секунды.
— Расход топлива в городском цикле — около 10-11 литров на 100 км, на трассе — 8-9 литров на 100 км.
— Тормоза передние — дисковые, задние — барабанные. Усилитель тормозов в базовой комплектации отсутствовал.
— Подвеска передняя — независимая пружинная типа Макферсон, задняя — зависимая пружинная.
Как видно из характеристик, по меркам 1990-х ВАЗ-2114 выглядел вполне современным и динамичным автомобилем, особенно если учесть его доступную цену. И даже сейчас, несмотря на возраст, «четырка» вполне способна поспорить по динамике с некоторыми бюджетными моделями 2000-х годов.
Двигатель ВАЗ-2114: мощность и расход топлива
Двигатель стал одной из главных изюминок ВАЗ-2114 по сравнению с предыдущими моделями ВАЗ. Под капотом «четверки» располагался рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 1,5 литра.
На первых партиях ВАЗ-2114 устанавливался карбюраторный двигатель мощностью 75 л.с. Он отличался приемлемым для того времени уровнем динамики и вместе с тем довольно экономичным расходом топлива.
Однако уже в 1996 году на конвейер пошла модернизированная версия ВАЗ-2114 с инжекторным двигателем. Благодаря этому мощность выросла до 83 л.с., а расход топлива снизился.
По трассе на скорости 90 км/ч автомобиль расходовал всего около 7 литров бензина на 100 км. В городском цикле средний расход составлял 10-11 литров. Для своего времени это были весьма достойные показатели.
Максимальная скорость ВАЗ-2114 с инжекторным двигателем доходила до 175 км/час. Разгон до сотни занимал 12,5 секунды. Для отечественного бюджетного автомобиля 1990-х годов такие характеристики выглядели фантастически.
Мотор ВАЗ-2114 отличался надежностью и неприхотливостью. При своевременном ТО он способен пробегать без капремонта по 300-400 тысяч километров.
Комплектации и оснащение ВАЗ-2114
Несмотря на позиционирование как бюджетной модели, ВАЗ-2114 изначально имел довольно богатое базовое оснащение по меркам своего времени.
В базовой комплектации присутствовали:
— Центральный замок
— Электростеклоподъемники
— Аудиосистема с антенной и динамиками
— Отопитель салона
— Подголовники задних сидений
— Бортовой компьютер
— Иммобилайзер
Для повышения комфорта за доплату можно было установить:
— Кондиционер
— Литые диски
— Тонировку стекол
— Обогрев зеркал
— Подогрев передних сидений
— Электропривод и обогрев зеркал
По желанию покупателя на ВАЗ-2114 ставили магнитолу, автосигнализацию, дополнительную шумоизоляцию.
Таким образом, даже в базовой комплектации «четверка» выглядела весьма привлекательно на фоне предыдущей «классики». А за доплату можно было сделать ВАЗ-2114 вполне комфортабельным авто. Это также способствовало популярности модели в 90-е годы.
Управляемость и ходовые качества ВАЗ-2114
Благодаря легкому кузову и мощному по тем временам двигателю, ВАЗ-2114 отличался довольно динамичным характером и хорошей управляемостью.
Легкий руль с усилителем позволял легко маневрировать в городских условиях. На трассе «четырка» шла уверенно, неплохо держала дорогу на высоких скоростях.
Подвеска спереди независимая типа Макферсон обеспечивала комфортабельный ход и устойчивость на поворотах. Задняя зависимая пружинная подвеска также работала достойно на разбитых дорогах.
Для своего времени ВАЗ-2114 выделялся отменной динамикой — до сотни автомобиль разгонялся за 12-13 секунд. Максимальная скорость достигала 175 км/час у «инжектора».
Расход топлива также был вполне умеренным для такой динамики — 8-9 литров по трассе. В городе автомобиль потреблял около 10 литров бензина на 100 километров.
Тормозная система с передними дисками также работала надежно, обеспечивая уверенное замедление даже с высоких скоростей.
В целом ВАЗ-2114 и по сей день остается одним из самых динамичных и приятных в управлении автомобилей ВАЗ.
Надежность и ремонтопригодность ВАЗ-2114
Несмотря на все инновации, ВАЗ-2114 сохранил главное достоинство отечественных автомобилей — надежность и неприхотливость.
Мотор, трансмиссия и ходовая часть «четверки» отличаются долговечностью и ремонтопригодностью. Двигатель при правильной эксплуатации спокойно проезжает 300-400 тысяч километров до первого капремонта.
Кузов ВАЗ-2114 также отличается коррозионной стойкостью, что важно для российских климатических условий. Автомобиль может много лет эксплуатироваться без значительного поражения кузова ржавчиной.
ВАЗ-2114 неприхотлив в обслуживании — достаточно своевременно менять расходники и проводить ТО. Отсутствие сложной электроники также снижает возможность поломок.
Запчасти для «четверки» отличаются хорошей доступностью и низкой стоимостью. Практически любую деталь можно найти на развале или заказать по приемлемой цене.
Ремонт ВАЗ-2114 не требует специального оборудования и в большинстве случаев может быть выполнен своими силами. Также ремонт можно сделать в любом автосервисе, где есть опыт работы с отечественными автомобилями.
Таким образом, ВАЗ-2114 объединяет современные на момент выпуска характеристики и традиционную для ВАЗа надежность и ремонтопригодность.
Популярные модификации ВАЗ-2114
Благодаря своей популярности, ВАЗ-2114 породил множество различных модификаций как заводского, так и кустарного производства.
Среди официальных модификаций наиболее известны:
ВАЗ-2114-20 — фургон на базе «четверки» для коммерческих перевозок.
ВАЗ-2114-40 — пикап с открытым грузовым отсеком.
ВАЗ-2114-60 — седан, представлявший собой удлиненную на 10 см «четверку» с добавленной парой дверей.
Также выпускались версии ВАЗ-2114 под названием «Лада-Самара». От обычной «четверки» они отличались доработанным интерьером и расширенным перечнем опций.
Но еще большую популярность приобрели кустарные тюнингованые модификации ВАЗ-2114. На базе «четверки» создавались как скромные «заряды» повышенной мощности, так и раритетные авто в стиле JDM.
Многие фанаты ВАЗ-2114 до сих пор вкладывают душу в индивидуальную доработку легендарной «четырки», превращая ее в эксклюзивный автомобиль.
Стоимость ВАЗ-2114 на вторичном рынке
Несмотря на солидный возраст, ВАЗ-2114 и в наши дни пользуется устойчивым спросом на вторичном рынке благодаря своей надежности и простоте в обслуживании.
Стоимость ВАЗ-2114 на вторичном рынке во многом зависит от года выпуска, пробега, комплектации и общего состояния конкретного автомобиля.
За «четверку» 1995-1997 года выпуска с пробегом около 200 тысяч километров просят порядка 100-150 тысяч рублей. Машины последних лет производства могут стоить дороже — до 200 тысяч рублей.
Цены также разнятся по регионам — в центральной части России «четверки» стоят дороже, чем на Урале или в Сибири.
В любом случае, стоимость ВАЗ-2114 остается весьма демократичной. А учитывая низкую стоимость владения и обслуживания, «четверка» до сих пор остается одним из самых выгодных предложений на вторичном рынке для автолюбителей с небольшим бюджетом.
Интересные факты о ВАЗ-2114
За более чем 20-летнюю историю легендарной «четверки» накопилось немало любопытных фактов:
— ВАЗ-2114 стал первым отечественным автомобилем с кузовом хэтчбек. До этого на ВАЗе выпускались только седаны и универсалы.
— Прототипом дизайна ВАЗ-2114 послужил итальянский Fiat Tipo. Но сходство носило лишь внешний характер.
— На момент начала производства ВАЗ-2114 был самым футуристическим отечественным авто. Его обтекаемый дизайн резко контрастировал с «квадратными» моделями ВАЗ.
— В 1990-е годы ВАЗ-2114 часто можно было увидеть в фильмах и сериалах в качестве «модной тачки».
— На базе хэтчбека ВАЗ-2114 были созданы уникальные гоночные автомобили для российских кольцевых гонок.
— В 1999 году на базе модели 2114 начался выпуск удлиненного седана «Лада-Самара». Производство классической «четверки» прекратилось в 2002 году.
— Несмотря на 30-летний возраст конструкции, ВАЗ-2114 до сих пор пользуется спросом благодаря простоте и недорогому обслуживанию.
Мнения автолюбителей о ВАЗ-2114
Несмотря на солидный возраст, ВАЗ-2114 до сих пор вызывает массу теплых воспоминаний и положительных отзывов у автолюбителей:
— Многие отмечают динамичный и современный по меркам 90-х дизайн «четверки». Этот автомобиль в свое время считался вершиной автомобильной моды.
— Владельцы хвалят ВАЗ-2114 за просторный и функциональный салон, достойный комфорт даже для дальних поездок.
— Отдельные похвалы вызывает мощный и экономичный двигатель, позволявший «четверке» развивать по тем временам очень приличную динамику.
— Многие отмечают надежность и неприхотливость этой модели — при своевременном обслуживании ВАЗ-2114 практически не ломается.
— ВАЗ-2114 ценят за простоту и доступность ремонта — любая поломка может быть устранена своими силами за считанные часы.
— Большинство водителей оценивают ВАЗ-2114 как очень управляемый и «послушный» на дороге автомобиль.
Так что и сейчас ВАЗ-2114 пользуется заслуженной любовью автолюбителей благодаря оптимальному сочетанию современного дизайна, динамики, комфорта и надежности.
Преимущества и недостатки ВАЗ-2114
Как и любая модель, ВАЗ-2114 имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим основные из них:
Преимущества:
— Современный и стильный дизайн, необычный для отечественных авто того времени
— Мощный и динамичный по меркам 90-х двигатель
— Хорошая управляемость и устойчивость на дороге
— Вместительный и функциональный салон
— Низкий расход топлива
— Относительно низкая стоимость и доступность запчастей
— Простота и дешевизна ремонта
— Надежность и неприхотливость конструкции
Недостатки:
— Устаревшая по нынешним меркам безопасность
— Небольшой срок службы ряда узлов и агрегатов
— Недостаточно эффективные тормоза
— Высокий уровень шума на высоких скоростях
— Объективно слабые по современным меркам динамика и комфорт
Тем не менее, для своего времени ВАЗ-2114 был очень современным и прогрессивным автомобилем. И сегодня «четверка» отлично подходит в качестве первого бюджетного авто.
Сравнение ВАЗ-2114 с конкурентами
В сравнении с зарубежными конкурентами того времени ВАЗ-2114 выглядел вполне достойно:
— По сравнению с Fiat Tipo у «четверки» был менее современный дизайн и более скромное оснащение. Зато ВАЗ-2114 выигрывал в надежности и ремонтопригодности.
— В сравнении с Ford Escort, ВАЗ-2114 уступал в комфорте и качестве сборки. Но зато российский автомобиль был гораздо доступнее по цене при сопоставимой динамике.
— Относительно Skoda Felicia, «четверка» выглядела менее современно, но при этом имела более мощный двигатель и лучшую для своего времени аэродинамику.
— ВАЗ-2114 практически не уступал по техническим характеристикам чешской Skoda Favorit, но был намного дешевле в покупке и обслуживании.
— По сравнению с ВАЗ-2108 «классического» семейства, «четверка» выигрывала по всем параметрам — и по дизайну, и динамике, и комфорту.
Так что в целом для бюджетного семейного автомобиля 1990-х годов ВАЗ-2114 выглядел очень достойно на фоне зарубежных конкурентов. И по сегодняшним меркам «четверка» вполне может конкурировать с раритетными иномарками той эпохи.
Перспективы и будущее ВАЗ-2114
Несмотря на прекращение производства ВАЗ-2114 в начале 2000-х годов, у этой модели определенно есть будущее как у раритетного автомобиля:
— ВАЗ-2114 сохраняет статус одного из самых узнаваемых и культовых отечественных авто, поэтому спрос на «четверку» со стороны ценителей ретро-автомобилей будет только расти.
— Благодаря простой и недорогой эксплуатации, ВАЗ-2114 подходит для повседневного использования как бюджетный вариант первого авто.
— Для автолюбителей-ностальгиков «четверка» — отличная основа для восстановления и тюнинга в стиле той эпохи. Таких проектов с каждым годом становится всё больше.
— Коллекционная ценность ВАЗ-2114 с годами только растет. Хорошо сохранившиеся экземпляры последних годов выпуска уже сейчас стоят немалых денег.
— ВАЗ-2114 востребован в киноиндустрии для съемок в ретро-проектах. Такая слава еще долго будет подогревать интерес к этой модели.
Так что легендарная «четверка» еще долго будет на слуху как символ целой эпохи в истории отечественного автопрома. И вряд ли когда-нибудь этот автомобиль будет предан забвению.
Выводы: насколько актуальна «четырка» сегодня
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что легендарная «четверка» ВАЗ-2114 по-прежнему остается востребованной и актуальной моделью сегодня.
Несмотря на 30-летний возраст конструкции и прекращение производства в начале 2000-х, ВАЗ-2114 не теряет популярности благодаря ряду факторов:
— Узнаваемый, яркий и современный дизайн, выделяющий «четверку» на фоне других ретро-авто.
— Доступная цена при покупке и низкая стоимость владения. Дешевизна и простота ремонта.
— Хорошая динамика и управляемость по сравнению с «классикой» ВАЗ. Надежность и неприхотливость.
— Сохраняющийся спрос со стороны ностальгирующих автолюбителей и фанатов ретро-стиля.
Так что для бюджетного авто с характером ВАЗ-2114 до сих пор остается одним из лучших предложений на вторичном рынке. И в обозримом будущем популярность этой модели вряд ли спадет.